Участники круглого стола:

Кирилл БОЛМАТОВ

директор по корпоративным вопросам САБМиллер РУС Дочерняя компания SABMiller plc (филиал, г. Москва)

Елена ДУБОВИЦКАЯ

зам. начальника отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области

Николай МАРКИН

заместитель председателя Правительства Ульяновской области

Борис ПЕСКОВ

главный врач Ульяновской областной клинической наркологической больницы

Ольга ПОЛОВИНКИНА

начальник отдела лицензирования алкогольной продукции Министерства сельского хозяйства Ульяновской области

Нина ФАДЕЕВА

заместитель директора ООО «ЭТНА»

«ДО»: ГОСДУМА РАССМАТРИВАЕТ ЗАКОНОПРОЕКТ, КОТОРЫЙ ВВОДИТ МАССУ ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР В РЕАЛИЗАЦИИ АЛКОГОЛЯ. В УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ МНОГИЕ ИЗ НИХ УЖЕ РЕАЛИЗОВАНЫ. ЕСТЬ ЛИ ОТ ЭТОГО ПОЛЬЗА?

НИКОЛАЙ МАРКИН:

– Во всем мире эти принципы выработаны давно. Борьба с пьянством ведется на протяжении двух-трех столетий. Главное в этом вопросе – ограничение доступности алкоголя. По времени, месту, возрасту. У нас в области эта работа проводится достаточно активно. Вы знаете, что мы одними из первых ограничили время продажи алкоголя, на сегодняшний день только в Ульяновской области существуют дни, когда запрещена продажа крепкого алкоголя в течение всех суток. Это «дни трезвости»: 25 мая, 1 июня, 12 июня, 1 сентября, 12 сентября. Но основной мерой остается воспитание населения в рамках стремления к здоровому образу жизни.

ОЛЬГА ПОЛОВИНКИНА:

– По информации, которая аккумулируется в нашем департаменте, за 2010 год объем продаж водки снизился по сравнению с 2009 годом на 3%, но одновременно увеличилось потребление слабоалкогольных напитков – шампанского, джин-тоников. На этом фоне, по данным УВД, в 2010-м произошло значительное снижение количества преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения.

БОРИС ПЕСКОВ:

– Главное достижение, что в основу государственной политики в сфере оборота алкоголя ложатся вопросы здоровья населения. Приоритеты расставлены: государство приняло стратегию по снижению алкоголизации населения, хотя и теряет финансовые средства на введении ограничительных мер. Областная наркологическая больница сейчас подводит итоги 2010 года. По нашим данным, снижаются показатели первичной заболеваемости (то есть случаи обращения в наркологическую больницу впервые) среди женщин и несовершеннолетних. Хотя по общероссийским данным, доля женщин, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, растет.

Нельзя сказать, что именно ограничение продажи алкоголя повлияло на улучшение статистических данных. Одних ограничительных мер, конечно, мало. Известно, что исключительно запретительные меры не дали эффекта ни в России, ни в Америке. Я имею в виду сухой закон. Основной акцент надо делать на профилактическую работу.

НИНА ФАДЕЕВА:

– Акцизные марки с этого года подорожали на десять процентов, но качество водки не улучшается. Как-то мало эксперты говорят о качестве алкогольной продукции, которая продается на территории России. Я против того, чтобы за руль садились после употребления алкоголя, но интересно, почему за рубежом можно управлять автомобилем при определенной дозе промилле, а у нас нельзя, хотя в России дороги шире. Может, вопрос в качестве алкоголя?

БОРИС ПЕСКОВ:

– И в качестве тоже. Но и в воспитании. Например, в кавказских республиках алкоголь, конечно, другой. Но и культура пития там другая. Там едва не с детства употребляют качественное домашнее вино, а параллельно идет мощное воспитание: где можно выпить, с кем и сколько. Мы же воспитываем молодое поколение, будто в злоупотреблении алкоголем нет ничего зазорного. Влияние СМИ в этом плане пагубное. Вспомните, как представляли 2011 год на новогодней рекламной продукции – «20» и две бутылки. Правильно в России отменили допустимую норму содержания этилового спирта в выдыхаемом водителем воздухе. Россиянин нормы не знает. Ему трудно остановиться, если он начал пить.

ОЛЬГА ПОЛОВИНКИНА:

– Мы направляли предложение в ЗС, чтобы оно, в свою очередь, обратилось в Государственную Думу с законодательной инициативой по ужесточению правил реализации алкогольной продукции путем изъятия его из визуального ряда и размещения алкогольной витрины в изолированных отделах. За границей алкоголь и сигареты визуально не представлены. Эта мера будет способствовать воспитанию здорового образа жизни среди подрастающего поколения, а также снижению масштабов употребления алкоголя среди населения.

