Называя Ивана Александровича Гончарова пассионарием, предвижу упреки: какой же он пассионарий, когда на обломовском диване в сквере его имени можно прочитать: «Здесь я окончательно постиг поэзию лени. И это единственная поэзия, которой я буду верен до гроба, если только нищета не заставит меня приняться за лом и лопату»? Если в «Обломове» Гончаров вывел сам себя в образе литератора с «апатичным лицом», и многие современники угадывали в нем Обломова?
«И все-таки Гончаров – не Обломов. Чтобы предпринять на парусном корабле кругосветное плавание, нужна была решительность, всего менее напоминающая Обломова. Не Обломовым является Гончаров и тогда, когда мы знакомимся с той тщательностью, с которой он писал свои романы, хотя именно вследствие этой тщательности, неизбежно ведущей к медленности, публика и заподозрила Гончарова в обломовщине. Видят авторскую лень там, где на самом деле страшно интенсивная умственная работа», – пишет по этому поводу «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Эфрона.
Правда в том, наверное, что Иван Александрович любил и умел шутить, подшучивал и над собой. Нельзя не видеть, что за «поэзией лени» и апатичным лицом Гончарова скрывается и поныне громадный «мир грез». Он выразил себя не в кипучей штольцевской деятельности, а в творческом литературном труде, который требует не только умственных усилий, но и полного сосредоточения и самоотречения от многих житейских радостей. На это способны только пассионарии духа, каким и был И.А.Гончаров. Пассионарии действуют во всех областях общественной жизни, и совсем не обязательно становятся великими личностями. Но все великие личности – да и просто выдающиеся – всегда пассионарны, – говорил автор теории пассионарности Л.Н.Гумилев.
К тому же жизнь Гончарова отнюдь не всегда была спокойной и размеренной, в ней была и настоящая буря. Все мы знаем, что его роман «Обломов» имел всероссийский успех, но до сих пор не вполне отдаем себе отчета, какой травле, какому поношению он подвергся после выхода в свет романа «Обрыв».
Прибегнем опять к цитате из Брокгауза и Эфрона: «Всего десять лет отделяют “Обломова” от “Обрыва”, но страшная перемена произошла за этот короткий срок в группировке общественных партий. Гордо и заносчиво выступило новое поколение на арену русской общественной жизни, и в какие-нибудь три-четыре года порвало всякие связи с прошлым. От прежнего единодушия не осталось и малейшего следа. Общественная мысль разделилась на резко-враждебные течения, не желавшие иметь что-либо общее друг с другом, обменивавшиеся угрозами, тяжкими обвинениями и проклятиями. Поколение, еще так недавно считавшее себя носителем прогресса, было совершенно оттерто: ему бросали в лицо упреки в устарелости, отсталости, даже ретроградстве. Понятно, что озлобление, вызванное этими, в значительной степени незаслуженными упреками, было очень велико.
Гончаров никогда не был близок к передовым элементам; он писал “объективный” роман, когда сверстники его распинались за уничтожение крепостничества, за свободу сердечных склонностей, за права “бедных людей”, за поэзию “мести и печали”. Но потому-то он меньше всего и был склонен к снисходительности, когда “Обрывом” вмешался в спор между “Отцами” и “Детьми”.
«Я не требую похвал себе…»
«Я не требую похвал себе, но желал бы, конечно, чтобы к труду моему отнеслись серьезно и зрело, притом искренно, а не давали на жертву грудным младенцам», – пишет своему корреспонденту Гончаров в мае 1869 после выхода в свет романа «Обрыв». Гончаров не раз откладывал публикацию «Обрыва»: он предчувствовал, что этот последний его «большой» роман станет причиной нападок на него «грудных младенцев». Но тем и отличаются великие писатели от замечательных и талантливых, что их заботит не только земная слава.
В июле 1868г. в письме к Никитенко Гончаров так оценивает свое положение в литературном мире: «Знаете ли Вы, чем пахнет вся эта темная, продолжающаяся годы история? Тем, что я не безопасен среди своего любезного отечества. Я очень несчастлив, нет средств против этого… Вы не верите мне, мешая мне быть полезным, вы, передовые люди России! Ну, делайте же свое дело! Я бросаю это перо – и пусть это будет одним из завоеванных Вами венков… И между этими людьми есть прекрасные по уму и дарованиям личности, которым я был глубоко предан, предполагая в них светлый ум, возвышенный характер и – вот!»
Но «Обрыв», задуманный им еще до выхода в свет «Обломова», эту свою, можно сказать, «лебединую песню», Гончаров все же напечатал. Тем более что читавшие его в рукописи давали высокие оценки. Например, писатель А.К.Толстой, автор «Князя Серебряного», так отозвался о романе: «Не знаю, придется ли ему (Гончарову – В.К.) зарываться в подушки от критиков и показывать им каблуки, но от публики, наверно, не придется. Я не сомневаюсь ни одной минуты, что его «Обрыв» будет принят с восторгом» (декабрь 1868г.).
Критика быстро отреагировала на публикацию в начале 1869г. в журнале «Вестник Европы» «Обрыва», назвав его ни больше ни меньше как «карикатурой и памфлетом» против молодого поколения России. Бросим беглый взгляд на прессу об «Обрыве» (Л.С.Утевский «Жизнь Гончарова», 1931).
Вот журнал «Дело» деланно удивляется: «Как ни скучен, ни утомителен новый роман Гончарова «Обрыв», но у него есть свои читатели. Многие из них очарованы и (припоминая старое выражение Пушкина) огончарованы «Обрывом»… А далее дает рекомендацию: «Их время (Гончаровых – В.К.) прошло; они пережили свою славу. Лучшее, что они могут сделать – замолчать». Ему вторят «С.Петербургские ведомости»: «Тщетно было бы также в «Обрыве» искать какой-то довлеющей «злобе дневи» общей идеи, ради которой одоление пятидесятилистной эпопеи о Райском…» А некий «Листок объявлений и извещений» так говорит об авторе «Обломова»: «Литературная карьера г.Гончарова, вероятно, кончена, и поэтому советовать ему поздно. Но на всякий случай мы посоветуем ему вот что: если вы, г.Гончаров, вздумаете что-нибудь писать, пишите такие же сцены, как гг.Успенский, Слепцов и прочие. Будьте уверены, что у вас таланта не больше, чем у них».
Плохо скрываемое раздражение критики вызывало то, что «скучный и утомительный» роман имел большой читательский успех. Издатель романа М.Стасюлевич сообщает: «О романе И.А. ходят самые разноречивые слухи; но все же его читают и много читают. Во всяком случае только этим можно объяснить страшный успех журнала: в прошедшем году у меня набралось 3700 подписчиков, 15 апреля я переступил журнальные Геркулесовы Столпы, т. е. 5000, а к 1 мая имел 5700».
Но тем хуже для Гончарова! А.К.Толстой с удивлением для себя отмечает тенденцию: «Пришла ноябрьская «Заря», которую разогнув, я увидел недоброжелательство к Гончарову – mot d’ordre, который, кажется роздан журналами друг другу». В дело вступает тяжелая критическая артиллерия. В «Отечественных записках» с большой статьей «Уличная философия» выступает Салтыков-Щедрин (под псевдонимом), в которой, обобщая газетные наскоки на «Обрыв», формулирует главные претензии к Гончарову, недвусмысленно обвиняя его в том, что он посмел «бросить камень в людей за то только, что они ищут, за то, что они хотят стать на дороге познания».
