В минувшую среду в здании УлГУ состоялась встреча известного тележурналиста Владимира Познера, приехавшего в Ульяновск в качестве почетного гостя конкурса ТЭФИ-Регион-2010, со студентами вуза. Впервые у студентов журфака появилась возможность не прочитать, а лично спросить самого автора, в чем секрет успешного интервью и что значит свобода слова сегодня.
Эффект «лошадиной задницы» в журналистике
Беседа началась со вступительных слов В. Познера, в которых он посочувствовал всем собравшимся в их профессиональном выборе. «Журналистика – это образ жизни. Это определенный склад ума. Многих из вас ждет разочарование: это чрезвычайно конкурентная профессия, где если ты не первый, то ты никто». Важно понять, готов ли ты работать в этой сфере. В журналистике больше тяжелого, рутинного труда, нежели романтики. И если в какой-то момент покажется, что тебя узнают, вспомни, что об этом сказал В. Познер: «Если каждый день в одно и то же время показывать лошадиную задницу, ее тоже будут узнавать. А перестанут показывать – узнавать не будут».
Лучший интервьюер в мире о технике взятия интервью
Услышав в вопросе об интервью заштампованное «лучший интервьюер в России», Познер иронично поправил: «Ну почему же в России? В мире!» Зал одобрительно заулыбался. Поймав нужное настроение, Владимир Владимирович серьезно продолжил: «Для интервьюера самое главное – уметь слушать, а потом еще и слышать. Дело не в том, что говорит человек. Главное, как он говорит. Какая у него интонация, что за этим стоит». Интервью должно быть интересно в первую очередь вам самим. И всегда нужно помнить о том, что «программа не о вас, не о том, какой вы умный, крутой, красивый, а о человеке, который к вам пришел».
Жванецкий и Ургант – самые несговорчивые собеседники
Наверное, у каждого журналиста есть провальные интервью, и Познер – не исключение. Самыми трудными и в то же время запоминающимися собеседниками для тележурналиста оказались харизматичные и открытые звезды нашего телевидения – Иван Ургант и Михаил Жванецкий. Причина неудачи проста: “Не получилось, потому что я их очень люблю, и эта любовь мешала, я ничего не смог сделать. Я вообще считаю, что журналист не должен дружить с теми, у кого берет интервью. Ну как ты можешь задать тяжелый вопрос человеку, который тебе близок?».
«Мыльная опера» с идеей духовности
Это к вопросу о роли телевидения на сегодняшний день. Сохранило ли оно функцию воспитания в человеке личностных качеств? Познер ответил так: «Телевидение – не церковь. И журналисты – не священники. Наше дело – информировать». Хотя телевизионные программы всегда содержат в себе идею. Так, когда в Америке не могло идти и речи о браке между черным мужчиной и белой женщиной, первая такая свадьба была показана в “мыльной опере”. «Просто нужно, чтобы человек, который владеет этим телевидением, хотел, чтобы это было».
“Сосед-ученый Галилея был Галилея не глупее…»
На вопрос, есть ли на сегодняшний день в России свобода слова, В.Познер ответил стихотворением известного советского поэта Евтушенко: “Сосед-ученый Галилея был Галилея не глупее. Он знал, что вертится земля, но у него была семья”. В России нет цензуры, но есть самоцензура. «Все по той же причине: есть опасение, как бы чего не вышло».
Немного о Ходорковском
В продолжение политической темы прозвучал вопрос о деле Ходорковского. Дело в том, что недавно в одном из интервью Познер сказал о зависимости друг от друга приговора по делу Ходорковского и дальнейшего пути развития Росси. Но приговор еще не окончателен, подана апелляция. Это сугубо политический процесс, который, по мнению В. Познера, нарушает правила понимания судебного процесса и понятия справедливости. «Если все останется по-прежнему, то демократического развития в России не будет».
«Я бы хотел встретиться с Воландом»
Одним из последних прозвучал вопрос о вечной жизни, а именно «Отдали бы вы душу за вечную жизнь?» Такой же вопрос задал Познер в своей программе Андрею Кончаловскому. И в тот раз Андрей согласился. Познер же ответил: «Я бы хотел встретиться с Воландом. У меня к нему много вопросов. Но я бы не хотел жить вечно. Я потеряю, переживу всех своих близких – я не хочу этого. Так что, так же, как Андрей однозначно сказал “Да”, я скажу “Нет”».
Зал рукоплескал, как в начале, так и в конце встречи. А он, улыбаясь, пытался быстрее раздать как можно больше автографов – встреча была ограничена регламентом в 45 минут. Время вышло, а приятные впечатления от общения остались, наверное, на всю жизнь. Будем надеяться, что Владимир Владимирович еще заглянет к нам в Ульяновск, а может, примет предложение ректора УлГУ Бориса Костишко о вступлении в стройные ряды почетных профессоров университета. Как знать. А может быть, и мы к нему, во Францию-Америку-Москву.
Анна Перепелова
читатель
Отличный обзор, спасибо автору.