«Русский орфографический словарь» РАН фиксирует написание слова, обозначающего человека, ведущего блог, как блогер, т.е. с одной «г», хотя логично было бы писать слово-кальку с двумя «г» (транслит от слова blogger) по аналогии со словами «контроллер», «плоттер», «стоппер». Это подтверждается и статистикой. Так, проанализировав количество запросов Яндекса, можно узнать, что запрос «блоггер» более чем в два раза популярней, чем «блогер». Мы и сами постоянно пишем «блоггер» с двумя «г», но сегодня будем употреблять семантически верную форму слова – «блогер», так как речь пойдёт о «государевых» блогах. И дело не в указаниях РАН, а в том, что, по нашему предположению, слово «блогер» – это не калька с английского blogger, а аббревиатура от двух слов — блог и ЕР, т.е. «Единая Россия». Ведь не секрет, что большинство чиновников, ведущих блоги, являются активными членами правящей партии. Итак, в чем же отличие блогеров от блоггеров?

Узнать об этом мы решили у Ильи Рябченка, эксперта по социальным медиа, руководителя известной российской студии интернет-маркетинга SmoPro, которая специализируется на блогосфере.

– Наши местные чиновники активно ринулись в блогосферу. Это особенность только нашего региона или общероссийский тренд?

– Насколько я знаю, есть два тренда. Первый – чиновников загоняют в блоги и социальные сети. Это происходит в разных регионах России. Второй – некоторые из крупных чиновников уже обожглись на общении с народом и протестуют против внедрения в блоги. Пока их немного, но со временем масса может вырасти.

– Если говорить о тренде номер два, то на чём они обожглись? Не получилось сохранять дистанцию? Или проблема в извечном российском противостоянии «народа» и «власти»?

– К сожалению, точно не могу сказать. Насколько подсказывает логика – у чиновников есть некоторые проблемы с декларируемыми задачами и реальными. Поэтому в реальном мире чиновникам становится сложно объяснить те или иные поступки.

– В реальном сложно, а в виртуальном ещё сложнее? Получается так? Т.е. ты хочешь сказать, что чиновники просто боятся критики, предпочитая жить в своём особенном «мирке», где нет места прямому общению пусть даже и посредством блогов?

– Конечно, чиновникам очень сложно выйти в народ, так как у народа есть претензии, а у чиновников нет достаточных объяснений. К примеру, почему дороги в городе асфальтирует завод мэра, а не какой-то другой «Завод».

– Но ведь блоггеры, которые читают чиновничьи блоги – это не совсем народ. Точнее не самая референтная выборка.

– Да, блоггеры хуже, они не только задают вопросы, но и пишут предположения в своих блогах, которые читают их читатели. К примеру, если чиновник скажет что-то не то, то я могу написать свое мнение о чиновнике в своем блоге, а в нем более 1000 читателей. И что они подумают? Они поверят мне, т.к. давно читают мой блог, а чиновника подвергнут обструкции.

– У нас чиновники даже выделили блоггеров чуть ли не в отдельную социальную группу… Даже обращение ввели «уважаемые блоггеры».

– Это естественно, т.к. блоггеры – это микро-СМИ, которые влияют на отношение читателей. Если про вас написали 10 блоггеров, то вы получили некоторый охват (от 1000 до 10 000 человек). И эти люди узнали о вас именно то, что написали блоггеры.

– Возникает сразу вопрос – к каким блоггерам тогда обращаться? Вот, например, я пишу в блог на тему «как я сходил на рыбалку», я ведь явно не целевая аудитория. Получается, что чиновники встают перед проблемой выделения социально активных блоггеров. Но этого, у нас по крайней мере, не понимают, обращаясь ко всем сразу. Единственный намек на дифференциацию читателей – выбор платформы для блогов. В нашем случае это ЖЖ. Как ты считаешь – это правильное решение? Именно в ЖЖ наибольшая масса «социально активных»?

– Сегодня он пишет про рыбалку, а завтра про несправедливость администрации города. .. Да, самая активная в политическом смысле и вообще – это платформа Живого Журнала. Работать на них – это правильный выбор.

– Почему так?

– Потому, что в ЖЖ самые активные политические блоггеры. К примеру, Навальный. Кроме него есть ряд блоггеров, которые пишут о политике и государстве. В ЖЖ эта тема нормальна и естественна. Кроме этого, публикации в ЖЖ не один раз привлекали внимание вышестоящих властей, а публикации в других блогоплатформах такими свойствами пока не обладают.

