Универсальный солдат

Региональный рынок бизнес-образования (его прообразом можно считать курсы повышения квалификации специалистов и управленцев предприятий) начал формироваться на заре рыночных реформ. Программы обучения для людей, уже имеющих диплом о первом высшем, нашли отклик, в первую очередь, у собственников бизнеса, которым не хватало элементарных экономических знаний в новых условиях.

В начале девяностых на базе Ульяновского государственного технического университета открылась школа референтов и школа менеджеров. В 1993 году был дан старт проекту «Открытая Школа Бизнеса», с 1994 года в рамках этого проекта, благодаря партнерству с Международным институтом менеджмента ЛИНК, началось обучение по программе МВА Открытого университета Великобритании, в 2001 году это направление выделилось из Открытой школы бизнеса в специализированный учебный центр для руководителей – «Симбирск-ЛИНК». В 1998 году открылась Высшая Школа менеджмента, получившая аккредитацию на обучение по Президентской программе подготовки управленческих кадров. 2005 год – рождение Центра бизнес-образования при УлГТУ, который получил лицензию Минобразования РФ на подготовку менеджеров-профессионалов по программе МВА, а 1 декабря 2006 года состоялась презентация Программы МВА в Академии Бизнес-образования УлГУ.

Сегодня «высший пилотаж» в деловом обучении в Ульяновске успешно демонстрируют четыре бизнес-школы, получить диплом мастера делового администрирования можно в «Симбирск-ЛИНК», на двух площадках в УлГТУ, на одной – в УлГУ.

Динамичное развитие бизнес-школ, как российских в общем, так и ульяновских в частности, в последние два года несколько «подпортил» кризис: в ситуации экономической рецессии существенно уменьшились финансовые возможности клиентов по оплате бизнес-программ.

– Но тем и ценен кризис для клиентов нашей отрасли, что он, как лакмусовая бумажка, тестирует бизнес-школу и ее услуги, – считает ректор Международного института менеджмента ЛИНК Сергей Щенников. – Кризис подсказал бизнес-школам, чему и как отныне надо учить современных бизнесменов. Чтобы оперативно реагировать на изменения, которые с всевозрастающей скоростью происходят вокруг, менеджер должен быть «универсальным солдатом»: понимать работу различных функциональных подразделений и решать сложные многоаспектные управленческие проблемы. Менеджер отныне – не только управляющий процессами, но и решатель проблем: он должен видеть проблему, критически ее оценивать, правильно подбирать инструменты для ее решения.

Между тем, как отмечает директор ООО «ТК Мишар Авто» Олег Тагиров, у ряда собственников бизнеса в кризис поубавилось работы, и можно было спокойно заняться повышением образовательного уровня: тот, кто не учится, останавливается в развитии, на любом этапе своей работы полезно актуализировать свои знания. Тому же Олегу Тагирову подготовка дипломной работы позволила более детально вникнуть в бизнес-процессы, досконально проанализировать свое предприятие.

Да и наемные сотрудники, занимающие ключевые позиции, сегодня, как никогда, задумываются о будущем, о повышении собственной стоимости на рынке труда. Так, Антонина Сингур начала обучаться по программе МВА, будучи в должности начальника отдела на Ульяновском автомобильном заводе, а получив диплом, продолжила свою профессиональную деятельность уже в статусе директора по персоналу ОАО «Автодеталь-Сервис». Далее – новая карьерная ступень, работа в крупной столичной компании.

Уже в процессе обучения по программе МВА Сергей Гужев получил повышение с должности главного инженера филиала ОАО «Волжская ТГК Ульяновская ТЭЦ-3» до директора ООО «Теплоком», а через год возглавил территориальное управление по теплоснабжению в Ульяновске.

По статистике, 42% слушателей ВШМ продвинулись по карьерной лестнице, и не обязательно в рамках своей компании, 27% – открыли собственный бизнес: человек, поверив в свои силы, уже не хочет быть подчиненным.

– Без ложной скромности скажу, что программа МВА «Стратегия» в ЛИНКе окупается еще в процессе учебы, – отмечает директор ОШБ УлГТУ, ректор Учебного центра «Симбирск-ЛИНК» Татьяна Люлькина. – ЛИНК обладает такой технологией обучения, в которой текущая работа студента является плацдармом освоения теории и объектом совершенствования. Уже на первом году обучения происходят качественные изменения в управленческой деятельности наших студентов. Благодаря чему каждый пятый студент программы уже в процессе обучения увеличивает свои доходы, а каждый шестой получает повышение по службе.