«ДО»: КАК, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ОТРАЗИТСЯ ОГРАНИЧЕНИЕ ПРОДАЖИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И ВКЛЮЧЕНИЕ В ЕЕ ПЕРЕЧЕНЬ ПИВА НА БИЗНЕСЕ? НА МАЛОМ БИЗНЕСЕ, В ЧАСТНОСТИ?

НИКОЛАЙ МАРКИН:

– Пиво – это самый доступный для молодежи алкогольный напиток. Такое решение позволит оградить молодежь от пивного алкоголизма.

ЕЛЕНА ДУБОВИЦКАЯ:

– Содержание алкоголя в некоторых сортах пива достигает 14 процентов, то есть как в винах. В разных странах проводили многочисленные исследования влияния пива на человеческий организм и выяснили, что хронический алкоголизм развивается в три-четыре раза быстрее от употребления пива, чем от крепких алкогольных напитков. Кроме того, злоупотребление пивом может привести к нарушению функций головного и спинного мозга, миокардиодистрофии, циррозу печени, гепатиту, панкреатиту, гастриту, поражению зрительного и слухового анализаторов, гипертонии. Список можно продолжать. Поэтому необходимость рассмотрения вопроса о включении пива в перечень алкогольной продукции очевидна.

КИРИЛЛ БОЛМАТОВ:

– Пиво всегда было алкогольной продукцией: его нельзя пить за рулем и на работе, нельзя продавать несовершеннолетним. Просто раньше для пива был отдельный закон, а теперь его присоединят к общему алкогольному закону. А от законодательных новаций кто-то, возможно, потеряет, кто-то найдет. Нация станет здоровее, а криминальная обстановка улучшится, это точно.

НИКОЛАЙ МАРКИН:

– Проект закона об ограничении распространения алкоголя, внесенный в Госдуму, предусматривает продажу пива и напитков, произведенных на его основе, с содержанием спирта менее пяти процентов в киосках и других малых торговых точках. Все, что крепче пяти процентов, должно продаваться в торговых предприятиях, к которым предъявляются определенные требования. Я считаю, что малый бизнес не пострадает, но его представители должны понимать, что торговля пивом – это их социальная ответственность перед обществом. Сегодня им предоставлено право требовать документ, подтверждающий возраст покупателя. И с теми предпринимателями, которые в погоне за прибылью будут спаивать несовершеннолетних, разговор будет принципиальным.

БОРИС ПЕСКОВ:

– Если законодатели примут решение приравнять пиво к алкогольной продукции, а не к пищевым прохладительным напиткам, это будет хорошо. Во всяком случае, с точки зрения врачей. Для России алкоголизация населения стала национальной угрозой. Злоупотребление спиртными напитками косвенно или прямо влияет на все демографические показатели: уровень рождаемости, смертности, продолжительность жизни, на высокую смертность среди мужского населения.

У малого бизнеса своя позиция: бизнес говорит, что если это случится, он разорится. Это на самом деле, наверное, так. Посмотрите на любой киоск – торгуют в основном пивом и табачными изделиями. Недавно наблюдаю картину рядом со своим домом: пацаны бегут за угол с двухлитровой пивной бутылкой. Наверняка, им ее продали не в супермаркете.

НИНА ФАДЕЕВА:

– Да, малый бизнес обвиняют в том, что он способствует нетрезвому образу жизни россиян. Но у малого бизнеса нет задачи спаивать народ. Это однозначно. Мы готовы переквалифицироваться и предлагать взамен алкогольной продукции более полезный и качественный продукт. Пусть правительство подскажет механизмы, которые поддержат нас и помогут выжить.

Кстати, лицензия на продажу алкоголя недешевая для малого бизнеса. В связи с событиями в Перми ужесточились требования Госпожнадзора: очень дорого обходится противопожарная вентиляция – до 250 тысяч рублей. Предприниматели пока находят выход: тот, кто посильнее, получает лицензию, и под ней работают организации, которые поменьше и послабее. Вот и получается, что развивается одна компания (лицензиат), а остальные не способны. В результате большие компании поглощают маленькие. На мой взгляд, малому бизнесу уже не надо ничего запрещать – сам умрет. Лицензия дорожает, социальный налог увеличивается. Четвертый год подряд растут цены на энергоносители. После оплаты ЖКХ, бензина, который тоже стабильно дорожает, и труда персонала денег не остается. Через год-другой, может, вспомнят о малом бизнесе, скажут: «Займитесь тем-то». Но «заниматься» уже будет некому.

