Александр Иосифович Щербина родился в 1951 году на Украине, в Кировоградской области. Окончил Куйбышевский плановый институт (специальность «экономист»). Работал механиком в Ульяновском Управлении механизации №2, в «Главульяновскстрое», в Строительно-монтажном

тресте №4.

С 2000 года – в ОАО КТЦ «Металлоконструкция», занимает должность заместителя генерального директора по производству.

Имеет звания Почетный строитель РФ, Заслуженный строитель РФ.

Женат, двое сыновей, есть внук и внучка.

– Александр Иосифович, при слове «детство» у вас какие ассоциации возникают?

– Детство мое было счастливым, я вырос в большой дружной семье. Из детей я самый младший, поэтому меня больше всех любили и баловали. Однако с ранних лет приучали к труду. Мои родители были простыми людьми: отец-механизатор, мама – доярка, вели большое хозяйство, и трудолюбие у всех нас – в крови. Кроме того, я хорошо учился, школу окончил с серебряной медалью. С особой теплотой вспоминаю свою бабушку, которая много сил приложила к моему воспитанию: родители с утра до вечера были на работе, так что больше времени я проводил с ней.

– Ваши внуки, уверена, тоже будут тепло вспоминать время, проведенное с таким дедом, как вы…

– Люблю с ними заниматься, особенно много времени провожу со старшей внучкой Настей, ей сейчас одиннадцать. И с внуком. Матвею год и четыре месяца, смышленый мальчуган подрастает, забавный. У нас есть дом в деревне Шиловка, там для детей сделали бассейн, любят они в нем бултыхаться.

– А как вы оказались в Ульяновске?

– После армии встал вопрос: чем заниматься дальше? Мой старший брат Андрей, принимавший участие в строительстве Мемориального центра, позвал меня переехать в город на Волге, который тогда активно застраивался и нуждался в строительных кадрах. Брат – строитель и втянул меня в эту отрасль.

Не скажу, что решение о переезде далось легко: я впервые уезжал так надолго и далеко от родителей. Но с ними оставался брат Виктор, так что я был спокоен. Строительная карьера моя в Ульяновске складывалась удачно, со временем получил жилье от «Главульяновскстроя» и, что называется, пустил корни. Однако родину свою никогда не забывал. Каждый год ездили на Украину с супругой, а потом и с детьми. Замечательные там места! Почва – благодатная, как говорится, кол воткнешь – дерево вырастет. А какая природа удивительная! Как-то сын Андрей в школе после поездки на Украину написал такое сочинение, что учительница поначалу засомневалась, не красивая ли это выдумка.

– Обычная ситуация – когда отец берет на работу сына. В вашей семье обстоятельства сложились по-иному…

– В 2000 году мой сын Андрей возглавил завод, который в советское время производил оснастку для производства железобетонных конструкций строительного комплекса. Но затем эта продукция оказалась невостребованной, и в начале двадцать первого века предприятие находилось в глубоком кризисе. Сын позвал на помощь – поднимать завод из руин. К тому времени у меня за плечами был немалый строительный опыт, кроме того, я всегда хорошо разбирался в технике, и здешнее оборудование мне, в принципе, было знакомо. Так что помогал и словом, и делом. Трудности на первом этапе были просто нереальные! На предприятии – голые стены, разворованные, разукомплектованные станки и несколько десятков пьяниц: рабочим три года не выплачивали зарплату, и все нормальные специалисты уволились. Вот в таких условиях пришлось работать.

– Расскажите о первой победе обновленной «Металлоконструкции».

– Первое время мы, продолжали выпускать прежнюю продукцию, но руководство компании «Ульяновскавтомост» предложило нам изготовить дорожные ограждения. Решили попробовать: пресс был, оснастку изготовили, первую балку сделали – понравилось. Потихоньку начали развивать это направление, закупили более современное оборудование, меняли технологии, формировали коллектив (сейчас на предприятии работает около четырехсот человек). Потом пошли федеральные заказы. Поиском заказчиков в регионах России лично занимался и до сих пор занимается директор предприятия Андрей Щербина.

