Сегодня в Общественной палате Ульяновской области обсудили второй вариант Кодекса жителя региона. Напомним, что в прошлом году по поручению властей региона проект Кодекса разработал местный Департамент культуры и архивного дела. Первый вариант был представлен на суд ульяновцам, однако особого энтузиазма у жителей и общественных деятелей он не вызвал. Члены ульяновской Общественной палаты даже назвали его «антидокументом» и отправили на доработку.

Начинался «антидокумент» с таких фраз: «КОДЕКС не учит и не принуждает. КОДЕКС не наказывает и не запрещает. КОДЕКС является декларацией гармоничного духовного развития Жителя Ульяновской области. КОДЕКС является инструментом внутреннего совершенствования Жителя Ульяновской области».

Далее следовали 7 разделов, посвященных разным сторонам жизни ульяновцев. В соответствии с документом, каждый житель региона, к примеру, должен не допускать «использования ненормативной лексики и грубых выражений», воспитывать «в себе внутреннюю культуру и самосовершенствоваться», не бросать «мимо урны мусор», должен обладать «высокой экологической культурой и постоянно совершенствовать её», беречь культурные ценности Ульяновской области, не курить, быть умеренным в употреблении алкоголя, не употреблять наркотики, должен стремиться «сделать свой брак крепким и долговечным» и т.д.

На первом заседании, посвященном обсуждению документа, члены палаты высказали мнение, что его авторы относятся к интеллекту и здравому смыслу ульяновцев без уважения, а сам документ сырой, не несет никакой пользы и требует доработки.

И вот на днях ульяновцам представили новый вариант Кодекса, который еще до сегодняшнего обсуждения вызвал не меньше вопросов, чем его первый вариант.

Приводим выдержки из текста Кодекса: «Я – житель Ульяновской области! Моя малая родина – моя гордость. Это – мой дом, моя семья, моя судьба, моя биография. Мой край особенный. Край щедрых природных ресурсов и открытых красивых людей. У нас есть великая русская река – Волга, которая соединяет более сотни городов и десятки миллионов человек, разных национальностей и культур. Я делаю все, чтобы всем людям жилось здесь хорошо, уютно и радостно. Я активно участвую в общественной и культурной жизни региона и осознаю себя частью единого сплоченного общества. Честность, мужество, трудолюбие, справедливость и доброжелательность – мои главные качества».

Больше всего у людей вызвали недоумение такие строки: «С рождения мне даны силы, красота и здоровье. Я люблю подвижные игры, спорт, свежий воздух». А что делать людям с ограниченными возможностями? Они как бы автоматически перестают считаться жителями Ульяновской области?

«Прикасаясь к совершенству природы, я берегу ее первозданный вид. Я ценю и поддерживаю чистоту и порядок, уют и красоту, ежедневно проявляя заботу об окружающем мире». Здесь также отмечается практически полное несоответствие реальности – достаточно посмотреть на чистоту ульяновских улиц и подъездов, не говоря уже о состоянии лесов и прибрежных зон (да и самих рек, к примеру, Волги или Свияги, загрязненных так, что в них давно не рекомендуют купаться).

На сегодняшнем заседании активно обсуждали второй вариант Кодекса, но в итоге решили отправить его на доработку и в середине марта снова вынести на обсуждение Общественной палаты.

В местном интернет-сообществе же появился свой вариант Кодекса, так называемый «Правильный».

Правильный Кодекс сразу настраивает на реальное восприятие ульяновской действительности: «Я – житель края унылых степей, заброшенных полей и нечищенных дорог! Моя малая родина – моё проклятье. Это – мой вытрезвитель, КПЗ и крытка. Мой край особенный. Край спившихся алкоголиков и неуемных креаторов. У нас есть великая русская сточная канава – Куйбышевское водохранилище, по которой текут нечистоты более сотни городов и десятков миллионов человек разных национальностей и культур и оседают в Центральном плесе около Ульяновска. Я делаю все, чтобы побыстрее уехать из этой дыры. Я активно участвую в общественной и культурной жизни региона и осознаю себя паршиво по утрам. Алчность, трусость, лень, ненависть к людям и злобность – мои главные качества».