Идейная критика Салтыкова-Щедрина подкрепляется «художественной» А.Скабичевского: «В лице Марка Волохова Гончаров изобразил экстракт всевозможных гадостей, отвергнувши в нем всякую возможность чего-либо человеческого… И это сделал г.Гончаров, художник реальной школы, завещанной Гоголем… Это называется стремиться к художественной правде, брать образцы для своих произведений из жизни… Перед нами словно произведение 16-летнего юноши, не имеющего никакого понятия о жизни…»
Журнал «Заря» от лица возмущенной общественности выносит обвинительный приговор: «Марк Волохов только недозрелый плод досугов г.Гончарова, белая бумага, испачканная сначала чернилами автора, а потом типографскими… Г.Гончаров как первоклассный художник – есть, по нашему мнению, крупная ошибка русской критики (хотя и не всей). Г.Гончаров художник из второстепенных. Второстепенным делает его та бедность миросозерцания и бледность идеалов, которые ему присущи. Нельзя быть сильным и глубоким писателем, слабо чувствуя и мелко понимая».
Н.Шелгунов, имевший авторитет «самого передового публициста», в статье с хамским – назовем вещи своими именами – заголовком «Талантливая бесталанность» фарисействует: «Мы положительно знаем, что лучшие русские люди бросали «Обрыв» с четвертой части; но также положительно знаем, что значительное большинство читало «Обрыв», продолжает его читать, и скромно отмалчивается, если спрашиваешь его мнение о романе. Это похвально, потому что не усиливает торжество ретроградной пропаганды».
Что все это такое?
Едва прикрытая критическим словом, публичная травля писателя Гончарова. Причем увенчавшаяся таким сокрушительным успехом, что его отголоски ощущаются до сих пор. В чем тут дело? Разгромные фельетоны в прессе имеют под собой еще и «второе дно». Не только «передовые публицисты», но и многие крупнейшие наши писатели – «лучшие из лучших» – тоже бросили свои камни в Гончарова, и, понятно, их частные мнения не могли не отразиться на общем тоне, взятом на долгие годы вперед нашей общественной мыслью.
«В первом номере «Вестника Европы» прочел я начало нового романа Гончарова, – пишет в январе 1869 г. И.С.Тургенев своему корреспонденту. – Многословие невыносимое, старческое и ужасно много условной рутины, резонерства, риторики. Должно признаться, что после правды Л.Н.Толстого, вся эта старенькая чиновничья литература очень отдает фальшью, да, какой-то кислой неприятной фальшью… Не знаю, какой успех ожидает в публике этот роман. Но знаю наверное, что восторгаться им будут только пошляки – умные или глупые, – это все равно. Это написано чиновником для чиновников и чиновниц».
Нелестный отзыв дает также в письме (февраль 1869)и Ф.М.Достоевский: «Что такое Райский? Изображается по-казенному, псевдо-русская черта, что все начинает человек, задается большим и не может кончить даже малого? Экая старина! Экая дряхлая пустенькая мысль, да и совсем даже неверная! Клевета на русский характер при Белинском еще. И какая мелочь и низменность воззрения и проникновения в действительность! И все одно да одно…» И это – Федор Михайлович! Изображавший «русский характер» в самых разных его ипостасях!
Примечательна реплика А.К.Толстого на статью об «Обрыве» другого уважаемого в то время критического «ума»: «При всем уважении к его уму, я не могу не заметить, что он оказывает странную услугу новому поколению, признавая фигуру Марка (Волохова – В.К.) его представителем в романе… Отчего люди нового поколения начинают кричать: пожар! Как скоро выводится на сцену какой-нибудь мерзавец? Ведь это… называется на воре шапка горит!» И эта «шапка», кажется, до сих пор «горит» на русской литературе.
Реакция Гончарова на эту кампанию в печати поистине удивительна. Он стоически переносит нападки в свой адрес, не отвечая в печати. Но его мнение все же известно из писем к друзьям: «Говорят, в «Отечественных записках» появилась ругательная статья «Уличная философия» на мою книгу. Буренин ли написал ее, или сам Щедрин, который все проповедовал, что писать изящно – глупо, а надо писать, как он, слюнями бешеной собаки – вот это же и литература – и все из того, чтоб быть первым! Ах, эти первые! Нет гадости, на которую бы они не решились за это первенство… Нет, я человек конченый – честь и слава уму, тонкости и силе, которых потрачено немало, чтоб уничтожить такого изверга, как я…»
Иван Александрович отдавал себе отчет: «Многие недовольны направлением моего романа и поэтому выражают свое недовольство и художественной стороной,… потому что прямо нападать на его направление неудобно в печати… Нигилизм всячески хлопочет подорвать кредит противного ему романа, чтобы он не вредил ему и не распространялся». Что он мог с этим поделать? Ему остается только переживать: «Я стараюсь забыть об «Обрыве» и в этом следую только общему примеру. Мне очень выразительно и очень многие давали понять, что они игнорируют «Обрыв»… нужна зрелость: чтоб человек пожил и узнал опытом жизнь».
Этой зрелости не было тогда у многих. Она придет позже, например, у Достоевского в «Записной книжке» (апрель 1876) находим: «Я на днях встретил Гончарова и на мой искренний вопрос: понимает ли он все в текущей действительности или кое-что уже перестал понимать, он мне прямо ответил, что многое перестал понимать. Конечно, я про себя знаю, что этот большой ум не только понимает, но и учителей научит, но в том известном смысле, в котором я спрашивал (и что он понял с полслова), он, разумеется, не то что не понимает, а не хочет понимать. «Мне дороги мои идеалы и то, что я так излюбил в жизни, – прибавил он, – и я хочу с этим провести те немного лет, которые мне остались, а штудировать этих (он указал мне на проходившую толпу на Невском проспекте) мне обременительно…»
Как видим, далеко не все было благостно в золотом веке русской литературы: высшие ее авторитеты бывали и небеспристрастны, и невеликодушны. Гончаровские идеалы стали поперек дороги «передовым умам» общества, и они ему этого не простили. В молчании об этом скрывается творческая трагедия И.А.Гончарова.
Иван Александрович не раз говорил, что при работе над «Обрывом» его занимал в первую очередь «анализ так называемого падения», не только главной героини романа Веры, но и нравственного падения России. Он предвидел, и показал в романе, будущий Обрыв 1917 года. Но кто тогда почитал революцию за обрыв? – только «ретрограды». Демократическая критика не простила ему трагическое предчувствие революционного обрыва, поскольку сама предчувствовала всенепременное «освобождение России».
Честный консерватор
Впрочем, были и другие литераторы, которые почитали Гончарова. «Каждая строчка его произведений служила мне, уже умственно окрепшему юноше, свидетельством возвышенности его общественных идеалов… Я проникался к нему чувством глубокого уважения, почти почитания… и жаждал и в то же время страшился принять на свои слабые плечи крупицу тяжелого, но и великого наследия поколений», – пишет в своих воспоминаниях Ростислав Иванович Сементковский (1846-1918), писатель, публицист и литературный критик; сотрудник многих либеральных газет и журналов. Консервативная партия общества со временем увидела в нем выразителя своих идеалов.
Гончаров проповедовал, что жизнь, при всей своей изменчивости, удерживается в неизменных берегах бытия. Со временем бытийные устои жизни не убывают, а остаются неизменными. «Жизнь трудна и требует жертв. А их по новому учению приносить не нужно», – сетует Гончаров, и в этом заключается его решительное расхождение с философией позитивизма, овладевшей уже тогда общественными умонастроениями. Эта философия царствует в умах и сегодня, поэтому, наверное, в ряду четырех великих романистов России Гончаров является наименее читаемым и в России, и в Европе (после Достоевского, Тургенева и Толстого).