Мы не только изготавливаем продукцию, но еще и три года назад организовали мобильные бригады по монтажу дорожного ограждения. Сегодня по всей стране у нас работают восемь комплексных бригад, оснащенных «КамАЗом»-манипулятором с краном, автомашиной «Валдай», итальянской установкой, забивающей стойки. Я лично выезжаю в регионы, где работают наши бригады, контролирую, решаю вопросы, возникающие у заказчика.

– Говорят, вы стали одним из разработчиков технических условий дорожных и мостовых ограждений барьерного типа.

– Да, вместе с техническим директором Вячеславом Федоровичем Лагуновым мы разрабатывали новые тех-условия на передовые конструкции дорожного и мостового ограждения и проводили испытания на автополигоне в городе Дмитрове. Мы любому потенциальному заказчику готовы показать кадры, на которых легковой автомобиль, автобус, «КамАЗ» на высокой скорости врезаются в металлическое ограждение. По результатам наезда испытуемого автомобиля производится анализ соответствия ограждений нормативным требованиям. Основные требования следующие: автомобиль должен остаться на своей полосе (не выехать на полосу встречного движения), не уйти в кювет, не должен перевернуться, а самое главное, чтобы люди, находящиеся в автомобиле, остались бы живыми, еще лучше – и здоровыми. Для этого специально проводят необходимые замеры инерционных перегрузок, в результате чего делается вывод о безопасности ограждения для пассажиров автомобиля.

Обратите внимание: по ГОСТ-26804-86 максимальная удерживающая способность дорожного ограждения – 190 КДЖ, а по разработанному нами ТУ этот показатель достигает 450 КДЖ. А у мостового ограждения – все 600! Конструкция дорожного ограждения очень важна, она не должна быть ни слишком жесткой, ни слишком мягкой. Не случайно дорожными ограждениями разделяют встречные полосы, поскольку самые опасные столкновения – лобовые. Также ограждения устанавливают на опасных участках автомобильных трасс – на крутых поворотах, подъемах, спусках, мостах, путепроводах.

– А в вашей жизни случались крутые повороты, падения?

– Бог миловал, я ровно шел по жизни. Думаю, все это неслучайно, я всегда добросовестно трудился, уважал людей, и люди меня уважали.

– Что, и кризис прошли без потерь?

– Кризис мы проскочили, практически не заметив. В прошлом году осваивали серьезные средства, связанные с производством и монтажом дорожных ограждений для федеральной трассы «Дон-4», которая ведет к Сочи, а также сдавали трассу «Чита – Хабаровск», которая скомпенсировала пробел в заказах с некоторыми прежними клиентами.

– Все крупные заказы вашего предприятия связаны с другими регионами. Но в истории «Металлоконструкции» есть важная веха, связанная с родным регионом. Какие у вас остались впечатления от работы на новой волжской переправе в Ульяновске?

– На Президентский мост наше предприятие работало более года. Все ограждение, все подходы к переправе изготовил и смонтировал наш коллектив. Надо сказать, что этот крупный заказ чуть не ушел москвичам, но благодаря позиции губернатора Сергея Морозова и Александра Пинкова, который тогда занимал должность заместителя председателя регионального правительства, заказ освоили местные производители, все налоги остались в области.

– Значит, вам было вдвойне приятно получать государственную награду из рук губернатора?

– Указ президента о присвоении мне звания Заслуженного строителя России был подписан 17 сентября 2009 года. А Сергей Иванович вручил мне награду в День города в прошлом году. Для меня это высокое признание моего труда.

– Не возникало трений с работниками, когда вы десять лет назад заняли руководящую должность?

– Я всю жизнь работал с людьми, поэтому имею подход к каждому человеку, мне интересно знать, чем он живет, какая у него семья, дети. Мы своих в беде не бросаем! Когда, например, у дочки нашего работника были серьезные проблемы с сердцем, мы собрали необходимые средства на операцию в Москве. Наше предприятие ведет большую благотворительную деятельность, помогает нуждающимся, церквям, детским садам, много делает для района, города, области.

