Во вторник на этой неделе в здании областного Законодательного Собрания состоялся «круглый стол», посвященный обсуждению проекта Федерального закона «Об образовании» и новых образовательных стандартов общего образования.

В мероприятии приняли участие депутаты областного и городского парламентов, руководители муниципальных органов управления образованием, директора школ и гимназий Ульяновка и районов области.

Цель заседания – аккумулировать различные мнения профессионального сообщества в отношении упомянутых изменений, которые затем планируется довести до федерального центра (в частности – до председателя Комитета Госдумы по образованию Григория Балыхина).

По словам одного из модераторов «круглого стола» – секретаря регионального политсовета «Единой России» Игоря Тихонова, в настоящий момент все изменения в системе образования активно обсуждаются.

– Понятно, что и модернизация закона «Об образовании», и изменение образовательных стандартов давно назрели, поскольку школа должна соответствовать новым общественным запросам. Например, во всем мире сегодня активно внедряется профилизация – именно на уровне средней школы. Кроме того, России сейчас необходимы высококвалифицированные технические кадры, тогда как в последние годы у нас в стране наблюдается достаточно очевидная ориентация на гуманитарные дисциплины. Однако при этом ни в коем случае нельзя, что называется, вместе с водой выплеснуть и ребенка! Все конкретные изменения необходимо обсуждать, и мнение экспертных групп и широкой общественности должно обязательно учитываться, – отметил Игорь Тихонов.

Как отметил другой участник заседания – народный учитель РФ, преподаватель гимназии №44 Юрий Латышев, «резкие телодвижения» в сфере образования могут быть чрезвычайно опасными для будущего нашей страны.

– Я всегда говорил, что средняя школа должна дать государству, прежде всего, образованного, грамотного человека, а математика, физика, сварщика, лингвиста из него «сделают» уже специальные и высшие учебные заведения. Никто не возражает против ранней профилизации образования, но разве возможно это сделать путем жесткой обязательности одних предметов в ущерб изучения других дисциплин? – спрашивает учитель с более чем полувековым преподавательским опытом.

На заседании поднимались и другие острые вопросы, – например, связанные с долей расхода государства на образование (и, соответственно, с достойной оплатой учителям), о которой в проекте обсуждаемого закона говорится нечетко. Обсуждались в связи с этим и проблемы малокомплектных сельских школ, которым будет гораздо тяжелее переходить на систему относительно свободного выбора некоторых предметов (вне зависимости, будет ли осуществляться упомянутый выбор конкретным учебным заведением или самим учащимся).

Поднимались и ряд других сложных вопросов.

В итоге собравшиеся высказались за то, чтобы ученики в рамках государственного стандарта продолжали бы изучать все предметы, а профилизация должна выражаться в глубине изучения того или иного предмета(в том числе – в количестве предусмотренных учебных часов на то или иное профильное направление).

По итогам «круглого стола» было решено разработать документ с предложениями и рекомендациями его участников, который затем будет направлен в Государственную Думу России.