Подведены итоги мониторинга антикоррупционной работы в Ульяновской области за 2010 год.

Их еще предстоит огласить и разослать адресатам официально. Пока же предлагаю Вашему вниманию основные тезисы своего доклада по итогам 2010 года, в которых не упоминаются ни конкретные муниципалитеты, ни ведомства исполнительной власти региона. Документ открыт для референтных публикаций при условии наличия ссылки на первоисточник.

Ульяновская область является единственным регионом Российской Федерации, где учреждена должность Уполномоченного по противодействию коррупции. Уполномоченный избирается депутатами Законодательного Собрания Ульяновской области сроком на три года из числа кандидатур, предложенных Губернатором региона. Функции Уполномоченного по противодействию коррупции определяются Законом Ульяновской области «О противодействии коррупции в Ульяновской области». В числе иных задач Уполномоченный по противодействию коррупции в Ульяновской области осуществляет мониторинг эффективности реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области на основе разработанной в аппарате Уполномоченного системы показателей, которая не имеет аналогов в регионах России.

В ходе проведении мониторинга большое внимание уделяется анализу антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, издаваемых региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Ульяновской области. В целом по итогам антикоррупционной экспертизы указанных НПА в 2010 году удалось предотвратить финансовые потери бюджета Ульяновской области на сумму 813 млн рублей. В то же время недостаточно эффективной остаётся антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов органов местного самоуправления Ульяновской области. Основные препятствия на этом направлении — нехватка специалистов-экспертов, работающих на уровне администраций муниципалитетов и поселений, и невысокий уровень профессиональной подготовки имеющихся юристов.

В 2010 году был предпринят ряд мер к повышению квалификации муниципальных юристов-экспертов. По распоряжению Губернатора Ульяновской области Сергея Морозова в штат юридических служб каждого муниципального образования региона дополнительно включена ставка юриста, ответственного за проведение антикоррупционной экспертизы НПА, издаваемых органами местного самоуправления. По итогам первого полугодия 2011 года предстоит обеспечить экспертизу не менее 75% всех издаваемых нормативных и ненормативных актов органов местного самоуправления, поселений и до 80% всех нормативных и ненормативных актов, издаваемых исполнительными органами государственной власти Ульяновской области. Кроме того, с 2010 года в аппарате Уполномоченного проходят стажировку студенты-дипломники Ульяновского Государственного Университета. Это взаимодействие приносит обеим сторонам существенную практическую пользу.

В 2011 году предстоит обеспечить проведение антикоррупционой экспертизы не только нормативных, но и ненормативных правовых актов, издаваемых министерствами и ведомствами Правительства Ульяновской области, органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и поселений Ульяновской области в возможно более полном объеме. Это позволит значительно уменьшить пространство муниципальных и ведомственных коррупционных рисков, выявленное в предыдущие годы надзорными и следственными органами по фактам коррупционных проявлений, нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств. С этой целью вносятся изменения в утвержденный порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Ульяновской области, в соответствии с которыми проекты подготавливаемых НПА должны будут размещаться на официальных сайтах соответствующих органов исполнительной власти. Подобная практика, успешно реализованная Президентом Российской Федерации при общественном обсуждении законопроекта о полиции, а также новой редакции Закона об образовании, станет дополнительным стимулом к привлечению представителей гражданского общества, независимых экспертов к анализу действующей нормативно-правовой базы.

Оценка эффективности участия институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики на территории Ульяновской области — это одно из направлений мониторинга проводимой в регионе антикоррупционной работы. На сегодняшний день в Ульяновской области организованы и действуют 24 муниципальных общественных формирования по профилактике коррупции, которые являются элементом единой региональной организационной структуры по противодействию коррупции, с учетом системы рейтинговой оценки эффективности её работы. В 2010 году появились первые практические результаты антикоррупционной работы общественных советов при муниципалитетах, хотя далеко не везде пока удалось преодолеть формальный подход к организации и содержанию этой работы.

