С интересом наблюдаю за развитием событий, связанных с постом navalny Губернаторы и дневники.

Я в воскресенье находился у компьютера и заметил этот пост после 5-6 минуты его появления. Ситуация, безусловно, заинтересовало. Слава Навального известна, как и известна сила каждого его поста о том, или ином факте бюджетных растрат и нарушений.

У меня была возможность с интересом проследить развитие событий. В первые 10-15 минут пост набрал свыше 100 комментов, на сегодняшний момент их уже под 1000. Как я понял, люди и не вчитывались особо, просто улавливали общую интенцию что кто-то, что-то, где-то распилил и выражали естественное возмущение. Навальный, конечно, понимает и чувствует “массу”, которой нужно зрелище и “кровь”, существо дела здесь мало кого волнует.

В принципе, Навальный задал вполне правильные вопросы:

– зачем тратить бюджетные деньги на разработку электронных дневников в регионе, если подобные платформы уже созданы у соседей и успешно функционируют;

– почему нет единого общероссийского решения этого вопроса для образовательных учреждений.

Для того, что бы особо не утруждать себя изучением деталей Навальный сослался в качестве фактуры на статью весьма уважаемой газеты “Коммерсантъ”, где Сергей Титов постарался объективно описать ситуацию вокруг введения электронных дневников в школах Ульяновской области и планируемых бюджетных затратах на это дело.

В посте Навальный использовал лишь один абзац из статьи, из которой следовало, что:

– правительство региона выделяет 26,5 млн.рублей в год на введение электронных дневников;

– конкурс на разработку программы Правительство проводить не намерено;

– учителя и IT- специалисты отмечают, что существуют более дешевые и совершенные программы.

Ну и далее пошел в принципе праведный полустёб на тему – а зачем тратить деньги на разработку программы, если ее можно взять бесплатно у chirkunov.

В принципе все.

Публика с жадностью все “схавала” и понеслось.

В свою очередь я тут посидел, покопался в интернете, попытался разобраться в ситуации. Она оказалась сложнее:

– программа “Электронный дневник” в Ульяновской области уже разработана (может быть даже ранее пермской) и денег на ее создание не требуется;

– что бы программа работала, необходимо что бы в каждой школе кто-то занимался текущей работой по внесению в нее данных, а попросту говоря – переносил оценки из бумажного журнала в электронный. Как и любая работа, любой труд – должен быть оплачен. Указанные 26,5 млн. рублей выделяются напрямую школам, что бы они сами решали кому платить за этот труд – учителям, привлеченным к этой работе старшеклассникам и т.п.;

– программа нуждается в совершенствовании в плане дополнительной защиты персональных данных – и эта работа будет вестись;

– в регионе проводились общественные слушания по этой теме, по этой программе. Слушания были открытыми, пришли, по словам уж никак незаинтересованного (и к тому же критика этой программы) правозащитника Игоря Корнилова (wapkin) “кто захотел тот и пришел”;

– для школы использование этой системы не обязательно, она может самостоятельно подключиться и к другим (наподобие этой, наиболее продвигаемой на общероссийском уровне http://dnevnik.ru/), все равно получая денег на работу по наполнению этой программы данными;

– на поддержание Пермской программы, упоминаемой Навальным тратится из краевого бюджета намного больше денег: 5 млн. рублей – на поддержку программы (деньги идут владельцам программы), и по 400-500 рублей (на каждый дневник!!!) идут в школы (в Ульяновске планируют по 20 рублей на один дневник, что в разы меньше) и тратятся на ввод данных в эту программу;

– все остальные продвинутые регионы ПФО тоже разработали и внедрили собственные программы – Самара, Казань. Сколько они им стоили и стоят в настоящий момент – никто пока не удосужился проверить.

Что в итоге:

– как оказывается никто, ничего не попилил в настоящий момент. Попилят может только школы суммы в 20 рублей на каждого ученика между учителями, заполняющими программу;

– Ульяновская область тратит в разы меньшие (на 2-3 порядка) суммы по сравнению с Пермью на функционирование этой системы;

– вины региона в том, что федеральные ведомства не внедряют унифицированные программы нет и быть не может;

– деньги идут напрямую в школы (потому и не может быть никаких конкурсов).

Думаете Навальному это интересно – нет, он написал, получил эффект, необходимый ему для своих политических целей и забыл об этой ситуации. В принципе, при наличии фактуры в объективе его прицела могла оказаться любой регион, активно внедряющий систему электронных дневников (в том числе и такие, как Питер – почитайте комменты к его же посту). Но под руку попалась статья Сергей Титова, в статье были такие простые абзацы, и так мало альтернативных позиций и региональных примеров. Упрощение – это то, что действительно помогает овладеть умами масс.

Интересно ли это большинству его комментаторов – тоже нет. У них стандартная реакция собаки павлова – раздражение – реакция, без рефлексии.

Как таковая проблема внедрения современных информационных технологий в образовательных учреждениях есть, и она огромна и многогранна. Дискуссии, споры и посиск оптимальных решений тут важен как нигде. Именно поиск, обдуманный, со смыслом. Пример Навального – не из той серии, явно.

В этом плане очень точен в формулировках был omnenimiumnoce, описывая схожую ситуацию вокруг падежа скота на Мегаферме Октябрьской: “Задумайтесь в следующий раз, может быть ваше «возмущение» и «несогласие» – это всего лишь необразованность и лень. Которая кормит больших и корыстных троллей.”