Но время вносит свои коррективы, и принимает все больше сторону честного русского писателя-консерватора. Жизнь оказывается все же трудна, несмотря на все ухищрения прогресса. Она по-прежнему требует жертв, а за непонимание этого наказывает деградацией культуры, нравственности и уже самой природы. Так что Гончаров – консерватор со своею проповедью неизменности берегов бытия ожидает нас, кажется, впереди в начинающем свой бег XXI веке.
«Странный» писатель
Поскольку многих не устраивал гончаровский «анализ падения», не удивительно, что стала обсуждаться и личность неудобного писателя. «Странности Гончарова, – читаем в переписке Тургенева за декабрь 1868 года, – объясняются его нездоровьем и слишком исключительно литературной жизнью…».
Что ж, Гончаров действительно был «странным», но по причине иной, более серьезной, чем та, которая ему вменяется. Вот что пишет в своих воспоминаниях А.Ф.Кони: «Глубокая вера в иную жизнь сопровождала его до конца. Я посетил его за два дня до смерти, и при выражении мною надежды, что он еще поправится, он посмотрел на меня уцелевшим глазом, в котором еще мерцала и вспыхивала жизнь, и сказал твердым голосом: «Нет! Я умру… Сегодня ночью я видел Христа, и он меня простил…».
Наша критика до сих пор силится объяснить «странности» творчества Гончарова медицинскими причинами, а именно: тяжелым психическим расстройством. Между прочим, Гоголя в поздний период его творчества тоже ведь некоторые объявляют почти сумасшедшим. Какая параллель! Оба писателя знали успех, у обоих усиливалось религиозное чувство, что отражается на их творчестве, и на отношении к ним критики. Дело в том, что Гончаров, как и Гоголь, верил в Бога, а не размышлял о Нем, не приходил к нему через разум, как Ф.М.Достоевский, и тем более не вступал с Ним в спор, как Л.Н.Толстой.
…В «Вестнике Европы» М.Стасюлевич поместил и некролог о смерти писателя, в котором говорится: «И.А.Гончаров скончался после кратковременной болезни – около трех недель – 15 сентября 1891 года. Самая кончина его наступила так тихо, что в первое время окружающие приняли смерть за сон». (Точно так же умирает Обломов!) Газета «Новое время» в заметке о погребении писателя отметила, что «могила И.А. находится вблизи кладбищенской церкви, у реки, в поэтическом уголку кладбища, над обрывом». Гончаров, действительно, прощен на небесах…
Виктор Каменев
+1
Знатно. Не оценили Гончарова современники толком. Салтыков-Щедрин прав, конечно, в приветствии молодых и рьяных авангардистов-прогрессистов, только "опыт, сын ошибок трудных" напрасно списывал с корабля современности. Для обыденной жизни ценнее сочетание революционного прогрессизма и осторожного консерватизма.
Автор
Не только современники не оценили Гончарова, но и мы, с высоты опыта времени, "не видим" актуальности, вневременности Гончарова. Зациклились на "Обломове", а о главном романе Гончарова – "Обрыве" боимся, кажется, даже рассуждать. Марки Волоховы сегодня в огромном большинстве, но мы предпочитаем болтать о всяких пустяках, это так упоительно, сказал кто-то в начале ХХ века, пить чай на краю обрыва…
Автору
Это хорошо, что вы видите, что мы все ходим по краю обрыва, все вместе. Нужны зрячие. Только одним зрением мы не можем ограничиваться, сами понимаете, нужно строить мостки через обрывы, нужно кого-то засылать вперед, хоть это очень рискованное дело, но нужно, чобы они, эти идущие впереди, могли остальным, на краю обрыва, перекинуть канаты для постройки мостов. Вот, извините, такая неуклюжая метафора. Вероятно, это имел ввиду Салтыков-Щедрин, упрекая Гончарова. А теперь они оба по праву классики русской литературы.
Заяц Пушистый
Современники вообще редко понимали творческих личностей, и в этом плане судьба "Обрыва" с последующей травлей писателя является вполне типичной. Романы того же Тургенева при жизни признания не получили, их откровенно громили Антонович с Добролюбовым, да и Достоевскому не раз доставалось от критиков. Общество ещё не было готово к гончаровскому мировосприятию, к стремлению к стабильности бытия. Гончаров считал, что можно в общем-то жить и без идеи, но соблюдать элементарные нравственные нормы. Этого современники не поняли, так как в стране была ситуация, отрывавшая человека от созерцания. Гончаров на фоне Чернышевского с Некрасовым выглядел белой вороной, за что его и невзлюбили.
колобок
Все хорошо. Замечательный человек и писатель Гончаров. Интересная статья. Непонятно только – модное слово "пассионарий" зачем пихать куда нужно и не нужно? А словосочетание "Симбирские пассионарии" все равно что "Безенчукские деликатесы"… А если хотите проанализировать феномен чьей-то пассионарности – вот вам пример: с т.зр. теории Гумилева сказочный герой Колобок настоящий пассионарий и есть.
ха-ха
точно. колобок от всех ушол акромя лисы. мозгов не хватило.
Автор
То что современники не понимают "творческих личностей" – это еще полбеды, вот колобок и меня не понимает с этой странной "пассионарностью", но смело принимается громить.
Г-ин Заяц не находит ничего из ряда вон выходящего в травле Гончарова: всем доставалось от критики. Доставалось, но много меньше чем Гончарову. Били его именно за идейность, потому что били-то люди очень идейные. Гончаров-консерватор и человек, верующий в Бога, тогда еще не был совсем уж "белой вороной" и этим вызывал опасение у людей, верующих в нечто прямо противоположное.
Эта традиция "битья" по политическим мотивам, без стеснения в средствах, с переступанием за черту порядочности, продолжается у нас и сегодня. И не только в политическом классе, "непорядочном" по определению, но и в самом высоком – художественном обществе.
Если мы хотим наводить мостки над обрывами, прежде всего надо отказаться от оскорблений и огульных обвинений, точно перед вами враг, а не соотечественник. Но здесь наше "гражданское общество" находится по-прежнему на позициях Салтыкова-Щедрина, и брызжет "слюнями бешеной собаки".
Автору
Видите ли (возвращаясь к метафоре обрыва), без "битья" друг друг, конечно, не натурального, а вот такого, виртуального, невозможно, как оказывается, перебросить "передовых творцов" на другой берег обрыва и потом получить от них канат для моста. Но "бить" можно по-разному: оскорбляя, высмеивая, или ставя под сомнение, или подвергая остракизму, или правильно ставя вопросы и т.д.. К разным людям разный подход. Вот так мы все развиваемся и движемся по жизни. Черт бы ее побрал в проблемные моменты. Есть хороше выражение: философ должен не плакать или радоваться, а понимать. Чаще получается, что понимание приходит именно через радость или плач, экзистенциально. Вместе с инфарктами, инсультами и прочей гадостью. Увы. Просто поспешать надо не торопясь. Парадокс, но часто имеет место быть.
Крис
За что? За что он (ОН?) нас так мучает, Снаут?!