Выигрывает и компания, инвестировавшая средства в бизнес-образование сотрудника. Так, топ-менеджер ГК «Иванофф» Елена Крутова, посвятившая три года бизнес-образованию («Нисколько не жалко времени и сил. Рекомендую всем!»), недавно стала управляющей японским рестораном «Восточный экспресс». Секреты ресторанного бизнеса Елена постигала и во время стажировки в Германии, так что сейчас ее заведение получило новое звучание.

Руководители бизнес-школ подчеркивают, что кризис изменил потребительское поведение ульяновцев.

– Клиенты стали очень щепетильны в денежном вопросе, внимательны к качеству услуг и результатам сотрудничества, – рассказывает Татьяна Люлькина. – Посткризисный клиент – очень прагматичный человек, который знает, зачем он учится и что хочет получить. Он требователен к провайдеру образовательной услуги, но при этом не занимает иждивенческой позиции, а напротив, является активным участником образовательного процесса – здесь он много получает, но в то же время и много отдает, делясь своим опытом.

– Кризис привнес еще одну тенденцию, свойственную нестабильным временам, – рост краткосрочных программ, востребованность «быстрых» знаний от авторитетных экспертов, – говорит директор Высшей школы менеджмента УлГТУ Лариса Воронина. – Так, Президентская программа сегодня реализуется в трех вариантах. Самый короткий – три месяца, что, конечно, с одной стороны, маловато, это и сами слушатели отмечают. Но с другой стороны, новая методика обучения позволяет им за короткое время защитить реальный проект.

– Программа МВА остается популярной и у руководителей и специалистов крупных предприятий, и у представителей среднего и малого бизнеса региона. Вместе с тем, они стали более обдуманно распоряжаться своими средствами и тщательно подходить к выбору как бизнес-школы, так и конкретной программы, – подчеркивает директор ЦБО УлГТУ, профессор Елена Волкова. – Меняется мотивация слушателей к получению бизнес-образования: они ориентированы не только на повышение материального состояния и профессиональное развитие, но и на формирование нового стандарта мышления.

Чем, в первую очередь, руководствуется ульяновский топ-менеджер, собственник бизнеса, когда принимает решение инвестировать средства (и чаще всего немалые) в бизнес-образование?

– Он опирается на отзывы выпускников о пользе обучения, которую оценивает по скорости карьерного роста, увеличению доходов, развитию бизнеса, открытию собственного дела, – отмечает Татьяна Люлькина. – Акцентирует внимание на результатах обучения, в качестве которых рассматривает не сумму усвоенных знаний, а способность менеджера успешно действовать в различных ситуациях.

Проведенные исследования в ЦБО УлГТУ на примере программы МВА показывают, что ульяновского слушателя привлекают, прежде всего, содержание программы (22%); рекомендации знакомых, друзей, коллег (20%); государственный диплом (16%); профессорско-преподавательский состав (14%); обучение без отрыва от работы (14%); стоимость обучения и месторасположение бизнес-школы (14%).

Серьезные ульяновские бизнес-школы, предлагающие конкурентные образовательные продукты, и сами демонстрируют искусство выживания в непростых экономических условиях, и, перешагнув кризисный рубеж, вновь успешно продолжают свою деятельность.

Ньютон и тьютор плохого не посоветуют

Мы живем в постоянно меняющемся мире, который к тому же получил серьезную кризисную «встряску», и это, естественно, отражается на учебных процессах.

– Налицо – тенденция к уменьшению занятий в лекционном формате, – отмечает Лариса Воронина. – В обучающем процессе все большую роль играют активные формы: имитационные игры, работа в малых группах, кейсы, тренинги (например, посвященные переговорам). Сегодня заказчик образовательных услуг все чаще обращает внимание, на какой философии базируется программа, какие технологии положены в основу, адаптированы ли задачи, кейсы под нашу действительность, специфику ульяновского бизнеса. Программы, построенные исключительно на западном материале, были популярны в период становления элитного бизнес-образования. Но потом стало ясно, что менталитет все же разный, и кейсы были переведены на российскую модель. Нашему слушателю интереснее знать о бизнес-процессах, которые происходят, скажем, на «Авиастаре» или «Волжанке», нежели на «Дженерал Моторс». Впрочем, кризис пошатнул многие устои, и сейчас наши слушатели не отказываются вновь применять на практике западный опыт.

