13 КАДРОВ

В декабре прошлого года был официально объявлен бренд Ульяновской области – «Регион, который готов к взлету». Траектория «культурного» полета намечена крутая: в 2011 году – культурная столица СНГ, в 2020-м – Европы. «Экипаж», призванный поднять «борт» в воздух, формируется с прицелом на иногородние силы. В экспертный совет, который выстраивает идеологию и стратегию культурного прорыва, вошли специалисты из Москвы и Нижнего.

В ноябре прошлого года на портале SuperJob.ru было размещено объявление о вакансии на должность министра искусства и культурной политики Ульяновской области (министерство введено в структуру правительства с 1 января 2011 года), получившее отклик почти двух тысяч претендентов со всей России и за ее пределами. А 13 января специальная комиссия заслушала предложения 13-ти финалистов из Санкт-Петербурга, Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Омска, Саранска, даже Гданьска на тему «Развитие территории через культуру». С особым интересом от соискателей ждали идей в отношении Ленинского мемориала.

В общем и целом ничего кардинально нового не прозвучало: были предложения сделать на базе Мемцентра «парк советского периода», площадку для международных кинофестивалей, Центр дружбы, начинить его суперсовременным сценическим оборудованием и таким образом заманить крупнейшие культурные проекты на эту площадку. Из ряда выбивался взгляд на Ульяновск петербурженки Марии Никитской, нашедшей потенциал города для культурного прорыва в мезозойской эре и аммонитах.

Результат кадрового конкурса, торжественно объявленный губернатором Сергеем Морозовым в конце января в здании областного драмтеатра, подтвердил прогнозы, которые ходили в кулуарах еще с осени: министром искусства и культурной политики Ульяновской области стала заместитель директора ГИМЗ «Родина Ленина» Ирина Котова, именно она представляла местные силы на конкурсе. Четверым иногородним соискателям планируют предложить ответственные посты во вновь созданном министерстве.

ЛЕНИН ПО ГЕЛЬМАНУ

В идее развивать «территорию» через культуру на самом деле ничего революционного нет. В мировой практике – это отработанная технология, в истории современной России самый яркий пример такого развития – пермский опыт. Культура этого края, встав под знамена политтехнолога и галериста Марата Гельмана, претендует затмить славу Москвы и Санкт-Петербурга и должна вытянуть город до статуса европейской столицы в 2017 году. Предусмотрительное руководство края уже предложило включить в проект договора между ЕС и Россией пункт об участии российских городов в европейских проектах (на случай, если Россия к тому времени не вступит в Евросоюз).

Повод для таких амбиций налицо: с тех пор, как Марат Гельман внедрился в культурное пространство Перми, в город потянулись авангардные драматурги, художники, музыканты… Пермь закружилась в фестивалях. Но сами пермяки, судя по публикациям в СМИ, уже чувствуют себя чужими на этом празднике жизни, воспринимают неоднозначно культурную экспансию и замешанное на эпатаже современное искусство, которое она им открыла.

Теперь Гельман намерен развить свой опыт на территории еще 20 городов. Ульяновск в его проекте «Культурный альянс» (реализуется под эгидой партии власти) был назван в числе первых. Минувшим летом политехнолог собственной персоной посетил наш город, после чего заявил о готовности обеспечить коммерческий успех Мемориалу, перепрофилировав его в музей кино. Информация о том, что эта идея нашла поддержку у губернатора области, позже не подтвердилась. Как и заявление об участии Ульяновска в «Культурном альянсе».

– «Культурный альянс» – это пока пермский проект. В Перми идет развитие культурного пространства по продюсерскому типу, для нас же важны социальные аспекты. Мы будем принимать участие в пермском проекте обменными культурными акциями, – сообщила «ДО» начальник отдела Департамента развития социальной сферы Правительства Ульяновской области Анна Карвалейру.

Словом, «мы пойдем другим путем». Но без революции – культурной – в свете поставленных задач все равно не обойтись.

