Правоохранительные органы объявили в федеральный розыск одного из некогда всесильных самарских бизнесменов, распространившего с 2005 года свое влияние и на Ульяновскую область, основного владельца группы «СОК» Юрия Качмазова и его приближенных.

Качмазов и другие обвиняются в преднамеренном банкротстве ижевского завода «ИжАвто», в результате которого несколько миллиардов потерял среди прочего и Сбербанк России.

Заявление в органы о привлечении топ-менеджмента «СОКа» к уголовной ответственности подал как раз Сбербанк. «Компания не вернула нам долги, – цитирует главу банка Германа Грефа агентство «Volga.news», – в результате компания в стадии банкротства… Они просто вывели активы мошенническим способом, бросили 5,5 тысячи людей и выбросили акции».

По версии следствия, озвученной газетой «Коммерсантъ», «господин Качмазов и топ-менеджмент «ИжАвто» (все – из «СОКа». – Ред.)… вывели с завода на оффшоры часть кредитов… полученных от Сбербанка. Кроме того, с «ИжАвто» также был выведен товарный остаток (автомобили), а само предприятие было впоследствии продано и обанкрочено».

Отмечается, что теперь часть долгов завода (5 млрд рублей из 13 млрд) гасит федеральный бюджет, а 2,5 млрд, которые завод получил в качестве кредитов от Сбербанка, банк списал как безнадежные. В общем, речь идет о мошенничестве в особо крупных размерах.

Совершенное «СОКом» является, по версии недоброжелателей группы, его фирменным знаком. Что, дескать, в этом – основная суть группы: прийти, завладеть чем-либо, выжать из этого «чего-либо» все сладкое и бросить. При этом хозяин группы Юрий Качмазов относится к числу самых закрытых бизнесменов России. Мало кто знает даже, как он выглядит. В 2004 году «СОК» совместно с тогдашним полпредом президента в Приволжском федеральном округе Сергеем Кириенко сделали все, чтобы выдавить из области губернатора Владимира Шаманова. После смены власти в регионе «СОК» считался держателем «контрольного пакета» в управлении областью. Говорили, что без его одобрения у нас не происходит ни одного кадрового назначения и ни одной сколь-нибудь значимой хозяйственно-финансовой сделки. Смутный образ Качмазова маячил буквально за всем, что в регионе делалось, и даже за тем, что не делалось.

Оппоненты самарского влияния в области теперь надеются, что начатое уголовное преследование верхушки «СОКа» дойдет и до нашего региона и сделает явным то, что было до сих пор тайным. Прояснит, в частности, насколько верна молва о полном контроле «СОКа» экономической деятельности в регионе и его управления. Насколько верна версия о том, что за всеми бюджетными финансовыми потоками присматривают эмиссары группы, до сих пор сидящие в кабинетах обладминистрации. И так далее. Процесс, если Качмазова все-таки найдут, обещает быть громким, а громы и молнии от него разразятся так или иначе, видимо, и над нашей областью.

Андрей Семенов