Поэтому в 2011 году необходимо качественно улучшить работу антикоррупционных общественных формирований, добавить конструктивизма, ответственности, желания брать на себя решение наболевших вопросов граждан. Представляется целесообразным предоставить общественным советам право и возможности решать возникающие вопросы на основе положений Закона о защите прав потребителей при эффективном взаимодействии с территориальными органами федеральных контролирующих и надзорных органов. Этим, по сути, на уровне муниципалитетов и поселений обеспечиваются полномочия по организации контроля за жизненно важными для населения отраслями экономики, некогда эффективно реализуемые органами народного контроля.

Элементом публичного контроля реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области является информация СМИ, в том числе, официальных Интернет-сайтов министерств и ведомств Правительства Ульяновской области и органов местного самоуправления муниципальных образований региона. С целью повысить эффективность этого элемента антикоррупционной работы в 2010 году были внедрены количественные показатели подсчета публикаций антикоррупционной направленности по ведомствам и муниципалитетам, а также повышающие их коэффициенты, начисляемые за творческий подход к теме, посредством которых удалось повысить качество антикорупционных публикаций. За последние полтора года ситуация с освещением антикоррупционной работы в СМИ в регионе претерпела качественное изменение от извечного сетования журналистов на нехватку газетных площадей до появления в муниципальной прессе критических эссе и журналистских расследований, тематических полос антикоррупционной направленности.

В 2011 году рейтинговая оценка вклада СМИ в антикоррупционную работу должна содействовать решению качественно новых задач: повышению профессионального уровня публикаций, нацеленных на освещение причин и следствий коррупционных проявлений, на подробный рассказ об антикоррупционной работе, проводимой органами государственной власти и местного самоуправления, подробному рассказу о деятельности антикоррупционных общественных организаций, других элементов организационной структуры противодействия коррупции, о работе с обращениями граждан. Не менее важная задача — увидеть ответную реакцию общества на антикоррупционные материалы СМИ в виде обращений о коррупции в те же общественные советы по противодействию коррупции и иные инстанции. Фактическое отсутствие обращений на «горячие» телефонные линии по борьбе с коррупцией, которые во множестве организованы в органах исполнительной власти региона, лишний раз подтверждает существующую низкую степень доверия населения к власти. Поэтому хорошая статистика антикоррупционных публикаций в СМИ важна не сама по себе, а постольку, поскольку она отражает доверие граждан к региональной власти и к мерам по противодействию коррупции, которые ею принимаются. В свою очередь, Уполномоченный активно работает с обращениями граждан и решает множество конкретных проблем, с которыми обращаются к нему конкретные люди, о чем сообщается, в частности, на его официальном сайте.

Критерием оценки эффективности антикоррупционной работы являются количественные показатели эффективности работы комиссий по урегулированию конфликтов интересов, созданных при министерствах и ведомствах Правительства Ульяновской области и в органах местного самоуправления региона. Практика работы показывает, что этот институт, безусловно, полезен, но фактическая отдача от него, к сожалению, пока близка к нулю. Об этом говорится и на федеральном уровне. Необходимо законодательно обеспечить заинтересованность граждан подавать заявления в комиссии по урегулированию конфликтов интересов до того, как факт конфликта будет выявлен проверкой или по факту совершения коррупционного преступления.

С 2010/2011 учебного года на основе учебно-методического комплекса, созданного специалистами Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования по инициативе Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области и при участии Министерства образования Ульяновской области, в ульяновских общеобразовательных школах внедряются элементы антикоррупционного образования.