РОДИНА ЛЕНИНА И КОЛОБКА

Уже объявлен общероссийский грантовый конкурс «Современная культура России в Ульяновске», в рамках которого творческим коллективам страны обещано 40 млн. рублей (источник финансирования – областной, городской бюджеты и средства инвесторов). Деньги получит тот, кто представит наиболее интересные проекты и возьмется реализовать их на территории региона. Максимальная сумма, предназначенная на один проект, – 2 млн. рублей. Таким образом, в Ульяновске планируется реализовать как минимум двадцать прорывных идей в области культуры, на которых должен подняться статус и имидж региона. В идеале иногородние «творцы» должны понимать, что не в тундру и не в степь приехали, и знать материал, с которым собираются работать, подчеркивают эксперты.

А материал сложный: город, с историей которого связано несколько десятков имен, прославивших Россию и хорошо известных за пределами страны, в котором музеев больше, чем в любом городе Поволжья, уже два десятка лет безуспешно пытается выбраться из-под обломков бренда «Родина Ленина». Долгие споры по поводу того, нужен ли Ульяновску новый бренд, завершились тем, что нужен. И опять же иногородние специалисты задали нам курс: «На взлет» – бренд, не бренд, но нацеленность к движению подчеркнута.

А «по аэродрому» покатилась еще одна революционная идея – увековечить Ульяновск на Сказочной карте России (московская Ассоциация землячеств начала ее создавать для развития внутреннего туризма) в образе Колобка – персонажа, готового катиться, лишь бы катиться, а в итоге плохо закончившего. Теперь Ульяновск – родина не только Ленина, но и Колобка. Формальный повод для такого «усыновления» есть: краевед Сергей Петров нашел симбирские корни персонажа. Но если Мышкин, занявший место на Сказочной карте под символом мыши (мышь есть и на гербе города), или Муром – под символом Ильи Муромца, или Великий Устюг – в образе Деда Мороза, участием в проекте Ассоциации землячеств сработали на свой имидж, то Ульяновск, похоже, нажил новую заботу. Сказочный бренд теперь необходимо продвигать и адаптировать к восприятию города. В противном случае Колобок только скомпрометирует региональную власть, которую и без того нередко упрекают в пристрастии к фантастическим проектам.

В РЕЖИМЕ АУ

В то время как региональная культура готовится к взлету, российская – отправляется в свободное (от государственного финансирования) плавание. Первые попытки отлучить культуру (равно как образование и здравоохранение) от бюджетного содержания были предприняты еще в 2006 году, со вступлением в силу закона «Об автономных учреждениях», который вместо денег предлагал музеям, театрам, школам, библиотекам хозяйственную самостоятельность и госзаказ. Культурное сообщество закон саботировало и добилось от законодателей введения принципа добровольности его исполнения. Теперь этот принцип отменяется.

Согласно ФЗ-83, принятому в мае прошлого года, с 1 января 2011 года все учреждения культуры и искусства, здравоохранения, образования стали бюджетными учреждениями нового типа – экономически близкими к автономным учреждениям (АУ). С перспективой перехода в АУ к началу 2012 года.

– До сих пор никто не может сказать четко, что такое госзаказ для музея, – говорит директор ГИМЗ «Родина Ленина» Александр Зубов. – Пока ни один музей в России не перешел в автономное учреждение.

Господин Зубов уверен, что его детищу в качестве автономного учреждения не выжить, хотя известно, что ГИМЗ преуспел в продвижении своего продукта, став в 2006 году единственным в России музеем-заповедником, в уставе которого прописана туроператорская деятельность.

– Работая на пределе возможностей, мы в прошлом году получили доход в 6 млн. рублей, – говорит Александр Зубов, – на эти деньги невозможно не только развиваться, но и существовать.

Ирина Котова (на момент интервью «ДО» – еще в статусе заместителя директора Музея-заповедника) добавляет:

– На западе тоже произошла реформа, когда государство перестало финансировать культуру, но там сразу заработала подушка безопасности – система инвестиций, поощрений, фондов, попечительских советов. А мы как между молотом и наковальней. С одной стороны, нам говорят: будьте конкурентоспособны, зарабатывайте, а с другой стороны – механизмы, позволяющие музеям жить в рыночных условиях, в России не отработаны. Например, государство лишило музеи возможности зарабатывать на экспертизе. Почему? Это очень дорогой рынок, он поделен, и музеи на этом рынке никому не нужны. Можно было бы зарабатывать на реставрационных услугах, но возникает масса проблем, которые отдельно взятому музею не решить.

