«Комсомолка» собрала за «круглым столом» представителей власти и руководителей управляющих организаций.
Министр энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области Александр БУКИН.
И.о. директора Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области Людмила ХРАМОВА.
Председатель комитета жилищно-коммунального хозяйства мэрии г. Ульяновска Владимир ЕГОРОВ
Генеральный директор ОАО «ДК Ленинского района» Евгений КАЛМЫКОВ
Директор ООО «Жилстройсервис» Алексей БОЛОТОВ
Генеральный директор ОАО «ДК Засвияжского района № 2» Руслан СЕЮКОВ
Генеральный директор ОАО «ДК Засвияжского района № 1» Александр ЗАХАРОВ
Генеральный директор ОАО «ДК Заволжского района» Михаил СЫЧЕВ
Генеральный директор ОАО «ДК Железнодорожного района» Николай ГУРЬЯНОВ
Жилищно-коммунальные вопросы сегодня касаются практически каждого человека. Все мы платим за квартиру, пользуемся горячей и холодной водой, электрической энергией. Однако зачастую не каждый ульяновец может получить ответ на волнующие его вопросы: почему растут тарифы, обоснованы ли они, что входит в обязанности управляющих организаций и зачем нужны старшие по домам. Все эти темы обсуждали на недавнем «круглом столе», организованном газетой «Комсомольская правда-Ульяновск» совместно с региональным Министерством жилищно-коммунального комплекса. Диалог продолжался почти полтора часа.
Насколько экономически обоснованы тарифы на жилищно-коммунальные услуги?
Александр БУКИН:
– Сегодня вопросами тарифообразования в нашем регионе занимается орган исполнительной власти при Министерстве экономики. Предельные индексы для всех субъектов РФ устанавливают федеральные структуры. Строку «ремонт и содержание жилья» формируют вместе с управляющими компаниями сами жители.И ульяновцы должны четко понимать, что многое зависит от них самих. Соглашусь с теми, кто говорит, что стоимость ЖКУ сегодня высока, но она экономически обоснована. Увеличение цены на услуги произошло не более чем на 15 процентов. С точки зрения юридической обоснованности все правильно. Что касается тарифа на «ремонт и содержание», то в регионе всего 30 процентов горожан утвердили цены на эти услуги. Это говорит о том, что люди не хотят увеличения стоимости работ. Однако в тоже время многие требуют повышения качества оказания ЖКУ. Также причиной сложившейся ситуации может являться и тот факт, что не все управляющие компании своевременно и открыто рассказывают о том, что было сделано, и какие средства пришлось потратить на определенный перечень работ. Увы, но ни на один сход граждан пока, к сожалению, не собирается даже 50 процентов собственников жилья.
Людмила ХРАМОВА:
– Мы уже завершили формирование тарифов на 2011 год. На все коммунальные услуги установлена цена (водоснабжение, водоотведение, электроэнергию и другие). Хотелось бы отметить, что правительство России и губернатор области Сергей Морозов поставили перед нами задачу: не завышать стоимость ЖКУ. Для сравнения, в прошлом году предельный индекс роста платы за коммунальные услуги у нас составлял 18 процентов, а на сегодняшний момент уже 15 процентов. Следует сказать, что, безусловно, жестко контролируется увеличение стоимости каждой ЖКУ. Так, если на теплоснабжение федералы установили рост для региона 14,5 процента, нам удалось удержаться на отметке 13,6 процента. На водоснабжение -14 процентов, а у нас сложился рост в размере 12,7 процента. Важно разговаривать с людьми, объясняя им, почему повышается стоимость на ту или иную услугу и что мы делаем для того, чтобы этот рост не слишком сильно ударил по карманам потребителей. В настоящее время нам задают много вопросов: почему не можем оставить тарифы на уровне прошлого года. Объясняю. Мы с радостью бы не увеличивали стоимость ЖКУ, но это невозможно. Растет цена на топливо, газ, мазут, энергию. И это нужно понимать. Кстати, каждый год, перед повышением стоимости ЖКУ мы составляем график выездов в муниципальные образования для обучения специалистов и разъяснительной работы.
Уже сейчас мы начали собирать документы для формирования тарифов на 2012 год. До 1 мая нам необходимо будет отправить окончательные расчеты в ФСТ.
Владимир ЕГОРОВ:
– Формированием тарифов мы занимаемся в части своей зоны ответственности, которая определена законодательством. А плата за ЖКУ формируется из двух составляющих: тарифа и норматива. Кроме того, нужно заметить, что мы будем формировать размер платы по статье «содержание и ремонт жилья» в случае, если ульяновцы не договорятся со своими управляющими компаниями. Окончательное решение будет принимать глава города Александр Пинков. Однако здесь нужно сделать акцент на том, что перечень работ нами не утверждается. В наши полномочия это не входит.