Автор
Кто же против: "поспешать не торопясь?" Хотя, многие ведь будут против, многие у нас любят быструю езду. Ну, а завалится повозка, так всегда можно списать на кого-нибудь, хоть на матушку-Россию, беспроигрышный вариант, который многими сегодня уже апробируется.
Речь идет о том, будем ли мы делать выводы из собственного опыта, истории или опять будем жить с чистого листа, как Бог на душу положит. Кто не учится
на своих ошибках, тот повторит их вновь, мадам История церемониться с неучами не будет.
К вопросу о птичках
По трактовкам Станислава Лема "Солярис" – За что? За что он (ОН?) нас так мучает, Снаут?
Солярис нас не мучает, мы сами себя мучим. Разными своими придумками и желаниями. Он только материализует наши собственные фантомы. Вот за что себя мучает человек, добиваясь все большего богатства? Зачем ему, одному персональному, так много материальных благ? Как говорится, больше возможного не съешь, с собой в гроб не возмешь. Кстати, версия Соляриса Тарковского и версия американского Соляриса различаются в корне: первый добр и понимающ, дает надежду на материализацию любви, второй – враждебен, заменяет настоящих людей своими клонами из своего исходного материала. Кажется, так.
Правильно
У Тарковского солярис – Бог, у Содерберга – демиург, причём злобный. У Лема вообще – абстрактная схема.
И? Вопрос-то остаётся открытым. Да, мы сами себя и друг друга мучаем. Но ведь это всё вторично, подумайте. Не мы эту игру затеяли. Илья Ильич Обломов очень хорошо это понимал.
Ага
Сократ понимал, Ииусус понимал, Будда понимал, махатма Ганди понимал, Пушкин понимал, Гончаров понимал, Дарвин понимал, Смит понимал, Маркс понимал, Ленин понимал, много еще кто понимал и понимает. Хрен его знает, кажется, эта игра задана биолого-социальной природой человека и эволюцией. То есть прохождением ступеней куда-то вверх. И время от времени вниз, если сразу на следующую ступеньку забраться не удалось. Образно если. Но вряд ли к дематериализации человеков и собиранию слонов).
Почему "вряд ли"?
Это всё от гордыни, от немеряной. Лев Николаевич Толстой на вопрос о вымирании человечества примерно так ответил: "Мамонты вон тоже вымерли. И ничего…"…
Кстати, по поводу вышеперечисленных умников и умниц всех времен и народов. В фильме Прошкина "Доктор Живаго" (в романе Пастрнака я этого что-то не припомню) один персонаж выразился в том духе, что они (эти самые умники и умницы, Сократ, Платон, Ницше, Шопенгауэр etc) на самом деле просто запутывали следы своими философиями, уводили в сторону. От того факта, что жизнь понять невозможно, а можно только прожить, перетерпеть. В этом и есть истина. Всё.
Автор
А Путин говорил, что после Махатмы Ганди и поговорить не с кем! Как он не прав! "Солярис" Тарковского один из моих любимых фильмов, художественное произведение, в отличие от сегодняшней в большинстве киномакулатуры.
А вот Солярис Содерберга не видел, но это интересное наблюдение: одно и то же произведение рождает совершенно разные прочтения, одно – великое, другое – низкое.
Кто затеял нашу игру? Бог, конечно, только мы по-разному его понимаем, а многие так и вообще поставили самих себя на место Бога. То есть научный прогресс.
Солярис Тарковского говорит, что Бог внутри нас. Применить это знание мы не можем. Но размышлять об этом все-таки надо хотя бы для того, чтобы не озвереть, в конце концов, остаться последними человеками на земле.
Ага
Прожить, перетерпеть, перетоптаться, отдать богу душу и по назначению – в рай или ад…))
Жизнь можно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы… (с)
Все.
Что значит "бесцельно прожитые годы"?
Автор
Ага, вопрос философский, то есть не практический. Прожить, чтобы не было мучительно больно… А ведь в любом случае будет больно, ибо "жизнь трудна, и требует жертв". Для человека жизнь всегда трудна, для животного – не трудна, даже если она бывает мучительна. Просто так сложились обстоятельства. С ошейником собаке жизнь сытна, без ошейника – много мучительнее, то есть голоднее.
Вопрос в том, какой выбор делает человек: если он ищет в первую очередь сытой жизни, то обязательно получит и ошейник. И жизнь все-таки станет тогда трудна, поскольку он человек и имеет живую душу, понимает свою несвободу, в отличие от животного.
Кстати о птичках
Есть очень интересные работы Бориса Поршнева ( http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Поршне…ис%20Федорович/ ) по антропогенезу. В частности, интересна теория возникновения социума как функции освоения Слова ( в смысле речи как определенного знака – подчинения/противостояния/успокоения/развития/манипуляции и т.д.) Уроженец С-Петербурга 1905 года, тоже жил во времена крутых перемен. http://ru.wikipedia.org/wiki/Борис_Поршнев
Все 7 фильмов
Андрея Арсеньевича Тарковского (юношеские студенческие работы всё же не в счёт) – шедевры, ценность которых, только настаивается со временем.
Сам Тарковский, лично для меня , по выражению Николая Бурляева – №1 в кинорежиссуре ( именно в кино, а не в кинобалагане (аля аватар) с ОЧЕНЬ большим отрывом. Конечно в искусстве нумерация неуместна, но вот как-то так отношение передать хочется. Сам Бергман преклонял колени перед мастером. Можно конечно много и долго говорить, но зачем, просто смотрите, там всё понятно. Без зауми, прозрачная чистота, настоящее искусство. "Всё это утрачено" как говорит Александр в "Жертвоприношении", листая альбом репродукций русских иконописцев.
Автор
Тарковский – это такая величина, что можно было бы создать и культ его имени. В конце концов, в мире балаганного постмодерна просто нужны статуи Богов, чтобы не потерять ориентиры в этом животном по преимуществу искусстве.
Однако "все" не может быть утрачено, ибо оно создавалось людьми, а мы тоже еще люди. Тот же Гончаров – нетленен по сути, просто ждет своего посмертного открытия. Как и Тарковский. Имя им – легион, и это дает надежду.
Любитель
Тарковский, конечно, завораживает. А вот с оценкой Аватара не все так просто, имхо. Дело не в спецэффектах и даже не в специфически американском хэппи энд (чего, например, совершенно лишен содербергский Солярис), а в несколько нетипичной для американцев трактовке собственной истории. Оказывается, колонизаторы (белые переселенцы) вовсе не цивилизаторы, принесшие блага прогресса и культуры из Европы, а насильники и поработители. И Кэмерон дал свою версию правильной истории для США – грузить захватчиков на их же корабли и отправлять их на ими же истощенную родину. Нетипично для американского масс-культа.
Автор
Согласен, Аватар даже называют антиамериканским фильмом (Д. Быков). Это хорошее кино, в самом деле, для широкого зрителя. Я тоже с удовольствием его посмотрел.
Но если мы говорим о кино как высоком искусстве, то Аватару в нем нет места. Это не искусство, хотя и хорошая, добротная профессиональная киноработа.
Аватары даже необходимы, для массового зрителя. Но они должны знать свое место, когда появляется "Солярис".
Любитель
Ну, смотря какие критерии применять, обозначая искусство. К примеру, "Андрей Рублев" для нас может быть равноценен "Аватару" для американцев. И тот, и другой фильмы – о национальной идее, о национальной самоидентификации. "Аватар", скажем, коренные индейцы могут принимать за призыв к восстанию против белых поработителей, американцы-белые – как призыв к освобождению от понаехавших тут, американцы третьего-четвертого поколений – как призыв к освобождению от китайского засилия и т.д. Потенциально взрывоопасные фильмы, если подходить с такими мерками.
