МИХАИЛ БЕЛЫЙ

За плохое оказание медпомощи пострадавшим в громком ДТП ответили «стрелочники».

В скандальном деле о ДТП в Ульяновске с участием федерального судьи Валерия Саса появились первые виноватые. Это врач-реаниматолог «скорой помощи», который оказывал медицинскую помощь пострадавшим в жуткой аварии, и дежуривший в тот день диспетчер «скорой». После разноса, устроенного главой региона Сергеем Морозовым на совещании в областном правительстве, чиновники, похоже, бросились искать «стрелочников». Ни глава областного минздрава, ни отделавшийся выговором руководитель регионального травмцентра помощи пострадавшим при ДТП уйти со своих постов не поспешили.

Как неоднократно сообщали «НИ», авария на волжском мосту в Ульяновске произошла в ночь на 22 января. Внедорожник Toyota Highlander под управлением судьи Щелковского городского суда Валерия Саса, по данным областного управления ГИБДД, выехал на полосу встречного движения и столкнулся с «ВАЗ-2112». В результате 22-летний водитель «Жигулей» скончался на месте. 23-летнюю пассажирку Альбину Шарафутдинову, находившуюся в тяжелом состоянии, транспортировали не в травматологический центр первого уровня помощи пострадавшим при ДТП, располагающийся в нескольких минутах езды от места аварии, а в Центральную городскую больницу (ЦГБ) на краю города. Там, по словам родителей Альбины, девушке не спешили помогать – примерно полчаса оформляли документы. В итоге Альбина скончалась. Другую пострадавшую – 52-летнюю женщину – сначала отправили в специализированный травмцентр, но позднее на «скорой» перевезли в ту же муниципальную больницу.

Заместитель главврача станции скорой медицинской помощи Ульяновска Александр Шаповал пояснял: Альбину Шарафутдинову повезли в ЦГБ за 25–30 километров, а не в травмцентр по той причине, что в тот день «дежурная нейрохирургия была в ЦГБ». Из его слов следовало, что врач «скорой помощи» принял совершенно адекватное решение – повез больную туда, где ей могли оказать специализированную помощь. Получается, что травмцентр первого уровня, официально открывшийся в Ульяновской области 1 декабря 2010 года, в тот момент не был готов оказать этот вид помощи пострадавшей в автоаварии?

После того как дело получило нешуточный резонанс, поспешил отреагировать губернатор Сергей Морозов, призвавший наказать медиков, «нарушивших должностные регламенты». Министр здравоохранения Ульяновской области Валентина Караулова после этого сообщила «НИ», что «были недоработки организационного плана». «Наказан руководитель травмцентра, руководитель Центра медицины катастроф, мой заместитель также понес наказание. Кроме того, рекомендовано городскому комитету здравоохранения рассмотреть возможность о привлечении к ответственности руководителя станции скорой медицинской помощи», – пояснила г-жа Караулова. Она уточнила, что всем перечисленным персонам объявлены выговоры. «Для руководителя это очень серьезное наказание», – заключила министр.

Между тем «НИ» выяснили, что в числе реально наказанных диспетчер «скорой», которая работала в ночь аварии. Главный врач городской станции скорой помощи Айрат Имангулов подтвердил «НИ», что диспетчер отстранена от работы. Он также сообщил, что обязательно накажет врача-реаниматолога, который работал на месте ДТП. В то же время г-н Имангулов рассказал, что врач, оказывавший помощь пострадавшим, очень опытный, имеет 28-летний стаж работы на «скорой помощи», поэтому «его трудно чем-то испугать или удивить». «Картина, которая предстала перед доктором, была очень тяжелая: труп, одна – в тяжелом состоянии, одна – в состоянии средней степени тяжести, один – в удовлетворительном состоянии. Четверо пострадавших. Одновременно всех осматривая и вызывая подмогу, врач решает везти девушку на реанимобиле по преобладающей патологии. На первое место он ставит нейрохирургический диагноз – мозговую кому. Больная без сознания, травма очень тяжелая. Надо отдать должное врачу – он довез ее живой», – рассказал «НИ» Айрат Имангулов. Отвечая на вопрос, почему Альбину Шарафутдинову в итоге транспортировали в ЦГБ, а не в травмцентр, Айрат Имангулов еще раз подтвердил: «Дежурная нейрохирургия была в Центральной городской клинической больнице».

Глава минздрава Валентина Караулова говорит, что «у врачей просто не уложилось, что специализированный травмцентр тяжелую травму принимает каждый день». Ульяновские врачи, с которыми удалось пообщаться «НИ», в свою очередь заявляют: врач «скорой» поступил совершенно верно. Он решил доставить больную в нейрохирургическое отделение той больницы, которая в тот день дежурила. Эти дежурства закреплены в официальном графике. «Если бы реаниматолог решил везти девушку в другую больницу, ему бы просто сказали: «Ты что, с ума сошел!» Доктор со «скорой» и диспетчер это, конечно, прекрасно знали», – сообщил «НИ» на условиях анонимности один из ульяновских практикующих врачей. Тем не менее главврач станции скорой помощи Айрат Имангулов пообещал наказать реаниматолога. За что – он объяснить так и не смог. Собственно, неясным остается и то, за что был объявлен выговор самому г-ну Имангулову.

В то же время министр здравоохранения области заявила, что «не знает, что можно усмотреть (криминального.– «НИ») в действиях доктора (реаниматолога «скорой помощи». – «НИ»)».

Руководитель травмцентра первого уровня Алексей Куринный в свою очередь сообщил «НИ», что, по его мнению, Альбину Шарафутдинову следовало доставить в возглавляемое им медучреждение, а не в отдаленную городскую больницу. «Если бы такая больная поступила к нам, мы бы, безусловно, оказали ей помощь», – заверил г-н Куринный. Не исключено, правда, что наш собеседник лукавит: вторая пострадавшая в этом же ДТП была доставлена в специализированный травмцентр, однако оттуда по непонятным причинам была переправлена в обычную больницу, где находится и по сей день в тяжелом состоянии. Наверное, поэтому вопрос о том, кто действительно виновен в произошедшем, остается на повестке дня.