Наивные художники приглашают ульяновцев в сказку. В наш город прибыли картины – участники Московского международного фестиваля наивного искусства и творчества аутсайдеров “Фестнаив-2010”. Его вдохновителем и организатором стал Московский музей наивного искусства.
Наивное искусство – живопись непрофессионалов, самоучек – всегда существовало в российской художественной практике, но только в последние десятилетия получило эстетическое признание. Долгое время доминировало мнение о некой его “второстепенности”. При этом забывали, что ранние авангардисты, постмодернисты и художники-концептуалисты в поисках новых изобразительных форм обращались к непосредственности и простодушию наивов. Интерес к творчеству самоучек проявлял Шагал, к русскому лубку обращался Малевич, особое место наив занимал в творчестве Ларионова, Гончаровой, Кабакова. Отечественный наивный художник в отличие от своего зарубежного коллеги массового признания пока не получил. Он живет в своем отдельном мире, мало связанным с реальной художественной жизнью. Не всегда находит понимание и крайне редко обременен заказами. Он не уверен в своей включенности в общий художественный поток, поскольку не имеет “школы” и технологической оснащенности. Поэтому самоучки самостоятельно ищут и находят новые средства выразительности, новые формы и приемы. И этим они нам интересны.
По мнению специалистов, потенциал, которым располагает наив, может быть востребован в нашем бурном XXI веке, когда мы “фиксируем не историю эволюции, а историю катастроф”. Он никого не потеснит и вряд ли может стать властителем дум, зато предъявит самое ценное свое качество – целостное незамутненное сознание.
Директор музея Владимир Ильич Грозин так объясняет феномен наивного искусства: “Вы хотите жить в раю? Вопрос странный и простодушно-наивный. Но только не для наивных художников. Они живописуют рай, поскольку пребывают в нем постоянно. Жизнь они понимают как “золотой век”, потому как мир для них – это гармония и совершенство. Для них нет истории как постоянно творимого процесса, а время обращено в бесконечный круг, где наступающее завтра будет таким же лучезарным, как вчера. И не важно, что прожитая жизнь была беспросветно тяжелой, драматичной, а подчас и трагичной. Это нетрудно понять, если ознакомиться с биографиями наивов. Они словно хранят в генетической памяти свойственную их предкам целостность восприятия и сознания. Постоянство, устойчивость и душевное равновесие – вот условия нормальной жизни”.
В отличие от предыдущих фестивалей, которые проходили в Москве в 2004, 2007 годах, недавний изменил свою программу и тематику. Выставочная экспозиция, которую привезли в Ульяновск, состоит из двух разделов. Первый – “Страна СССР” – представляет ретроспективную коллекцию наивного искусства с 1920 до 1991-х годов. Здесь можно увидеть произведения классиков Примаченко, Никифорова, Волкова, Селиванова, Леонова. Именно их работы своей художественной самобытностью убедили советское общество в ценности такого творческого явления, как наив.
Второй раздел – “Экология и культура” – объединил в единое художественное пространство произведения современных наивных художников и аутсайдеров из девяти стран: Армении, Белоруссии, Испании, Италии, Латвии, России, Эстонии, Украины, Уругвая. Заявленная тема дала возможность авторам поведать о красоте и хрупкости окружающего мира, о тех духовных основах, которые могут сохранить эту живую материю.
Словарик
Наивное искусство – условный термин, которым обозначают стиль творчества самодеятельных, не получивших профессионального образования художников. Часто это понятие используется как синоним примитивизма, но в последнем речь, скорее, идет о профессиональном подражании непрофессиональному. Историческая база “наивного искусства” – народное художественное творчество. Как особое направление, оно окончательно оформилось лишь в ХХ веке, когда всемерно возрос общеэстетический и коллекционерский интерес к таким художникам, как Анри Руссо, Нико Пиросманашвили, Мария Примаченко. Местные варианты “наивного искусства” чрезвычайно разнообразны, но четко выделяются общие его черты: свежесть, особая задушевность мировосприятия, подражание профессиональным “большим” стилям (на грани их пародирования), тесная связь с поэтикой фольклора.
Ольга НИКОЛАЕВА