Любителю
"Андрей Рублев" всё же, как ни крути, не о национальной самоидентификации. А попытка показать мир художника в смутное время (а када оно на Руси было несмутное?), как всё ЭТО проходит через сознание творца и его личную (тварскую) жизнь . Тот же Солженицын (вечная ему память) во время выхода фильма наехал на него весьма круто, увидев в Рублеве Тарковского "мнимые" страдания интеллигента-шестидесятника. Мне Александр Исаевич никогда не нравился, как писатель, но как человека, умного порядочного достойного человека я его уважаю. И здесь он, конечно, не понял мастера, прошёлся "по верхам".
Что касается России того времени, изображенной Тарковским… Мне вот сейчас кажется странным, что такой относительно молодой человек так прочувствовал, пережил, все больные моменты России. Увидел некую суть, что даже диссиденствующий Солженицын взроптал. Но реальность, конечно же была страшнее. И выколотые глаза зодчих , из-за родственных разборок, страшный символ нашей, совершенно обезбоженной страны.
хм
как жесь не об национальной идее? весь фильм об том самом и ниразу ни о другом. хотя бы с этим парнишком-тварцом колокола. искал тайну вечевого колокола парнишко по наитию, наугад., батюшко секретов не передал. как раз весь смысл поиска общего языка. общщей идеи то исть в смутные времена.
Хм-у
Эпизод с "парнишкой-творцом" совсем о другом, при чём здесь национальная идея? ! Это об исскустве эпизод, о муках творца. "Я ищу правду, которую не знаю, но которую ищу!" (C) Федерико Феллини
Заяц Пушистый
Насчёт Салтыкова-Щедрина. Он (Салтыков-Щедрин) имел полное право "брызжать слюнями бешеной собаки", так как это был протест против действительности с её абсурдом и несправедливостью. Салтыков-Щедрин выразил СВОЁ понимание России и мира, поэтому это вполне нормально, что он вступил в конфликт с Гончаровым. Конечно, автор "Истории одного города" гипертрофировал негативные стороны общества (чего стоит хотя бы фаршированная голова Прыща!), за что его сочинения трудно воспринимать без эмоций. А почему творческий человек вообще должен видеть всё в этом мире объективно? Субъективизм – основа всякого творчества, без него творчество немыслимо! Так что критика Гончарова Салтыковым-Щедриным имеет место быть.
А для того, чтобы перекинуть канат между двумя обрывами, надо сперва понять, ЗАЧЕМ мы хотим его перекинуть. Марк Ворохов тоже является своего рода протестом против царской России и сложившейся в ней социальной системы. Более того, Ворохов, наплевав на культуру, сделал гениальный поступок: он заставил читателя "Обрыва" задуматься о надобности культуры, морали, общественных ценностях. Тем самым читатель, на мой взгляд, должен перестать рассматривать в статике всё, что складывается в мире (политику, религию, искусство, мораль и т.д.), принимать на веру всё подряд без критического осмысления. Судьба Волохова, правда, не говорит о прогрессе его сознания (в этом плане он сам застрял в стереотипах довольно сильно), да она нас уже и не должна особо интересовать: вопрос поставлен, и дело уже в его дальнейшем решении. Понять истинную ценность морали, культуры и т.д. можно лишь задав провокационный вопрос, нужны ли они человеку. Ответ: нужны. А почему нужны? А потому, что они являются важнейшими критериями прогресса человечества, его эволюции. Без них нет того, ради чего живёт любой сознательный человек – ПОЗНАНИЯ МИРА.
И Волохов Гончарова – не только нигилист, анархист, жиган, но и своеобразный толчок к дальнейшему развитию человечества. Вопрос о переброске каната через обрывы может быть разрешён только через критическое осмысление необходимости переброски каната. Просто мы, жители XXI века, забыли, что необходима тщательная переработка имеющегося опыта 1917 и 1991 годов. Клянём революцию, а почему? Негодуем по поводу распада СССР, а нужно ли его восстанавливать? Вот над чем надо дискутировать, а не над пресловутой модернизацией с колобками.
Иллюстрации
Небольшой пример из интернетовского сочинения по образу Волохова.
«В программе романа, набросанного еще… в 1856 и 1857 годах, – писал Гончаров, – не было фигуры Марка Волохова». Образ Волохова давался Гончарову трудно. В 1860 году он пишет в письме: «… к Маркушке и приступить не умею, не знаю, что из него должно выйти». Впоследствии Гончаров вспоминает: «В первоначальном плане романа на месте Волохова у меня предполагалась другая личность – также сильная, почти дерзкая волей, не ужившаяся, по своим новым и либеральным идеям, в службе и петербургском обществе и посланная на жительство в провинцию, но более сдержанная и воспитанная, нежели Волохов.
…Но, посетив в 1862 году провинцию, я встретил и там, и в Москве несколько экземпляров типа, подобного Волохову. Тогда уже признаки отрицания или нигилизма стали являться чаще и чаще…
Тогда под пером моим прежний, частью забытый, герой преобразился в современное лицо…»
Марк Волохов собирательный образ. Возможными прототипами для него могли послужить Федор Любимов, студент, с которым ушла из семьи Е. П. Майкова, и племянник Гончарова В. М. Кирмалов. Образ Волохова созревал вместе с планом «Обрыва», вместе с изменением общественно-политических взглядов писателя, вместе с его отношением к событиям, происходившим в стране. «Но как роман развивался вместе со временем и новыми явлениями, то и лица, конечно, принимали в себя черты и дух времени и событий»,- писал позднее Гончаров. Протест Волохова против старых форм быта отличался резкостью не потому, что Волохов исходил из каких-то политических теорий, – до них ему, по-видимому, не было дела, а потому, что он «чувствовал силищу в руках», а эти формы быта стесняли его.
В образе Марка Волохова Гончаров показал новый тип русской жизни – революционного демократа 60-х годов, «нигилиста», по подхваченному всеми определению И. С. Тургенева.
Революционная демократия, передовая русская молодежь, становилась в 60-е годы большой силой. Гончаров относился с предубеждением к ее идеалам и не скрывал этой своей неприязни. В Марке Волохове мы видим, какой ему представляется революционно-демократическая молодежь. Гончаров отмечает в Волохове положительные качества: силу характера, настойчивость, искренность. Волохов против крепостничества, против бабушкиного патриархально-обломовского .мира. Все это привлекает к нему Веру. Но Волохов совершает и ряд поступков, не свойственных порядочным людям: ворует яблоки из чужих садов, берет и не отдает деньги, портит книги, подделывает чужие письма. Он отрицает прочную и глубокую духовную связь между мужчиной и женщиной, проповедует передовую, на его взгляд, теорию «любви на срок». Этой «теорией» он отталкивает Веру, которая верит в счастье и любовь не «на срок», а на всю жизнь и считает, что женщина «создана для семьи прежде всего». Женщина с сильным характером, с независимым умом п стремлением к личной свободе, она спорит с Волоховым, отстаивая свои взгляды на жизнь, любовь и счастье. Большое чувство Веры не может примириться с безнравственными принципами «разбойника Маркуши». Вера резко осуждает взгляды Волохова, и этим Гончаров, – как ему казалось, – разоблачал не только Болотова, но й идеологию, революционно-демократического движения в России.
http://www.testsoch.net/xarakteristika-obr…ncharova-obryv/
Определение из Википедии
Марк Волохов — человек, выражающий нигилистические идеи, не приносящий обществу никакой пользы и относящийся к остальным с неуважением;
http://ru.wikipedia.org/wiki/Обрыв_(роман)
Пояснения самого Гончарова в предисловии к "Обрыву"
http://feb-web.ru/feb/gonchar/texts/gs0/gs8/gs8-141-.htm
Автор
Хороша иллюстрация, верно дана история создания образа Волохова, и можно еще говорить об этом много.