– Вы – счастливый отец двоих сыновей, которые многого достигли в жизни: Андрей Александрович возглавляет успешное промышленное предприятие, входит в состав экспертного совета Госдумы России, а Александр Щербина-младший создал компанию, которая сегодня занимает лидирующие позиции на российском рынке информационных технологий. Поделитесь секретом воспитания сыновей!

– То, что мои сыновья выросли хорошими людьми, неспроста: мы с женой многое вложили в их воспитание. Не ремнем, а делом, примером своим воспитывал: я не пью, не курю, всю жизнь тружусь честно. И мои сыновья всегда были при деле. Андрей, например, с пяти лет занимался в спортивных кружках – борьба, бокс, тяжелая атлетика, окончил музыкальную школу. К труду приучены: с ребятами мы вместе и почту разносили, и хлеб по ночам разгружали, и перекрывали крыши домов. Мои сыновья хорошо учились в школе, и вуз оба окончили с красными дипломами. Еще когда были студентами, организовали собственный бизнес, старший пошел по моим стопам, младший – в сферу информационных технологий. У обоих есть предпринимательская жилка, они коммуникабельные, легко находят общий язык с людьми, располагают к себе. У них тоже крепкие семьи, как и мы с Татьяной, живут с женами в любви и согласии. Я горжусь своими сыновьями и всегда радуюсь их успехам.

– Год Белого Кролика – ваш год, 14 февраля вам исполнится шестьдесят лет. Когда человек к этому времени добивается значительных успехов, его возраст называют 6:0 – по аналогии с высшей оценкой в фигурном катании. А вы бы высший балл за какое достижение своей жизни поставили?

– Все-таки считаю главной своей победой то, что мы из пепла восстановили завод, превратили его в современное предприятие – флагман своей отрасли в России. Сегодня ОАО КТЦ «Металлоконструкция» – одно из ведущих предприятий страны в области производства, монтажа дорожных и мостовых ограждений барьерного типа.

– Какой главный подарок к юбилею ждете?

– 14 февраля, как раз в мой день рождения, намечено долгожданное открытие цеха цинкования. Это важный этап реализации крупного инвестиционного проекта на нашем предприятии. Самый приятный подарок к моему юбилею!

До недавнего времени мы изготавливали элементы дорожного ограждения из черного металла, а затем отправляли их на оцинковку в Белгород, Самару, на Урал – антикоррозийная обработка металла необходима, чтобы он не ржавел. В результате несли дополнительные транспортные расходы. Но теперь ситуация изменилась. Мы вводим в эксплуатацию собственное производство, и дорожно-мостовые конструкции из черного металла будут обрабатываться непосредственно в Ульяновске. Это значительно, не менее чем на 15 процентов, снизит себестоимость нашей продукции и сделает ее более конкурентоспособной.

Хотя у нас и так конкурентоспособная продукция, мы постоянно работаем над ее совершенствованием, проводим испытания, улучшаем конструкцию. И потом, у нас – простая и очень ремонтнопригодная конструкция: машина в дорожное ограждение въехала – балку убрали, заменили.

– Поделитесь планами команды «Металлоконструкции» на 2011 год!

– Большие планы у нас связаны с новым цехом цинкования. Мы не случайно установили такую большую – 13, 5 метров – оцинковочную ванну, хотим выполнять и сторонние заказы. В новом году продолжим дальнейшее развитие завода, сейчас вот делаем крытые механизированные склады, это тоже большой шаг вперед. Рост нашего предприятия связан с новыми крупными заказами. Готовимся к серьезной работе в Большом Невере Амурской области, оттуда будем дорогу вести на Якутск, уже начались поставки наших ограждений. Это долгий процесс – вагоны идут около месяца. Когда дороги немного подтают, начнем устанавливать ограждения. Мы получили большой заказ и на работу в Ленинградской области, он связан с дорогой на Финляндию и с подъездами к Санкт-Петербургу.

– Слушаю ваш вдохновенный рассказ, и даже не возникает вопроса о заслуженном отдыхе…

– Пока есть здоровье, пока есть силы, интерес к своему делу, я останусь на предприятии. Сложности восстановительного периода позади, теперь только работать и работать!

Татьяна Задорожняя