Должно ли население принимать участие в формировании тарифов на коммуналку? И нужно ли людям знать, из каких сумм складывается стоимость ЖКУ? Если да, то почему до сих пор населению не дали объективной, точной информации?
Александр ЗАХАРОВ:
– У нас в управлении находятся 524 дома. На сегодняшний момент собственники 26 из них приняли решение о повышении тарифа на «содержание и ремонт жилья».
Хочу отметить, что собрания с собственниками мы начинаем с отчетов: на какие работы и сколько было потрачено. В этом году у нас закончился срок договоров, и мы предложили собственникам продлить их или выбрать другой способ управления. При этом рассказали о всех «плюсах» и «минусах» различных вариантов.
Также объяснили людям, какой перечень работ необходимо провести на том или ином объекте. К сожалению, пока в большинстве домов собственники еще не определились с тарифами. Но собираемых средств нам и сейчас катастрофически не хватает.
Отвечая на ваш вопрос, хочу подчеркнуть, что население в обязательном порядке должно принимать участие в формировании тарифов на «ремонт и содержание жилья».
Если говорить о нехватке информации, то мы со своей стороны стараемся сделать все возможное, чтобы у людей не возникало вопросов. Наша работа и расчеты максимально открыты и прозрачны для населения. У большинства людей сегодня все еще присутствуют потребительские настроения. Многие считают, что на ремонт выделяются определенные суммы из бюджета области и города. На самом деле это не так. Технологию сбора и получения средств мы объясняем. Однако даже это пока не способствует повышению сознательности. Большинство собственников наплевательски относятся к дому, в котором живут, считая, что кто-то со стороны должен отвечать за чистоту в нем, порядок, ремонт. Это нужно менять.
с% Для чего нужны домовые комитеты и старшие по домам (подъездам)? Удастся ли в ближайшее время сформировать эти институты?
Михаил СЫЧЕВ:
– Институты старших по домам нам жизненно необходимы.Эти структуры представляют собой посредников между собственниками жилых помещении и управляющими организациями. Старший по подъезду или дому -это человек, пользующийся безусловным авторитетом среди жильцов и разбирающийся в существующих законах и документах, он может доходчиво объяснить людям, что нужно для приведения конкретного дома в надлежащее состояние. Если такой человек появляется, то у населения возникает меньше вопросов, касающихся строки «содержание и ремонт жилья». По задумке законодателей, старшие должны уметь без труда «разложить все цифры по полочкам», чтобы население могло сделать выводы, исходя из протокола весеннего или осеннего осмотра здания, предоставленного УК.
Отсутствие старших по домам сегодня приводит к возникновению вопросов: а зачем нам ремонт кровли или межпанельных швов? Приходится тратить больше времени для разъяснительной работы. Со своей стороны хотим заверить, что в получении информации старших по домам и подъездам никто ограничивать не будет. Любые необходимые им для работы цифры мы готовы предоставить. Кроме этого, сегодня мы размещаем отчеты и планы, в соответствии с Постановлением правительства № 731, на собственном сайте www.dukz.ru и сайте мэрии www.ulmeria.ru.
Домовой комитет представляет собой консолидированный орган, который отражает мнение всего жилого дома. Нельзя допустить возникновения ситуации, в результате которой старший по дому будет «тянуть одеяло на себя», облагораживая только свой подъезд. Комитетом будут приниматься взвешенные и объективные решения, благодаря которым средства станут грамотно и правильно распределяться.
Как только начнут появляться люди, которые будут действовать в интересах дома, а не противопоставлять себя управляющей организации, должен многократно усилиться эффект управления домом, появятся ощутимые результаты проделанной работы. Кстати, такие дома видны сразу. У них и прилегающая территория более благоустроенная, и состояние коммуникаций удовлетворительное.
На сегодняшний день, наша задача: обучить старших по домам и подъездам эффективной и грамотной работе. А также пониманию того, что тариф на содержание и ремонт складывается из перечня работ, которые определили собственники.
Сегодня активно обсуждается вопрос о том, кто должен оплачивать эти институты. У нас было несколько дискуссий. С одной стороны, если зарплату будет платить УК, то фактически складывается ситуация, когда мы нанимаем этих людей, и собственники начинают опасаться, что действовать старшие станут в интересах компании, а не дома.Наиболее верным будет, если собственники сами примут решение об оплате труда этих людей.