Вопрос: для кого писал Гончаров? Не только для своего поколения, хотя конечно и для него. Если бы только для современников, то может быть и не печатал роман, сжег бы его, как Гоголь, так как знал заранее, как он будет встречен.
Гончаров писал, думается, о вечных проблемах на Руси, это выстраданный роман, в отличие, скажем, от тургеневских об острых проблемах современности.
Он хотел обратить внимание на негодные методы борьбы за прогресс, которые угрожают падением, сначала нравственности, а потом и общества, и вот за это "лучшие люди" подвергли его травле.
Что ж тогда удивляться, когда прогресс победил, не лучшие люди стали травить тех, кого считали "реакционерами"? Салтыков-Щедрин со товарищи несут большую долю вины за кровь российской революции – они воспитали ее лидеров.
Тарковский замечательный искренний художник, и, как все художники, был в плену стереотипов своего времени.
"Андрей Рублев" не выдерживает никакой исторической критики, Тарковский дал здесь либеральный негативный взгляд на средневековую Русь. И очень односторонний. Невозможно представить, это эта Русь по Тарковскому через каких-то 10-20 лет выиграет Куликовскую битву.
С чего бы это? Откуда из этой разрухи может взяться войско для Куликовской битвы? Однако оно появилось в действительности, и в этом состоит большой упрек Тарковскому. Но с художественной точки зрения, показа отдельных моментов – это выдающийся фильм.
Заяц Пушистый – автору
"Российская революция" – это тоже своего рода протест против всего того, что было в обществе старом – наивной, неосмысленной критически веры в старые идеалы. Вот как раз из-за того, что октябрь 1917 года не могут адекватно осмыслить, у нас ещё долго не будет каната через обрыв между 1917 годом и современностью.
Кстати, как вы, г-ин Каменев, планируете провести этот самый спасательный канат через минувший век, если однозначно толкуете Российскую революцию и её лидеров? При таком подходе к истории и личностям у нас каната не будет ещё долго…
Автор
Революция – это очень серьезный протест, он не то чтобы не осмыслен: мы не можем прийти к какому-то общему мнению. Я отнюдь не собираюсь трактовать историю однозначно, однако правду, исторические факты надо приводить так, как они были в истории.
История вобще многозначна и многосмысленна, из этого можно исходить, протягивая спасательные канаты.
Все разумное – действительно, все действительное – разумно (Гегель).
Заяц Пушистый
А Ключевский сказал, что история ещё никого ни чему не научила. С ним солидарен и Черчилль: "Главный урок истории состоит в том, что человечество необучаемо".
Так что разумно ли всё в этом мире, как утверждал Гегель? Он, бесспорно, великий философ, но впоследствии тезис о разумности всего и вся был жестоко раскритикован. особенно Шопенгауэром с Ницше.
Автор
Я не нуждаюсь именно в этой в гипотезе Ключевского, и тем более Черчилля, поскольку предпочитаю другие авторитеты. Я больше верю почему-то Гегелю. О Ключевском Толстой неплохо сказал, и как после этого быть?
Вообще, афоризмы взятые сами по себе ни о чем не говорят. Мир конкретен. Сам факт прогресса, который все-таки имеется, говорит что человечество все-таки извлекает какие-то уроки из прошлого, иначе оно просто ходило бы по кругу.
Возьмите хотя бы себя: вы извлекаете какие-то уроки из своего опыта? Извлекаете, я уверен, и я тоже извлекаю.
И все извлекают, кроме отдельных категорий.
А великие историки и политики любили и красным словом, к сожалению, покрасоваться. Так что их надо брать в контексте, как учил Гегель.
Случайный
Автору. «Он хотел обратить внимание на негодные методы борьбы за прогресс, которые угрожают падением, сначала нравственности, а потом и общества,…» Это вы вообще-то о чем, т.е по вашему Россия 1860г. до отмены крепостного права была нравственным обществом? Вы рассуждаете как имеющий в своих далеких корнях петербуржского аристократа или крепостного крестьянина? Мне кажется не стоит выдумывать за Гончарова, одного из лучших русских романистов.
Вы правильно говорите «Я отнюдь не собираюсь трактовать историю однозначно, однако правду, исторические факты надо приводить так, как они были в истории.», но при этом часть фактов опускаете, а без них нельзя объективно понять подноготную свары в литературных кругах по поводу «Обрыва». Гончаров был цензором начавшая с 1856 года в Петербургском цензурном комитете и завершившаяся в 1867 году в Главном управлении по делам печати и от него доставалось многим литераторам и при его участии были закрыты «Современник» и «Русское слово». Вот и все причины разборок среди литераторов. Кроме того «…Гончаров, следивший за появлявшимися в печати произведениями Тургенева, усмотрел в их персонажах черты, сходные с некоторыми чертами героев и героинь своего романа «Обрыв», существовавшего тогда только в «программе», в свое время довольно подробно изложенной Тургеневу самим Гончаровым. Обвинения Тургенева в плагиате, высказанные Гончаровым заставили Тургенева потребовать от Гончарова третейского суда, который и состоялся в 1860 года».
При этом «…А если обратиться к конкретным фактам, характеризующим деятельность Гончарова как цензора, то выяснится, что только благодаря его заключениям смогли увидеть свет «Повести и рассказы» И.С.Тургенева (1856), романы «Ледяной дом», «Последний новик» и «Басурман» И.И.Лажечникова (1857), седьмой (дополнительный) том Собрания сочинений А.С.Пушкина в издании П.В.Анненкова (1857) с ранее запрещенными произведениями, роман А.Ф.Писемского «Тысяча душ» (1858), Сочинения А.Н.Островского в двух томах, включая ранее запрещенную комедию «Свои люди — сочтемся» (1858), Полное собрание сочинений М.Ю.Лермонтова с полным текстом стихотворения «На смерть поэта» (1859) и многое другое.»
Автор
Случайный. Вы что же, хотите сказать, что феодальное общество безнравственно, потому что оно не демократическое, античное тогда вообще очень безнравственное, потому что не феодальное даже, а имеет рабов? Зато сегодня мы очень нравственные, потому что не крепостные?
Обрыв, напомню, был напечатан в 1869 г., обвинять автора Обломова в крепостнических поползновениях – это просто вздор.
Вообще речь идет не о России вообще, а конкретно литературном мире, и нравах, которые в нем сложились в конце 70-годов.
Можно поговорить и о работе Гончаровым цензором, но к истории с Обрывом это не имеет прямого отношения.
Здесь тогда можно вспомнить, что Тургенев жил за счет своего имения, а Гончарову надо было самому на жизнь зарабатывать. Распря между ними произошла задолго до публикации Обрыва, так что непонятно, к чему вы ее вспомнили, видимо – до кучи.
Наконец, будучи цензором Гончаров много помог литературе, что вы сами приводите, а где не смог – так это не значит, что не хотел.