В новом, министерском, статусе глубокое знание вопроса госпожа Котова, видимо, должна будет адаптировать к «генеральной линии».

– Культура может быть прибыльным делом. Музеи в том числе, – говорит Анна Карвалейру. – Все зависит от того, как они выстроят свою политику, коммуникацию с обществом. Не случайно модернизацию культуры мы начали с кадровой политики.

О СИЛЕ МОМЕНТА

«Как вы относитесь к тому, что Ульяновск к 2020 году собирается стать культурной столицей Европы?» – отвечая на этот вопрос в рамках большой пресс-конференции, мэр Ульяновска Александр Пинков сказал, что не видит ничего плохого в том, что мы будем к этому стремиться. И в качестве примера рассказал о разрухе, которую он увидел в заволжской школе искусств. Теперь школа должна попасть под патронат власти – такова сила момента.

Директор областного кинофонда Лидия Саурова говорит, что «ничего не бывает зря». Польза таких масштабных проектов в том, что «они заставляют нас посмотреть на себя под другим углом зрения и зашевелиться».

Так, на пике интереса к имени Валентины Леонтьевой родилась идея проведения в Ульяновске фестиваля кино- и телепрограмм для семейного просмотра «От всей души». В прошлом году фестиваль набрал силу «под парусами» Года семьи, объявленного в России. В нынешнем – получит международный статус, поскольку Ульяновск в рамках проекта «Культурная столица СНГ» станет площадкой для культурных проектов в масштабе Содружества.

Руководитель театра-студии «Анфан Террибль» (в переводе с французского – «ужасный ребенок») Дмитрий Аксенов в проекте «Ульяновск – культурная столица» уже увидел конкретную пользу – во всяком случае, для своего коллектива. На его взгляд, власть стала пристальней всматриваться в то, что происходит в культуре, и «Анфан Террибль» получил помещение в безвозмездное пользование на десять лет. А следом появились и меценаты, которые помогают театру с ремонтом.

Господин Аксенов говорит, что коммерческий успех театра на сегодняшний день складывается из «работы ребят с полной самоотдачей»:

– Наши спектакли оценили, и нам помогают. Один из зрителей перечислил на наш счет 10 тыс. рублей. Конечно, хотелось бы существовать только за счет своего искусства, но для этого сначала надо подняться.

В конце прошлого года в Ульяновске открылся музей Аркадия Пластова – проект, который получил мощный внешний посыл (его инициировал председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин, близкий семье художника) и внутренний административный ресурс – музей создавался под патронатом губернатора Сергея Морозова.

Директор музея Татьяна Верещагина гордится результатам: экспозиция развернулась в здании, где почти сто лет назад выставлялись детские работы Пластова (в 1913 году здесь было симбирское первое высшее народное училище). Ее предваряет «живая» Прислониха – галерея фотопортретов персонажей пластовских картин в натуральную величину. Идея разместить на одной территории две Прислонихи – черно-белую и в красках – принадлежит внуку художника и производит эффект потрясающий… А за окном музейное пространство продолжается: через дорогу, в сквере, на пилонах, – репродукции картин художника, архитектура пластовского Симбирска.

Уже достигнута договоренность с Министерством культуры РФ, что в сентябре в Ульяновске состоится «Пластовская осень» – большой форум художников.

КУЛЬТУРНО ПО КОДЕКСУ

В 2001 году Ульяновск был культурной столицей Поволжья. Случилось это впервые не только в ПФО, но и в России. В пожарном режиме – через полгода после принятия решения. Хроникеры отмечали: за два месяца город посетили 25 творческих коллективов из разных регионов, прошло более 40 мероприятий. Открывал «столицу» полномочный представитель президента в ПФО Сергей Кириенко. Закрывал – министр культуры РФ Михаил Швыдкой.