Анализ итогов работы по внедрению элементов антикоррупционного обучения и воспитания в работу образовательных учреждений Ульяновской области за первую половину 2010/2011 учебного года показал, что основы антикоррупционных знаний сегодня получают обучающиеся 5-11 классов в каждом муниципальном образовании Ульяновской области. Учащиеся узнают о содержании и особенностях коррупционных проявлений, которые имели место в различные исторические эпохи, о негативных последствиях коррупции и способах противодействия ей, о сути современных коррупционных преступлений и мотивах, которыми руководствуются современные коррупционеры, о способах, позволяющих минимизировать коррупционные проявления в экономике современного государства и жизни общества в целом.

Перед началом 2010/2011 учебного года в большинстве муниципальных образований проведены заседания методических объединений учителей по учебным предметам «История», «Обществознание», «Право», «Экономика», в ходе которых до учителей всех подведомственных школ доведены рекомендации Министерства образования Ульяновской области об использовании учебных пособий, обеспечивающих антикоррупционную направленность образовательного процесса. Учителям также оказывается всесторонняя организационная помощь в реализации антикоррупционной направленности образования со стороны муниципальных органов управления образованием, в частности, при обеспечении методической поддержки учебного процесса. Анализ структуры и содержания календарно-тематического планирования учителей общеобразовательных школ позволил установить наличие содержательных элементов антикоррупционной направленности в каждом из проанализированных календарно-тематических планов (от 5 элементов и более) по учебным предметам «История», «Обществознание», «Право», «Экономика». Реализация содержательных элементов антикоррупционной направленности по указанным учебным предметам подтверждается результатами внутришкольного контроля.

В то же время, пока еще не во всех муниципальных общеобразовательных школах региона обеспечивается реализация антикоррупционной направленности образования обучающихся на ступенях основной, средней (полной) общеобразовательной школы. Не полный охват образовательных учреждений образовательными программами антикоррупционой направленности объясняется неэффективным контролем со стороны руководства органов управления образованием ряда муниципальных образований региона.

В 2011 году органам управления образованием во всех муниципальных образованиях Ульяновской области совместно с аппаратом Уполномоченного предстоит уделить значительно больше внимания организации общественно-значимых воспитательных мероприятий в муниципальных общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования детей.

В текущем и последующих учебных годах необходимо обеспечить всестороннюю информационную и методическую поддержку учителей-предметников с целью обеспечения эффективной реализации антикоррупционной направленности образовательного процесса. Министерству образования Ульяновской области будет предложено организовать краткосрочные курсов повышения квалификации и переподготовки учителей общеобразовательных школ Ульяновской области по программным материалам и методикам, позволяющим обеспечивать эффективную антикоррупционную направленность обучения и воспитания. Также представляется целесообразным распространить практику реализации антикоррупционной направленности образования на областные учреждения профессионального образования и государственные учреждения высшего профессионального образования Ульяновской области.

Используемый оценочный механизм мониторинга антикоррупционной работы пока ещё далёк от совершенства. В то же время практикой доказана его результативность в выявлении «узких мест» в реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области, в разработке механизмов по их устранению. Немаловажен и элемент соревновательности при позиционировании муниципального района или ведомства областного Правительства в соответствующей рейтинговой системе. По мере накопления опыта практической работы по реализации антикоррупционной политики в Ульяновской области механизм антикоррупционного мониторинга постоянно совершенствуется.

В 2011 году изменятся числовые показатели рейтинговой системы, которые станут мотивировать чиновников, ответственных за элементы организационной структуры антикоррупционной работы, к переходу на качественно иной уровень реализации антикоррупционных мер. Система рейтинговой оценки будет дополнена показателями, характеризующими эффективность исполнения мероприятий целевых антикоррупционных ведомственных и муниципальных программ, а также эффективность внедрения элементов антикоррупционного образования в общеобразовательных школах. В перспективе рейтинговая система оценки эффективности реализации антикорупционной политики в Ульяновской области наряду с оценочными показателями антикоррупционной работы территориальных органов федеральных силовых ведомств и результатами социологических опросов войдёт в единый комплексный рейтинговый показатель коррупционности субъекта РФ и эффективности работы органов власти Ульяновской области.