Причины травли Гончарова хорошо видны из самой прессы, которую я частично привел, они сугубо идейные, личные мотивы имели, конечно, место, но были на втором плане. Объяснить ими масштабную травлю – это нонсенс.
Случайный
Вы не поверите, но крепостное право как и рабовладение в капиталистической США в 1865г., как и сегрегацию в ЮАР и тех же США, как и нацизм я считаю безнравственными независимо от формального строя в стране. Мы были бы более безнравственны, если бы разрешили например де-юре рабство, хотя де-факто оно отдельными эпизодами и возникает.
Кстати у вас странная логика, прочитав еще раз свой комент, нигде не увидел обвинений со своей стороны Гончарова в крепостнических поползновений, это вы за меня, как и за Гончарова начинаете додумывать, а потом еще и объяснять почему я не прав.
Ха
Написал автор статью, выложил ее на всеобщее обозрение, а потом и огрызается на людей, пишущих ему свои комменты… то ему цитаты не нравятся, хотя сам-то изобилует ими и где надо, и где не надо…, то факты ему исторические не подходят, то выводы читателей… Я понимаю, что хочется самому быть ИСТИНОЙ В ПОСЛЕДНЕЙ…, так сиди и сам себе все излагай, а уж если народу предлагаешь, так будь готов к ПОЛЕМИКЕ.
Любитель
Признаем, проблема отцов и детей Гончаровым поставлена правильно. Потом Тургенев ее сформулировал предельно откровенно. На что так обиделся Иван Александрович, заявив, что Тургенев украл у него мысли, сюжет и персонажей. Было у них длительное обсуждение замысла Гончаровского романа. Хотя, возможно, тут тот случай, когда "идеи витают в воздухе". Если витают от слова вита-жизнь, значит, "живут в воздухе". Другими словами, думают люди, думают, и приходят к одинаковым смыслам, но выражают их по разному.
Автор
Ссора между Гончаровым и Тургеневым была, и значительная, но к полемике вокруг "Обрыва" она не имеет практически никакого отношения, да и не Тургенев выступил ее зачинщиком. Идеи эти действительно витали в воздухе, но травля "Обрыва" к ним отношения не имеет.
Гончаров разрешил в "Обрыве" проблему Отцов и Детей совсем не так, как Тургенев, и его решение пришлось не по вкусу прогрессивной критике, а не только Тургеневу.
И в этом все дело.
Попытки свести все дело в взаимоотношениям этих двух больших писателей я не могу принять.
Еще более странно, когда начинают объяснять этот позорный для литературы случай ссылками на безнравственность всей России того времени, и переходят к рабству и крепостничеству. При чем здесь Гончаров и его роман "Обрыв"? Это тема отдельного разговора, мешать все в одну кучу неправомерно.
Последнее. Я не обязан соглашаться со всеми выводами читателей, как и они с моими. По-моему, это нормально.
Нормально, да
Только прислушаться тоже не грех. А именно к таким доводам:
1. Писатели не на необитаемых островах живут.
2. Они – личности, творцы, и каждый имел и имеет собственное право соглашаться с кем-то или не соглашаться.
3. И Гончаров, и Тургенев странным образом одинаково решили вопрос взаимоотношения отцов и детей в пользу отцов – Гончаров детей осудил морально (Волохов – негодяй), Тургенев – условно физически (Базаров – преждевременный лишний человек, помер от заражения крови)
Вы считаете такое решение правильным?
Как решать вопрос взаимоотношения детей, то есть носителей нового, революционного, и отцов, то есть носителей старого консервативного?
Автор
Писатели как творцы имеют право на многое, я на это не посягаю, а даже защищаю. Более того, они не ангелы и могут и имеют право ошибаться. Дело не в этом.
Гончаров и Тургенев, и это видно по реакции хотя бы критики, решили проблему Отцов и Детей по-разному, очень по-разному. По сути, а не по формальным признакам.
И они имели на это полное право, как художники и мыслители. Я обратил внимание на то, что реакция критики, и литературного сообщества, на роман Гончарова, литературного авторитета, была недостойной, вылилась в травлю и поношение.
Учитывая что в руках писателя слово – это оружие в известной степени, оно должно быть ответственным и порядочным. В отношении Гончарова критика поступила безответственно и непорядочно. На ее фоне Гончаров вел себя очень достойно, что вызывает до сих пор, кажется, неудовольствие и стремление придраться к нему по другим поводам. Но сделать это невозможно, так как Гончаров в известном смысле Обломов, то есть с обломовской душой.
Да
Травля и поношение были недостойными обеих строн. Да, Гончарова друзья в глаза звали "мсье лень", хотя он был большой труженик.
Проблема сосуществования старого и нового, замещения старого, отжившего, не отвечающего времени, есть и не исчезла. Наше все, Александр Сергеевич, решил ее красиво – молиться своим богам, почитать предков и радоваться приходу новых поколений, помогать им, оберегая от ошибок и излишне резких движений. Иван Александрович, будучи государственником-консерватором, не решился следовать Пушкину. Но будучи натурой тонкой, чувствительной, не смог и не признать неизбежности прихода нового. Поэтому он предпочел не вмешиваться, то есть быть более Обломовым, чем Штольцем. В известной мере его можно назвать приверженцем социального эволюционизма. Это ни хорошо, ни плохо, это должно быть, чтобы всем вместе не падать в Обрыв, где всегда темно и клубятся химеры.
Заяц Пушистый – автору
Насчёт того, идёт ли история по кругу, движется линейно или развивается по спирали (если вам угодно, пусть она будет гегелевской), судить, мне кажется, бесполезно. Слишком много фактов говорят как в пользу, так и против всех этих точек зрения. Да, опыт действительно усваивается человечеством, но, увы, не всем человечеством, а отдельно взятыми обществами, людьми, странами, да и то время от времени. Африканцы как бегали с копьями друг за другом, так и до сих пор бегают, и это о прогрессе вряд ли говорит. Возьмите пример Сомали или Судана: в первой стране до сих пор анархия и диктатура сменяют друг друга чуть ли не каждый день, во второй гражданская война длится аж со второй половины XX века. Можно посмотреть и в сторону ЮАР, демократического государства, по словам Манделлы. Апартеид закончился, урок вроде бы извлечён, но… Уже притесняют белых. Получается, что Черчилль прав?
Кстати, это вполне нормально, что ссылки приводятся на разные авторитеты. Вы написали, что Толстой правильно отозвался о Ключевском, что его мнение якобы уже исчерпывающе рисует облик отечественного историка. Но не забывайте, что и Лев Толстой был весьма противоречивой фигурой: он был азартным игроком, а продавая свои сочинения ("Истинно народные", как он говорил), торговался буквально из-за каждой копейки, на старости лет клянул всю русскую литературу и даже из дома ушёл. А другой Лев, уже Троцкий, в "Моей жизни" написал, что события 1905-1907гг. были во многом спровоцированы отжившей моралью толстовства, архаичной и ретроградной. Народ, дескать, устал от толстовской философии и пошёл наперекор ей. И Толстого в XX веке критиковали не меньше, чем восхваляли.
Автор
Да! Разделяю Вашу горечь за литературу. Неприятно-с, но имело место быть. Пушкину тоже ведь досталось от "младого поколения": не всегда был достаточно дерзок, хотя куда уж больше казалось бы… Гончарову досталось много больше, потому что он все-таки "вмешался", хотя как предупреждали…
Процессы в русской литературе – это ключ к истории России. И свидетельство какой-то болезни нашего духа, причем об этом боятся, мне кажется, говорить. Не знаю серьезных работ по этому поводу наших авторитетов.
