Виктория Чернышева

Яна Поплавская – знаменитая актриса, телеведущая, преподаватель – вошла в число членов жюри конкурса “ТЭФИ-Регион-2010”. На встрече с журналистами Яна рассказала о своей карьере на телевидении и том, почему провинциалы добиваются большего успеха, чем москвичи.

“Подставка” под микрофон

– Что было для вас самым сложным на начальном этапе журналистской карьеры? Ведь вы уже сделали себя в кино и в театре?

– Сентиментальность и персонификация. Моя журналистская работа началась с выставок, светских обзоров. Я на этом училась журналистике, работе в кадре. Я не понимала людей, которые мне тогда говорили: зачем тебе, известному человеку, куда-то идти, чему-то учиться опять, снимать сюжеты, писать закадровый текст, монтировать…

Я пришла на ТВ уже известной актрисой, в программу “Видео-микс” на Первом канале, чтобы накрутить себе рейтинги. Начала учиться новой профессии с нуля. Потом я ушла во “Времечко”. Мои коллеги за глаза говорили про меня: это говорящая голова, “подставка” под микрофон. Но я научила себя всему, сделала из себя “универсального солдата”.

И вот тогда я подошла к тому, что является целью журналисткой карьеры, и ради чего я делала все эти выставки, обзоры, интервью, как говорится, набивала руку. Я сняла небольшой документальный фильм о московском хосписе. И не рассчитала свои собственные силы. Не профессиональные, а человеческие. Я погрузилась в эту историю. Она меня выбила из колеи. Мне тогда говорил мой шеф-редактор, уважаемый мною Боря Гуреев, который научил меня всему, что умею: “Ты абсолютно непрофессиональна в этом, но поэтому у тебя получилось. Ты смогла зацепить за душу этим фильмом”.

Мне было тяжело довести интервью в хосписе до конца, я ушла в туалет и начала плакать. Тогда я подумала, что не смогу никогда ничего снимать. Когда я все-таки закончила, я ехала домой в машине и плакала за рулем…

С другой стороны, я видела очень много людей, которые просто суперпрофессионалы. Они набивают себе такие мозоли на том месте, которое называется сердце и душа, что я не знаю, что лучше.

“Не хочу снимать женское кино”

– На кого вы равняетесь в своей работе?

– Я очень люблю Владимира Познера. И не потому, что мы вместе сейчас работаем на ТЭФИ. Это человек, который четко знает, что такое профессия, что можно, а что нельзя. Он обладает тем самым наработанным за долгие годы наработанным умением, которое хотелось бы перенять, но которому не все могут обучиться.

С большим уважением отношусь к Марианне Максимовской, к тому, как человек строит себя в этой профессии. Она профессионал, может быть, не до конца кем-то оцененный, но это уже в принципе не имеет значения. Если говорить о карьере, это вещь весьма относительная.

– Почему не идете учиться на режиссера?

– Если я сниму кино, то оно будет женским. А я этого не хочу. Я бы не хотела, чтобы это кино было мужским – хочу, чтобы оно вообще не имело пола. Мне претят пренебрежительные выражения мужчин: женское кино, женская литература, женская поэзия. Если так про мое кино скажут, то этого не переживу.

Детское кино умерло

– Как вы считаете, можно ли сказать, что после Быкова и Нечаева детское российское кино умерло?

– Давайте сравним это с отечественным автопромом. Я вот, например, никак не могу понять, зачем его поднимать? Мне кажется, что нужно вообще закрыть этот вопрос. Закупать и закупать иномарки. Я рачительный хозяин, считаю, что скупой платит дважды. Поэтому надо покупать хорошие вещи.

Сравнение с фильмами тут вполне уместно. Я не вполне понимаю, зачем снимать чудовищное детское кино сейчас. Тем более что все погублено на корню. Никто не хочет и не будет им заниматься. Был Быков, был Нечаев и на этом все. Американцы снимают классное детское кино, которое дети смотрят запоем. Так что давайте не реанимировать трупы, а смотреть хорошие иностранные фильмы.

– Чем занимаются ваши дети?

– Старший сын получает второе высшее у Хотиненко. Он уже снял несколько фильмов как второй режиссер, у него есть рекламные ролики. Я думаю, что пройдя путь второго режиссера, он станет неплохим первым.

А младший говорит, что будет оператором, Но, чует мое сердце, станет актером. Я бы этого очень не хотела, но против природы не пойдешь. Он велеречив, талантлив, этакая птица-говорун. Из него бы вышел хороший политик, или западный такой адвокат, как в фильмах показывают.

Надежда на регионы

– Вы преподаете молодежную журналистику. Есть ли среди ваших студентов “звездочки” именно в регионах?

– Талантливых людей много, и они есть везде. Это как намывать золото. Вроде тут кусочек золота, там песчинка – так золотоискатель и живет. Но чтобы выловить самородок, нужен талант. И самородков немного.

Удивительное дело, подчас не самые талантливые люди становятся самыми талантливыми журналистами. Это вопрос характера, желания работать, жить журналистикой. Самые лучшие журналисты приходит для того, чтобы реализовать себя в этом. Они не просто умеют работать в этой сфере, они любят все это. Важна не отправная точка и не итоговый результат, а само прохождение. Я думаю, это главное.

– Что вам нравится и не нравится в современном телевидении?

– Наверное, то телевидение, которое существует сейчас, мне нравится меньше, чем то, в которое я пришла в начале 90-х. Лично у меня лично абсолютная надежда на регион. Здесь еще не замыленный взгляд. Пусть не совсем профессиональный, главное, чтобы он был творческим.

Больше всего я боюсь желания региональных журналистов и ведущих подражать федеральным каналам. Я считаю, что очень важно выбрать свой стиль. Каждый из нас личность, а профессия – это проявление личности. Мы все стараемся выделяться, показать именно себя, а не стандарт. Но почему-то когда это касается журналистики, все хотят унифицироваться, подражать харизматичным людям, которых видят на центральных каналах. Регионалы зачем-то занимаются плагиатом: вот у них, вот там на Первом, на Втором такое. Давайте сделаем так же.

Не нужно этого делать. Надо забирать хорошее, не боясь отметать то, что плохо.

– Чем отличаются региональные и московские журналисты, которых вы учите?

– Регионалы больше хотят, никогда не ждут, что за них кто-то что-то сделает. Не сказать, что они легче обучаются, это зависит от таланта. Но желания учиться, заявить о себе у них больше. Они более работоспособны. Может быть это психологические вещи. У москвичей за плечами мама, папа, Москва и Арбат. А ребята из регионов приезжают и хотят сказать: мама я смог, я смогла, я сама. Они работают, рвутся вверх, поэтому у них чаще получается, чем у москвичей.