– Тогда получается, что общение с «народом» получается крайне однобоким – только с социально активной частью блоггеров. По сути это только PR или не так?

– Не совсем так, несмотря на то, что основная часть читателей блога в ЖЖ – блоггеры, встречаются и простые люди, которые не читают блоги. Они просто попали на блог из-за известности блога чиновника и хотят решить какие-то свои вопросы. При этом желание повлиять на социально активную часть блоггеров никуда не пропадает. Именно эта часть выполняет в интернете функции СМИ, и чиновникам проще всего охватить её, вместо того, чтобы договариваться с каждым пользователем индивидуально.

Получается, что мотивация блогеров в корне отличается от мотивации блоггеров. Редко кто из чиновников может себе позволить быть искренним в своём дневнике и получать от его ведения удовольствие. Да и, что греха таить, зачастую и самостоятельным ведением блога многие чиновники себя не утруждают. Блог чаще всего воспринимается как дополнительная общественная нагрузка, в лучшем случае — как электронный аналог приёмной. Это настоящее ноу-хау российской управленческой вертикали — использование блогов для приёма жалоб и предложений. Тут неплохо будет вспомнить и про главного блогера страны — Медведева, который, по сути, и заложил эту традицию. «Написать в блог президенту» стало хорошим тоном для самого широкого круга жалобщиков и недовольных. Доходит и до курьезов — в интернете даже появились услуги по «написать в блог Медведеву». Кто-то умело пользуется ситуацией, когда люди видят эффективные решения только в «ручном режиме».

Но нормального диалога чаще всего не получается, что подтверждается и анализом теперь уже многочисленных блогов наших местных чиновников. Мешает нежелание сокращать дистанцию, да и времени, скорее всего, на активную интернет-деятельность не хватает. Остаётся только одна функция — функция книги отзывов и жалоб. Причём, как и у бумажного аналога подобной книги, безо всякой обратной связи. То есть написать-то можно что угодно, а вот о реакции узнать — никак.

Типичный пример такого блогинга — ЖЖ нашего губернатора, который по иронии судьбы стал лидером рейтинга активности блогов губернаторов, написав за месяц 26 записей в блоге и получив в ответ 69 комментариев, ни на один из которых не ответил. Что это? Интерактивной жалобной книгой не назвать – основного элемента интерактивности, т.е. обратной связи, нет. Обычном блогом явление тоже не назвать – нет той самой «соли» блоггинга – желания получать обратную связь от читателей и, соответственно, новых читателей.

За редчайшим исключением (С. Опенышева) желания получать эту самую интерактивную обратную связь нет ни у кого из наших местных новоиспеченных блогеров. Спасибо и на том, что хоть что-то дельное пишут в свои ЖЖ…

Кстати, если посмотреть на губернаторские блоги из рейтинга, то оказывается, что далеко не все из них работают на бесплатной платформе «Живого Журнала». Но таких «белых ворон» оказалось немного, основная масса блогеров, как и у нас, обитает в ЖЖ. Основная причина, как верно подметил Илья Рябченок – большое количество в ЖЖ тех самых социально активных блоггеров, которых можно (с определенной натяжкой) назвать медиаторами общественного мнения. Наверняка подразумевается, что прямая работа с ними как с микро-СМИ может оказаться эффективной для формирования общественного мнения. Но не оказывается – конструктивный диалог в блогах наших чиновников – это пока ещё редкое исключение, а не правило…

Тем более, что самими чиновникам столь близкий контакт с аудиторией не очень то и нужен, особенно в тех случаях, которые находят широкое освещение в СМИ и блогосфере. Объясняться и ставить себя на один уровень с аудиторией чиновники просто не хотят – «держат административный барьер», а его смещение или даже разрушение считают зачастую чуть ли не лишением статуса. Как заметил Илья Рябченок, это новый тренд у чиновников-блогеров, многие из которых перестают видеть для себя в «навязанных» блогах какую-либо политическую или просто рейтинговую пользу и даже начинают считать их просто злом, негативно отражающемся на их имидже. У нас в области до такого понимания пока не дошли – слишком мал стаж у более-менее активных блогеров. Но всё, как говорится, впереди…