А ведь эта болезнь остается актуальной, мы болеем ею по-прежнему. Поэтому опять клубятся химеры над обрывами.
Делать выводы из истории трудно, авторитеты тоже могут ошибаться, но стремиться к этому все-таки нужно. Лев Толстой впал в конце жизни в грех отрицания и гордыни, но с Львом Троцким его сравнивать невозможно. Это ягоды с совершенно разных полян. Толстой велик даже в своих заблуждениях, а Троцкий всего лишь удачный политик, и не более того.
Ну почему "боятся говорить".
Тема "новое-старое", "отцы-дети", "революция-управлямая эволюция" никуда не уходила. Вот, к примеру, Федор Бондарчук сделал неплохой фильм "Обитаемый остров" по Стругацким как раз по обсуждаемой тематике. Фильм без таких спецэффектических компьютерных наворотов, как "Аватар", а содержательно – по самым острым вопросам современности. Традиция советского кино – Тарковского, в частности, – не умерла, живет себе. Лунгин в "Острове" на примере той девочки, что пришла просить позволения на аборт, хорошо показал. Лунгинский "Остров", конечно, куда глубже и многоплановей, но тема "новое-старое" в нем тоже есть.
Я вот подумал
А представьте, что Л.Н. Толстой или А.П.Чехов (ведь совсем молодым умер) дожили бы до 1917-го года, как бы они повели себя? Страшно представить, что с ними было бы . В.В. Розанов (кстати тоже имеющий отношение к Симбирску, кто в теме, знает) написал в те годы, умирая, пронзительный страшный дневник "Апокалипсис нашего времении", своеобразное продолжение гениальных "Опавших листьев" (всем читать, не пожалеете!). Дневники-размышления, короткие заметки ОБО ВСЁМ . Как сейчас помню с нетерпением, в конце 80-х, начале 90-х ждал саратовский журнал "Волга" , где их печатали. Потом тома, приложение к журналу "Вопросы филоофии" выходили. Мда, много тогда чего впервые печатолось, прочиталось. Флоренский, Бердяев, Ильин, Соловьёв конечно, тот же Розанов, Трубецкой… Была надежда, но увы, погасла. Собственно, вот сейчас думаю, после "Философических писем" Чаадаева можно было ничего и не писать, ничего нового. В основном – неоправданные надежды "русской идеи" и прочих "неудачных" проектов.
Да, интересно
Наверное, Толстой воспротивился бы революционному насилию, хотя одобрил бы сами шаги по передаче земли крестьянам, заводов рабочим и власти местным советам. Он все же, как выразитель народнического духа, выступал за народное самоуправление. Можно сказать, муниципальное. В этом смысле Горький продолжил традицию Толстого. А Солженицын продолжил Горького. Чехов, скорее всего, имхо, стал бы социал-демократом, как продолжатель линии Салтыкова-Щедрина.
С мыслями Чаадаева и их продолжателями, скажем Бердяевым, об особом "русском пространстве" – необозримом, неохватным, самой российской просторностью формирующим особый вид ментальности, конечно, сейчас все непросто. Средства коммуникации вроде бы настолько развились, российские просторы настолько организованы, что о неограниченности уже разговор идти не может. Представляете, Чаадаев мог месяцами ехать в кибитке по России, снег, сап коней, скрип, томительное покачивание, дрема… Конечно, впечатление бесконечности и непоправимости. Теперь самолетом десяток часов из Москвы в Хабаровск, еще пара часов – Владивосток. Поездом, скажем, неделю, автомобилем тоже примерно столько. Интернет, мобильная связь – мгновенно. Нет, неудачный русский проект – это не совсем точно. Трудный русский проект, тяжелый, подвижнический – наверное, точнее.
Не знаю
Может, Вы, и правы. Подвижничество, вполне и возможно. Но… Вот как-то, знаете, кончается всё хуже и хуже…
Дело даже не в огромном пространстве. И люди в большинстве (неважно от образования) хорошие. Как у Башлачова, помните, "Многоие, оказались, чистыми-хорошими!…" Как-то вот так примерно в "русских колокольчиках". И всё равно вот что-то ВЕЧНО не ладится. Будто червь какойто-то,. Видимо "широк русский человек, широк", прав Достоевский. И широта его заходит туда, где начинается ад, "банка с пауками".
И ещё вот что подумал
Интернет, средства коммуникации, прочая "суета-маета, костыли-протезы" (С) Сталкер. У Чаадаева в кибитке, во время "томительного покачивания " было НАСТОЯЩЕЕ время всё тщательно продумать и отшлифовать. Общий фон конечно был нерадостный и неблагополучный., но сами смотрите – насколько филигранно был он точен в своих сдержанных опусах, ничего лишнего. И по объёму даже – никакой воды.Сочли сумасшедшим, что-ж, нет пророка…
А я вот хорошо информированный пессимист)
Я вот смотрю в историю нашей страны – тысячи лет сплошной катавасии, сплошной борьбы, под игом только 300 лет. 20-й век – какие потрясения. И мы еще живы, и еще, по большому-то счету, обороноспособны. Переможем, да. С самими бы собой только без шелухи и спокойно разобраться – ради чего и как лучше всем.
Автор
А хороший разговор завязался. Много верного, с чем соглашусь с удовольствием, хотя не со всем. Но это нормально.
Перечитал по ссылке предисловие к "Обрыву" Гончарова, там он говорит не только о своем романе, но и русской литературе, об ее "отрицательном характере".
Он продолжался вплоть до конца русской литературы.
И я вспомнил Бунина, чем-то он производил на меня отличное впечатление от того же Чехова, особенно эмигрантский Бунин.
И вот понял чем: в рассказах Бунина нет этого "отрицательного отношения", там другая Россия, значительно более симпатичная, чем у Чехова.
Даже в "Окоянных днях", где Бунин бранится, не стесняется в выражениях – все равно нет этого "отрицательного" отношения. Даже расхристанный красноармеец в Одессе у него все-таки человек, человек "не в футляре"!
Библия говорит, что уныние – это грех. Нечего хоронить себя раньше сроков. Если сравнить состояние России в 1914 году с сегодняшним, то объективно мы стали много сильнее, несмотря на все потери.
А в своей душе мы разберемся, сами, без советников со стороны. Это – принципиально.
Трудно не согласиться,
особенно с последним абзацем. Хотя хорошие советы никому не мешали, только их нужно проверять на совесть. И тщательно, и в том числе в смысле совестливости советчиков. А то надают хороших советов бессовестные люди и опять кувыркайся.
Автор
Советы советам рознь, а есть ситуации, когда никакие советы вообще не нужны, ибо это не советы, а способ повлиять на ситуацию в определенном направлении.
России именно в этом смысле советы всегда дают, как правило это "данайские дары".
Будете смеяться,
но вдруг понял для себя одну вещь, прежде проходившую мимо сознания: под Солярисом, кажется, Станислав Лем подразумевал человечество, все население планеты. И Тарковский тоже это, наверное, подразумевал. А вот подразумевал ли Содерберг – неясно. Надо подумать.
Кажется,
Содерберг подразумевал, все-таки, хаппи энд: человек (мужчина-герой), даже меняясь качественно, остается человеком, поскольку сознательно выбирает любовь. Возвращается к Солярису, где ждут любимые и любящие люди – женщина, ученый и ребенок. И целый Солярис. Кажется, таков ответ Содерберга на вопросы современности.