ОЛЬГА ПОЛОВИНКИНА:

– Параллельно с дополнительными ограничениями продажи алкогольной продукции по месту и времени нужно ввести уголовную ответственность за торговлю суррогатами и спиртосодержащими жидкостями. Сейчас подпольного торговца такой продукцией очень сложно оштрафовать. Но даже если это удается, то он быстро компенсирует потери за счет своей деятельности. Например, в Финляндии за изготовление самогона предусмотрена уголовная ответственность.

ЕЛЕНА ДУБОВИЦКАЯ:

– Мы проводили мониторинг зарегистрированных случаев отравлений, связанных с употреблением алкоголя и спиртосодержащих жидкостей. Из 1044 случаев, зарегистрированных в 2010 году, 368 – с летальным исходом. Среди них – один ребенок в возрасте до года. Отравление произошло из-за халатности родителей.

«ДО»: КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ИНФОРМАЦИИ, ЧТО 50-70% АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПОЛКАХ МАГАЗИНОВ – ЭТО ПРОДУКЦИЯ КОНТРАФАКТНАЯ, НЕКАЧЕСТВЕННАЯ?

КИРИЛЛ БОЛМАТОВ:

– У меня есть данные только по пиву. Практически сто процентов пива, продающегося на территории и Ульяновской области, и России, вполне качественное. Естественно, если у него не закончился срок хранения. Большая часть пива в России производится крупными международными компаниями со столетней историей, которые придают качеству продукции самое большое значение. Контрафактная продукция – не значит некачественная. Обычно такие разговоры подразумевают водку. По данным Росстата, в розничной торговле продается в два раза больше водки, чем уплачено акциза в бюджет. То есть контрафактную водку производят на тех же заводах и по той же технологии, что и нормальную, но уклоняются от уплаты налогов. Это плохо для бюджета, а на здоровье влияет не качество, а количество выпитого. Диагноз «алкогольное отравление» подразумевает именно неумеренное потребление этилового спирта, являющегося главным токсичным компонентом любого алкогольного напитка. Что касается пива, то на этом рынке контрафакт практически не встречается – мы самая прозрачная и законопослушная отрасль.

ЕЛЕНА ДУБОВИЦКАЯ:

– В прошлом году специалисты Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области отобрали и исследовали 95 проб алкогольной продукции. Фальсифицированной обнаружено не было, вся продукция соответствовала требованиям СанПиН и ГОСТ. В 2009 году мы брали на исследование 171 пробу. Пятнадцать партий алкогольной продукции было забраковано по несоответствию органолептическим показателям (наличие внутренних посторонних включений в виде взвешенных частиц, мутного осадка). Шесть из них составляла импортная алкогольная продукция. Было изъято из оборота свыше 280 литров алкогольных напитков, из них зарубежного производства – 24 литра. Снижение количества исследований алкогольной продукции в 2010 году связано с общим снижением числа проверок. Все согласно требованиям 294-го федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

ОЛЬГА ПОЛОВИНКИНА:

– В связи с принятием в мае 2009 года 294-ФЗ мы должны заранее уведомлять организации, которые занимаются розничной продажей алкоголя, о предстоящих проверках. Поэтому в настоящее время нарушения устанавливаются в среднем только в 30% случаев. В 2006 году результативность была примерно 90%. Однако справедливости ради надо отметить, что в последнее время предприятия бизнеса стали более грамотно и ответственно подходить к вопросам, связанным с соблюдением законодательства, регламентирующего оборот алкогольной продукции.

НИНА ФАДЕЕВА:

– Бизнес до такой степени задрессировали проверками, что мы давно научились работать «по правилам». Каких-то серьезных нарушений у нас в принципе нет. Может быть, просроченная медкнижка у продавца, но не более. Даже представить не могу, чтобы магазин взял на реализацию товар без акцизной марки или что-то в этом роде.

НИКОЛАЙ МАРКИН:

– В 2010 году из нелегального оборота изъято более 140 тысяч литров фальсификата, в 2009 году этот показатель составил 114 тысяч литров. И учитывая то, что в этой сфере имеется возможность легкого обогащения, попытки заработать на человеческих слабостях, скорее всего, не прекратятся. Но если со стихийными торговцами можно справиться силами участкового инспектора милиции, то с людьми, которые используют для своего незаконного бизнеса целые заводы, бороться сложнее. В настоящее время в Госдуме рассматривается проект закона, внесенного Правительством РФ, которым (в том числе и по предложениям, поступившим из Правительства Ульяновской области) предусматривается контроль за работой спиртзаводов.

Татьяна Захарычева