– Главное впечатление от этого события – безучастность к нему ульяновцев, – вспоминает журналистка Алсу Идрисова. – Получилось узкоспециальное мероприятие – для работников культуры и чиновников. Многие горожане даже не подозревали, что на два месяца стали жителями «столичного» региона. В конечном итоге непонятно, зачем мы были «культурной столицей», что это дало городу.

Десять лет спустя Ульяновск снова в «культурностоличной» поре, но при той же проблеме – задачи проекта обитают где-то в высших сферах, не трогая души и ума того, кто ходит по заметенным снегом улицам. Ульяновцы по большому счету не имеют никакого представления не только о стратегической программе «100 шагов к «Культурной столице», но даже о десяти ближайших. Тогда с кем шагать?

А тем временем горожан приводят к «культурной» норме и спускают «сверху» «Кодекс жителя Ульяновской области» – рукотворчество Департамента культуры: «Житель Ульяновской области вежлив и корректен в общении с окружающими, никогда не обидит ребенка и пожилого человека, защитит слабого, не забудет сказать «спасибо» и «пожалуйста», бережно относится к личному, муниципальному и государственному имуществу, не курит, умерен в употреблении алкоголя…». И далее в том же духе. Этот документ до сих пор не увидел свет только благодаря областной Общественной палате, которая сочла его тон и смысл оскорбительными для человеческого достоинства.

Идея культурной революции в Ульяновске пока с трудом «сшивается» с реальностью. Ставка сделана на кадры, на свежие творческие силы… Но на какие? Региональная культура держится на плечах энтузиастов и по большей части – уже патриархов. Кто им придет на смену, если регион переживает исход молодежи, а оставшиеся в городе дипломированные культурологи и регионоведы справедливо полагают, что пиарить культурные проекты – дело куда более прибыльное, чем их создавать? Можно, конечно, рассчитывать на приезжих специалистов, но и они должны получить стимул к работе на нашей ниве. К тому же делать ставку исключительно на иногородние силы было бы неправильно – задачи-то стоят иные.

ВСЕ ПО БРЕНДУ

Чтобы культура стала полноценным игроком в общественном, экономическом и политическом пространстве, как это задумано, она должна иметь коммерческий успех. Эта здравая мысль все время подразумевается как нечто очевидное, но пока никто из специалистов (местных и иногородних в равной степени) не рассказал просто и доходчиво – как это может быть. Почему музеи в Ульяновске должны стать прибыльными (в условиях начатого реформирования – тем более), если по мировым стандартам успешным считается музей, зарабатывающий только 30% от своего бюджета?

Александр Зубов, исходя из своего опыта (а это 23 года у руля ГИМЗ, дольше работает только Ирина Антонова, директор Государственного музея изобразительного искусства имени Пушкина), убежден, что культура сама себя содержать никогда не сможет. Все просто: когда из одного кошелька (а средняя зарплата в Ульяновске составляет 17 с небольшим тыс. рублей) семья платит за все, что обеспечивает ее жизнедеятельность, а еще за школу, занятия спортом, медицинские услуги и прочее-прочее, сложно представить, что ее члены станут завсегдатаями городских музеев и выставок, где тоже надо платить. Продвижение культурной среды города невозможно без развития въездного туризма, сферы сопутствующей, говорит господин Зубов:

– Почему в Ульяновск не заходят теплоходы? Да все туристические компании работают на выездной туризм. Мы купили два прекрасных автобуса, чтобы возить туристов, а в речном порту турпоток пропускают через вертушку. Это нужно туристу? А конкуренты не дремлют: Казань строит пристань в Свияжске, продвигает Болгары, там тоже строят пристань, у Елабужского заповедника – свой дебаркадер, который содержит город… Все пароходы будут проходить нас ночью. Они этого уже не скрывают.

Въездной туризм – тоже под патронатом власти. Много лет кряду. И здесь масса проектов, задач, идей, амбиций, которые теперь смыкаются с идеей продвижения региона через культуру. Словом, все по бренду: движение идет, к взлету готовы. Лишь бы энергия не ушла в свисток.

Татьяна Захарычева