Ирина Антонова

В пятницу в 10 часов вечера мне пришлось вызывать «Скорую» маме. Диспетчер сразу предупредила: «Бригада у вас будет не раньше двух-трех часов». Я посмотрела на зеленое лицо мамы – и меня пробило в пот, она корчилась от жуткой боли в животе. На вопрос: «Почему так долго?». Ответ последовал довольно подробный: «Мы бы рады к вам приехать сейчас. У нас сегодня работает 12 бригад – это много. Но вызовов столько!.. Вы в списке предпоследние, а бригады не доехали еще к тем, кто вызывал в 6 часов. К тому же дороги занесены снегом, а нам приходится обслуживать и пригородную зону. В общем, ждите!»

Через два часа «Скорая», конечно же, не приехала. Я снова позвонила по телефону «03» и поинтересовалась, когда же примчится «Скорая»? Ответ был удручающий: «Не скоро». На вопрос: «Можно ли больную самим доставить на машине в больницу, если вы не успеваете?» Ответ заставил задуматься: «А как вы без диагноза ее повезете? Девушка, ждите!» В больницу ответили практически также: «Без направления от врачей «Скорой помощи» или поликлиники не принимаем». Пришлось ждать.

«Скорая» замаячила фарами в окошке только во втором часу ночи. Благо, врач в бригаде оказался очень внимательным, и диагноз поставил точно. В приемном отделении БСМП практически моментально взяли все анализы, сделали рентген, УЗИ и осмотрели все врачи, а их было не меньше пяти (это ночью, в пятницу!). У меня было с чем сравнить, буквально в декабре с драгоценной своей половиной попадала на «Скорой» в медсанчасть УАЗ. Увы, анализы брали, заполняли карту больного, делали УЗИ три часа! И врачей было от силы двое.

В конце концов, мама попала на операционный стол. У нее давление подскочило до 267 на 120. Хорошо, что рядом были настоящие профессионалы, по-настоящему любящие свое дело и своих больных!

P.s. Почему же «Скорая» едет 3 часа? Как живут врачи, работающие на вызовах? Как коснется модернизация работы «Скорой помощи»? Читайте в следующих номерах газеты.

Владимир Казанцев, социолог

Отрывки из брошюры «Здоровье и болезни: динамика и тенденции», август 2010г.)

Состояние здравоохранения

Начну с официальных (само-)оценок. В последней (по времени принятия) программе «Развитие здравоохранения Ульяновской области на 2010-2012 годы» наличествуют следующие признания:

«Службы, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, остаются функционально перегруженными и малоэффективными, доступность… помощи для работающего населения оказывается низкой.

…На сегодняшний день нет четкой системы восстановительного лечения и реабилитации.

…На амбулаторно-поликлиническом уровне слабо развита патронажная служба, не разработана система «Стационара на дому», часто не обеспечивается преемственность в лечении между стационаром и поликлиникой.

…Материально-техническая база дерматовенерологической службы продолжает быть неудовлетворительной: высок процент износа зданий, недостаточно оснащена лаборатория службы.

…Материально-техническая база противотуберкулезной службы Ульяновской области продолжает оставаться неудовлетворительной, высок процент износа зданий…» («Ульяновская правда», 09.06.2010г.).

Все это, конечно же, – оценки фрагментарные. Их можно добавить и статистикой: % укомплектованности медперсоналом, % износа зданий и оборудования, % бюджетных средств, выделяемых на здравоохранение, % этих средств, использованных по назначению…

…Частный статистический факт: с 2000 по 2008 количество выявленных новообразований по Ульяновской области выросло почти вдвое, количество же специализированных онкологических больничных коек… сократилось на 10%. Тем временем реформы российско-ульяновского здравоохранения из «кардинальных» перешли в «перманентные». Уместным ли будет вспомнить диагноз булгаковского профессора Преображенского: разруха не в клозетах, а в головах?

По правде говоря, мне, как социологу, ближе иная система оценок – та, что называется «общественным мнением» (если ей не спекулируют, как во время наших предвыборных кампаний). Сошлюсь на работу моих университетских (УлГУ) коллег.

«Традиционно население считает, что медицинское обслуживание, оказываемое государственными учреждениями, оставляет желать лучшего. Для выявления проблемных областей в системе здравоохранения респондентам задавали соответствующий вопрос: «Чем не удовлетворяет Вас государственное медицинское обслуживание?»

На него были получены следующие ответы:

44,6% опрошенных отметили вариант «Трудно попасть к врачу, большие очереди»;

30,4% респондентов заявили, что «Врачи выписывают лекарства, которые трудно достать или они очень дорогие»;

17,0% отметили, что «Советы, рецепты врачей редко помогают»;

15,3% респондентов отметили плохую работу бригад «Скорой помощи», которая долго едет до места вызова…

Данные опроса свидетельствуют, что основные проблемы, которые обусловили возникновение национального проекта в сфере здравоохранения, так и остались неразрешенными. Только 23,2% от общего числа опрошенных заявили, что «в целом меня удовлетворяет медицинское обслуживание». (Социальные аспекты жизни населения Ульяновской области/Под ред. Н.В. Дергуновой, А.В. Волкова. – Ульяновск: УлГУ, 2008. Стр. 18-19).

Итак, здравоохранение: количественный аспект (см. табл.). Попробую резюмировать в пределах 2004-2008 гг.

Первое. Инвестиции в здравоохранение выросли в 6,4 раза, зарплата медиков – в 2,7 раза, бюджетные расходы на медицину – в 2,1 раза.

Второе. Объем платных медицинских услуг вырос в 1,6 раза (о росте затрат на приобретение лекарств умолчу из гуманных соображений).

Третье. Почти на прежнем уровне осталось количество врачей, среднего медперсонала и больничных коек.

Четвертое. На 38% сократилось количество амбулаторий и поликлиник, на 21% – больниц.