Сергей Гогин

В Ульяновске перед зданием Законодательного собрания области 4 февраля пройдет пикет, организованный представителями либеральной оппозиции и правозащитниками.

Основные требования – прекращение судебного произвола и подлинная реформа судебной системы. Организаторы также хотят привлечь внимание к дорожно-транспортному происшествию с участием федерального судьи из Подмосковья Валерия Саса. ДТП, повлекшее гибель двух человек, произошло 22 января на мосту через Волгу. Судья Сас мог быть нетрезв, во всяком случае, от медицинского освидетельствования в тот день он отказался, ссылаясь на свой статус. Общественность опасается, что дело могут спустить на тормозах.

Напомним, в ночь на 22 января на старом мосту через Волгу в районе Ульяновска джип “Тойота – Хайлендер”, которым управлял судья Щелковского городского суда Московской области Валерий Сас, столкнулся с машиной “ВАЗ – 2112”, в которой ехали четыре человека, члены одной семьи. 22-летний водитель “Лады” погиб на месте, а 23-летняя пассажирка Альбина Шарафутдинова через несколько часов скончалась в Центральной городской клинической больнице. Еще одна женщина 52 лет, находится в в реанимации. Родственники потерпевших, со ссылкой на инспектора ГИБДД, говорят, что судья был нетрезв. Корреспондент “Новых известий” и “Газеты.ру” Михаил Белый все последние дни пристально следил за этим делом:

– Именно сотрудники ГИБДД заявили, что водитель “Тойоты” выехал на полосу встречного движения там, где обгон запрещен, и допустил столкновение. Адвокаты говорят, что на данных ГИБДД будет строиться обвинение. Сас отказался от освидетельствования, хотя ему было выгодно его пройти – сказал Белый.

Отец погибшей Альбины Шарафутдиновой Раис сообщил, что дело расследуется медленно и что родственников жертв этой аварии следствие формально признало потерпевшими только почти две недели спустя. Судья Сас вообще потерялся из виду:

– Он даже не позвонил, не попросил прощения. Наверное, занят другим: как уйти от ответственности.

Выйти на судью не удается даже сотрудникам следственного комитета при прокуратуре, говорит журналист Михаил Белый:

– Следователь не знает, где находится Сас, и у него невозможно взять подписку о невыезде, потому что он обладает иммунитетом.

На месте ДТП были свидетели, но прибывшие следователи их почему-то не опросили и теперь ищут заново. Активист общественного движения “За достойную жизнь” Евгений Лытяков не берется прогнозировать, уведут ли судью от ответственности или наоборот, показательно накажут:

– Такие вещи нельзя спускать на тормозах. Но, как говорят юристы, законность и справедливость не всегда совпадают.

Ульяновские правозащитники обратились в Высшую квалификационную коллегию судей России и Общественную палату с письмом. Они просят взять под особый контроль происшествие в Ульяновске “ввиду особого статуса участника ДТП, в котором погибли люди”. У этого происшествия есть и еще одна сторона: возможно, Альбину Шарафутдинову можно было спасти, если бы ее сразу же доставили в недавно созданный специализированный центр помощи пострадавшим при ДТП. Но врач “скорой помощи” решил отвезти Альбину в больницу на другой конец города, руководствуясь ведомственными инструкциями. На это потребовалось около трех часов. Но и в центральной горбольнице пострадавшей Альбине Шарафутдиновой пришлось ждать помощи, все происходило совсем не так, как в американских фильмах. Раис Шарафутдинов свидетельствует:

– К ней отнеслись наплевательски. Привезли – и полчаса оформляли выясняли, где прописана. А надо было срочно поместить ее в реанимацию.

Региональное Министерство здравоохранения провело служебную проверку. Медиков, допустивших сбой в оказании экстренной помощи, обещали наказать.