Вернуть прежнюю систему льгот требуют пенсионеры из села Загоскино Майнского района.
– Ни разу еще с тех пор, как ввели новую систему, – рассказывает Никита Матросов, – мы не получали льгот в полном объеме. Раньше платили 50 процентов и никаких вопросов. Сейчас платим всю сумму, а возвращают нам в лучшем случае процентов 30… и того, пожалуй, нет.
Соседка Матросовых Александра Старшова тоже возмущается.
– Ни копейки с лета прошлого года не получала, – говорит она. – А я ведь ветеран труда. Две медали имею.
Кабинеты
Недавно Александра Александровна, устав ждать, отправилась за разъяснениями в районное управление Департамента социальной защиты.
– Лучше бы не ездила! – со слезами говорит женщина. – Ничего не объяснили, нагрубили, я только наплакалась. Говорят, Ульяновск что-то там отменил. А при чем тут Ульяновск? Я же не региональный льготник – федеральный! Я Путина три раза слушала – он, он говорил, что никаких обманов со льготами не будет, 50 процентов вернут обязательно. А не возвращают!
На днях Александре Старшевой из «Регионгаза» прислали квитанцию за январь. Из нее видно, что льготы женщине вернули не в полном объеме, и, к тому же она еще и должна газовикам девять рублей с копейками.
– Какие девять рублей! – возмущена пенсионерка. – Почтальон пенсию приносит, показания счетчиков переписываю и все до копейки отдаю. И все должна! Льгот не дают, а я все должна и должна – что за издевательство такое! Дочь говорит: «Мама, не нервничай, отдай ты эти девять рублей, пусть радуются». Отдала, и что? Опять должна!
Матросовым тоже прислали такую же квитанцию. Начислено 917 рублей 60 копеек. Компенсация по начислениям предыдущего месяца – 222 рубля. То есть, можно предположить, что в декабре льготники заплатили за газ 444 рубля. Но Никита Ефремович утверждает, что его математика с математикой поставщиков газа не сходится.
– В декабре мы заплатили гораздо больше, – говорит он. И дело не только в газе. Всего за коммунальные услуги в декабре мы заплатили 1120 рублей. Компенсацию получили – 292. Это разве 50 процентов?
– У них стандарт какой-то, – поддерживает мужа Анастасия Матросова. – Вот, нас в семье двое льготников, и каждому начисляют компенсацию где-то в районе ста рублей. Причем, конкретно – за что и сколько начислено, мы не знаем. Почтальон приносит «портянку», там написано – за коммунальные услуги. Расписываемся и не знаем, за что.
Соцзащита
Обезличенная сумма ЕДК (единовременной денежной компенсации) – одна из причин, которая порождает подозрения в обмане. Но на самом деле, как нам пояснили в Майнском Управлении Департамента соцзащиты, недоплаты, если они случаются, происходят не специально, а только в результате ошибок.
– Причем, – говорит начальник отдела соцзащиты Дмитрий Максимов, – нередко это случается по вине самих граждан. Которые несвоевременно предоставляют сведения в организации, поставляющие услуги.
Дмитрий Юрьевич рассказал, что Управление Департамента не занимается начислением ЕДК. Для этого в Ульяновске существует организация ООО «РИЦобласть». В эту фирму ежемесячно стекаются данные со всех предприятий коммунального сектора области. И производится адресное начисление ЕДК.
– Мы, – поясняет Дмитрий Юрьевич, – производим только выплату компенсаций. Но с «РИЦобласть» поддерживаем постоянный контакнт, в том числе и в Интернете. Мы удаленно можем войти в их базу данных просмотреть начисления конкретно по каждому человеку. И сделать замечания, если выявим неправильные начисления – недоплаты или переплаты.
Цифры
Чтобы не ходить далеко за примерами, мы попросили Дмитрия Максимова посмотреть, какие суммы платит, например, Александра Старшова из Загоскина. И какие компенсации ей предоставляются.
– В ноябре, – читает на сайте Максимов, – Александра Александровна заплатила за газ 355,20. Мы видим, что по данным «Регионгаза» в ее квартире числятся два человека. Льготник – только она. Значит, сумма делится пополам. Получается 177,60. То есть, размер компенсации составляет 88,80. Как видите, ей начислена именно эта сумма. Электроэнергия в ноябре обошлась ей в 72,96. Но по данным «Энергосбыта», в квартире прописан один человек. Стало быть, компенсация – 36,48. Водоснабжение – 28,40, компенсация – 14,20. Общая сумма – 153,68. Но получила она на 30% меньше. И я поясню почему. Еще в прошлом году, когда вводился новый порядок предоставления льгот, правительством области было принято решение – всем без исключения льготникам начислить упреждающую компенсацию в размере 320 рублей. Потому что для многих стало бы очень большой проблемой сразу расстаться с большой суммой. Потом долго, почти полгода, решали, удерживать этот аванс или нет. Решили, что надо удержать. Но не сразу, а в размере 30% от начисленной ЕДК. Грубо говоря, если человек платит в месяц за коммуналку 900 рублей и ему положена компенсация 450 рублей, то с него удержат в счет выданного аванса около 150 рублей. То есть, расплатится с упреждающей компенсаций он за два с небольшим месяца. С Александры Александровны в этот раз удержали 30% от суммы 153 рубля 68 копеек. Это составило 41,84. То есть, окончательную компенсацию она получила в сумме 111 рублей 84 копейки.
Дмитрий Максимов рассказал, что Старшовой необходимо уточнить сведения о составе своей семьи и количестве проживающих в квартире людей. Потому что, согласно постановлению правительства области, предоставление сведений об изменении в семейных обстоятельствах является обязанностью граждан. Если все-таки она живет одна, то компенсация увеличится за счет перерасчетов в ООО «Регионгаз».
Что касается Матросовых, то у них во всех организациях, поставляющих коммунальные услуги, значится одно и то же количество проживающих. Оба – льготники. За газ у них начислено 355,20. Максимов на калькуляторе разделил эту цифру на 2 (количество проживающих) и еще раз на 2 (размер компенсации).
– Получается, – делает он вывод, – Никите Ефремовичу начислили компенсацию за газ в размере 88.80.
Эта цифра совпала с той, что значится на сайте ООО «РИЦобласть». Сошлись расчеты Максимова и «РИЦобласть» по электроэнергии и по воде. В итоге получилось, что Никите Ефремовичу и Анастасии Кузьминичне начислили каждому ЕДК в размере 149,68. Но, видимо, Никита Матросов уже расплатился с авансом, а его жена еще нет – с нее удержали в ноябре 30%. То есть, Анастасия Кузьминична получила 104,78.
Максимов пояснил, почему в этот день (14 февраля) шла речь о начислениях ноября.
– Потому что, – говорит начальник отдела, – компенсация выплачивается по начислениям прошлого месяца за платежи предыдущего.
Иными словами – вы заплатили коммуналку в ноябре, в декабре вам сделали начисления ЕДК, которые выплатили в январе. Значит, в феврале вы получите ЕДК за декабрь прошлого года.
Тем временем
Выяснилось, что жалобами людей, которые требуют вернуть прежнюю систему льгот, завалены кабинеты властных структур области. А чиновники высшего звена уже сами признали и говорят в открытую, что принятые региональные законы несовершенны и требуют доработки. Непонятные народу начисления влекут только недовольства и раздражение.
Впрочем… Возможно власти именно это и нужно – чтобы народ был раздражен и недоволен. Ведь тогда даже самая мала подачка будет представляться благом.