Владимир ЕГОРОВ:
– Мы уже сформировали из 50 наиболее активных и неравнодушных людей две группы для обучения. В будущем они должны занять должности профессиональных старших по домам. В целом в этом году планируем обучить не менее 300 человек. И в дальнейшем эта работа будет продолжена.
Почему в Ульяновске не соблюдают принятые правила ЖКХ (например, управляющие компании занимаются уборкой подъездов, собирая дополнительные деньги с населения за эту услугу)? Что вообще входит в обязанности УК?
Руслан СЕЮКОВ:
– Люди часто твердят, что где-то в законе прописано: управляющая компания обязана бесплатно убирать подъезды, мусорные камеры или выполнять какие-либо еще работы. На самом деле это не совсем так. Только собственники по закону сами решают, какой перечень работ будет делать УК. Ведь каждая услуга стоит денег. Это как в ресторане. Заказали мы с вами пирожок, компот и суп, то принесут именно это, и за них нужно будет заплатить в соответствии с ценами в меню. Если второе вы не просили, то его и не будет на вашем столе.Так и с ЖКУ. Если жильцами не утверждено финансирование работы уборщицы, на нее не стоит рассчитывать.
За все, в том числе и перечень выполняемых работ в доме, несет ответственность собственник. У нас в управлении есть жилой фонд, где люди платят мало за содержание, но и услуг мы им оказываем по минимуму. А часть жилые здания, где собственники осознанно приняли тариф до 18 – 20 рублей. Годной стороны, это дорого. С другой – с квартиры в целом получается на 50 – 100 рублей больше, чем средние по городу расчеты. Но мы в свою очередь, за эти деньги убираем подъезды, выставляем здесь охрану, монтируем камеры наблюдения.
Исторически сложилось, что у нас в тарифе до сих пор львиная доля средств тратится на энергетику. И на этом мне тоже хотелось бы акцентировать внимание.
У нас принято ругать УК, что они не делают одного, другого, третьего. Но именно управляющие организации, в первую очередь заинтересованы в качественном выполнении всех работ. Почему? Если компания будет плохо обслуживать дом, то собственники откажутся от ее услуг, выберут другую или организуют ТСЖ.
Хочу согласиться с предыдущими выступающими, что необходимо наладить грамотные взаимоотношения с населением, объясняя им, на что тратятся деньги.
Как только собственники
начнут понимать, куда уходят средства, то прекратится противостояние между УК и населением, исчезнут вопросы и претензии.
О Что делать со злостными неплательщиками?
Алексей БОЛОТОВ:
– Мне бы хотелось поднять такую злободневную проблему, как долги населения. Мы пытаемся ее решить своими силами. Сегодня у нас на руках есть на 50 миллионов рублей судебных решений. Столько нам должно население. Мы передали эти документы в службу судебных приставов и получили на расчетный счет… всего пять миллионов рублей. Остальную сумму получить пока не удалось. И нет уверенности, что нам ее перечислят. По информации приставов, больше с людей, являющихся должниками, нечего взять. Судебные приставы ходят в рейды, но это не приносит нам ощутимых финансовых результатов. Не на что наложить арест у должников.
Хочу обратиться к представителям власти: может быть, стоит возобновить обсуждение темы выселения злостных неплательщиков в менее комфортное жилье. Ведь 85 процентов должников – это люди, живущие в неприватизированных квартирах. Значит, у представителей власти есть определенные рычаги воздействия на таких ульяновцев.
Александр БУКИН:
– Мы каждый год отправляем обратно в федеральный бюджет солидную сумму, которую планировалось потратить на выделение субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг малообеспеченным гражданам. Может быть, стоит вам поработать более эффективно в этом направлении? Вопрос о выселении может подниматься только в том случае, если мы реально увидим, что человек может, но не хочет погашать долги.
Алексей БОЛОТОВ:
– Вторая проблема, с которой мы столкнулись в этом году, невозможность попадания в квартиры. Даже при реализации 185 федерального закона о капитальном ремонте нам приходится испытывать трудности. Причем не удается провести ремонтные работы даже с приглашением участковых. Собственники требуют предъявить решение суда. А уже после этого заходить внутрь. Все стали настолько грамотными.
Причем в случае аварийных ситуаций, мы также оказываемся в заложниках у законодательства. Оно, к сожалению, не совершенно. Получается, мало того, что человек оказывается должником, так у него еще и кран подтекает, и уборная, а мы ничего не можем сделать. Жители нижних этажей жалуются, а у нас руки оказываются связанными. И еще несколько слов мне бы хотелось добавить к вопросу о том, что должны делать управляющие компании, а что нет. Одной из проблем, на мой взгляд, является запрещение перекрестного субсидирования. И я бы разбил строку «содержание и ремонт» на две: отдельно «текущий ремонт» и «содержание».