О здоровом образе жизни автор Кодекса высказался еще более резко: «С рождения я неудачник и ничтожество. Я люблю пить, курить, ширяться. Я совершенствую свою природу и с каждым годом могу выпить всё больше».

Свою порцию получила и культура региона, что особенно актуально в свете признания Ульяновской области Культурной столицей СНГ-2011: «Язык, быт, традиции, культура моего народа – это часть меня. Я ненавижу себя и с ненавистью отношусь к другим людям. Я всегда готов обхамить незнакомого мне человека. Я осознаю, что культура края начинается с меня».

Благоустройство города, видимо, тоже не вызывает энтузиазма у многих местных жителей: «Природа Ульяновской области уныла, заброшена и загажена. Прикасаясь к унылости природы, я берегу ее унылый вид. Я ценю и поддерживаю грязь, ежедневно проявляя об этом заботу».

В конце Кодекс подбадривает и настраивает ульяновцев на особый лад: «Я осознаю, что моя жизнь была бы пустой без людей, которые меня окружают, и которых я люблю. Это мой мир, который я защищаю. Я не помню своих родителей и не помню о них. Я заново открываю для себя мир вместе с детьми. Я смотрю на детей и всегда помню, что я смотрю в лицо своих будущих врагов».

Хотя сам автор говорит, что просто «выпятил семантическую сущность Кодекса и всё», в итоге получился текст, утрированно, но во многом достоверно описывающий ульяновскую действительность.

«Я считаю, что кодекс написан очень хорошо и правильно с точки зрения динамики языка и семантики. Этот кодекс отличный пример навязчивого текста. К самому Кодексу отношусь нейтрально, что он есть, что его нет – разницы нет. Но мне понравился кодекс с профессиональной точки зрения, последний его вариант действительно читается как поэма», – говорит автор.

Шутки шутками, а области пока придётся так и обходиться без Кодекса. Ожидается, что в него будут внесены серьезные доработки, после чего он все-таки будет утвержден и распространен по всему региону. Кстати, в других городах страны подобные документы уже разработаны. Так, в Татарстане действует «Кодекс гостеприимства жителей Республики», среди жителей Томской области распространен «Кодекс Томича». Разработан «Нравственный кодекс анапчанина» и «Кодекс гражданина города Сочи». Свой кодекс поведения есть и в Дубае – он касается и местных жителей, и туристов.

Многие кодексы призывают не курить и не распивать спиртные напитки в общественных местах, заботиться о своем здоровье об окружающей среде и помогать ближним. Нравственный кодекс анапчанина призывает «уважительно относиться к символам Анапы – гербу и флагу», «инициативно и творчески подходить к решению трудовых и жизненных задач», «не допускать расклейку агитационного материала и рекламной продукции в местах, не предусмотренных для этого» и отмечает, что «жевательная резинка, алкоголь, сигареты и наркотики – это не твой выбор». А вот цитата из «Кодекса Томича»: «Моё – не только моя квартира или дом, личные вещи, автомобиль. Все, что есть в моем городе или селе, в окружающей меня Природе, включая воздух, которым я дышу, землю и траву на ней, воду в реках и озерах нашей земли, все это Моё». В данном Кодексе описывается, как нужно ходить на рыбалку, собирать грибы («собирая грибы, аккуратно выкручиваю гриб, сохраняя грибницу») и даже как правильно курить «вообще-то курить – это плохо. Но, уж коль я курильщик, то закуриваю сигарету только после того как выйду из подъезда, а не в подъезде или в лифте. Также воздерживаюсь от курения на балконе, поскольку сигаретный дым тут же попадает в окна моих соседей»). Наконец, в Кодексе прямо прописано, как общаться с чиновниками: «Чиновники такие же люди, как и я. В кабинет чиновника стучать излишне, входя в кабинет, не обязательно останавливаться у дверей, стул перед столом чиновника для того, чтобы посетители сидели на нем. Если чиновник отказался помочь мне, я помню, что у него есть начальник, который может его простимулировать. Бесполезно обижаться на чиновников, если обращение к ним в итоге не привело к решению вопроса».

Юлия Узрютова