гъ Кто несет ответственность за некачественное оказание ЖКУ?
Евгений КАЛМЫКОВ:
– Естественно, домоуправляющая компания. Но здесь мне бы хотелось сделать акцент на сравнении: чем, например, отличается частный дом от многоквартирного. Если в первый не поступает вода или газ, или здесь вдруг начинает протекать кровля, то его хозяин сразу же берется за устранение этих проблем, пытаясь их ликвидировать.То есть, по сути, предъявляет претензии себе. Так должно быть и в многоквартирном жилом доме. Собственники обязаны инициировать проведение общего собрания и решить, что они будут делать дальше: какой способ управления выбрать, где они будут обслуживаться. Если это ТСЖ, то ответственность за происходящее несут сами люди. Если дом находится в управлении УК, то ее специалисты приходят с ревизией, составляют акты, выставляют свое коммерческое предложение, где прописывают, какие услуги и почем они готовы оказать. И здесь важно найти взаимопонимание и общее, устраивающее обе стороны решение. Если это произойдет, то и люди потом не будут жаловаться на некачественно оказанные ЖКУ. Согласитесь, если наши специалисты прогнозируют, что весной крыша дома потечет, то ее ремонт необходимо запланировать. Иначе проблема вскроется, а к ее решению окажутся не готовыми ни жильцы, ни подрядная организация. Поэтому уже сейчас мы на обслуживаемом нами фонде пытаемся по максимуму обнаружить все проблемы, и заказываем в проектных организациях расчеты их решения, чтобы потом обсудить их с собственниками.На общих собраниях мы озвучиваем наши предложения. Причем делаем это детально, рассчитывая, сколько придется вложить в общее дело каждой квартире.Независимо от принятого решения или в результате срыва собрания, контролирующие органы не смогут предъявить нам претензии, как, впрочем, и сами жильцы не вправе рассчитывать на какую-либо компенсацию (например, в случае пролива кровли). Мы хотим, чтобы собственники на этом примере поняли, что именно они несут ответственность за то, что происходит в их доме.
Николай ГУРЬЯНОВ:
– Я хочу остановиться на двух нюансах. Мой коллега Алексей Болотов уже правильно сказал о запрещении перекрестного субсидирования. Это тема для проведения отдельного «круглого стола» и детального изучения вопроса. Второе, на чем хотелось бы заострить внимание, это старшие по до-мам.К сожалению, не хватает сегодняшним собственникам ответственности и понимания. На мой взгляд, к дому нужно относиться, как к живому человеку .А он, как известно, всегда индивидуален. Поэтому и цели у каждой управляющей организации могут отличаться. Где-то фонд более старый и требует существенного капитального ремонта. Другим домам хватит косметического приведения в порядок, поэтому люди хотят тратить собранные средства на охрану и видеокамеры. У меня, например, в управлении находятся локальные поселки, где остро стоят проблемы очистки выгребных ям, газификация. Так, например, пришлось нам принять дома от железной дороги. А они отапливаются от котельной, которая работает на мазуте. Сегодня это непозволительная роскошь. И если власть заставит нас перевести эти дома на газ, то резко упадут тарифы.
Еще одна головная боль -общежития. У меня их тридцать. И там творится настоящий ужас.
И еще об одном хочу сказать. Некоторыми законами нас (ДК – ред.) в переносном и прямом смысле поставили на колени. Кто заставляет принимать дома от военных ведомств, заводов, железной дороги? Федералы. И нам от этого никуда не деться. А принимаем на свой баланс мы зачастую фонд, находящийся, мягко говоря, в удручающем состоянии. Я единственное что хочу сказать, если мы не проведем комплексный ремонт в доме, нам успеха не видать. И оказывать качественные услуги мы не сможем. Что касается 185 федерального закона о капитальном ремонте, то я не считаю его панацеей от всех бед. Такие же документы должны быть приняты в регионе и муниципальных образованиях. Ведь мы не просим: дайте нам денег. Мы готовы работать!
Подводя итог, собравшиеся пришли к мнению, что реформирование системы ЖКХ еще не завершено, и в регионе предстоит многое сделать. Между тем, все участники «круглого стола» отметили, что качество ЖКУ необходимо повышать. Но для этого необходимо консолидировать усилия как собственников, так и поставщиков услуг и УК.