– За последние годы темы программ все больше специализируются, подстраиваясь под конкретные запросы клиентов, – говорит Елена Волкова. – Наш Центр диверсифицировал свою деятельность и на сегодняшний день предлагает широкий портфель образовательных программ.

– Основная тенденция – это переход на blended learning (смешанное обучение), когда бизнес-школа использует различные организационные формы обучения для повышения эффективности образования, – подчеркивает Татьяна Люлькина. – Но тут недостаточно смешать очные и заочные формы образования. Необходима система взаимодополняющих учебных мероприятий, материалов, специальная подготовка преподавателей и администраторов, которые поддерживают этот сложный учебный процесс. Наконец, необходимо обеспечить интеграцию учебного процесса в реальную практику менеджера, которая также является элементом обучения в blended learning. Еще одна тенденция – рост популярности персонального и организационного коучинга (наставничества). Это индивидуальный подход к каждому студенту, когда наставник знает о профессиональных пробелах и потенциале своих подопечных и развивает их по индивидуальной программе.

Хороший преподаватель должен быть мастером. Еще Ньютон сказал: «При изучении наук примеры полезнее правил». Вот почему к преподавательской деятельности ульяновские бизнес-школы все активнее привлекают реальных управленцев, не понаслышке знакомых с конкретными механизмами для бизнеса.

Среди тьюторов – заместитель Ульяновского отделения ОАО «МСС-Поволжье» Елена Исайкина, коммерческий директор ООО «Лесокомплект» Евгений Мазур, который имеет большой опыт в рекламно-выставочной деятельности и готов рассказать предпринимателям, скажем, о тонкостях подготовки экспозиции, о важности поствыставочной деятельности.

… Но компетентным быть обязан!

Современные бизнес-школы все чаще оперируют такими терминами, как компетентность, компетентные навыки, когда ценность человека на рынке труда определяется не наличием «престижного» диплома, а твердыми знаниями в определенной области, подкрепленными участием в конкретном проекте. Новое веяние – простые образовательные программы сменяют проектные: учебный процесс должен обязательно закончиться организацией конкретного проекта.

Реализация проекта в рамках бизнес-образования влечет за собой не только открытие нового направления в деятельности, но и порой новый этап в бизнесе, в жизни! Так, три «топа», работавшие на ДААЗе и получившие степень МВА, вместе со своим проектом дружно ушли в другую компанию. Так что работодатель, который инвестирует средства предприятия в бизнес-образование своих сотрудников и желает получить в дальнейшем дивиденды, должен создавать «статусным» работникам достойные условия, предоставлять возможности для дальнейшей реализации их потенциала, выстраивать систему мотивации. Может быть, даже поделиться акциями. Впрочем, для большинства российских собственников такое партнерство неприемлемо…

Современное бизнес-образование взялось за комплексное повышение компетенции не только менеджеров, но и бюджетников, госслужащих. Чиновник садится за одну парту с бизнесом, чтобы научиться говорить на языке «реального сектора», а бюджетник уже планирует начать собственное дело. Особенно хорошо это получается у медиков, которые после бизнес-обучения, общения с предпринимателями (особенно во время работы в малых группах), зарубежных стажировок открывают свои аптеки, фирмы по продаже медтехники.

Встряхнуть мозги и… двигаться дальше!

Бизнес-образование – сегмент, позволяющий ульяновским вузам, которые ощутили снижение числа абитуриентов из среды школьников, с оптимизмом смотреть в будущее: количество менеджеров, руководителей, пересекших 35-летний рубеж, в городе достаточно велико. Если после вуза прошло более десяти лет, пора «встряхнуть» застоявшиеся мозги или, по образному выражению финансового директора ООО «НефтеХимПоставка» Рената Фахуртдинова, получающего в этом году степень МВА, «снять шоры», ведя бизнес. В общем, человек должен, говоря словами Ландау, «вечно учиться, но не вечно получать уроки».

– Сегодня лишь десять процентов российских менеджеров имеют бизнес-образование, – говорит Сергей Щенников. – Только представьте себе, какое количество предприятий в нашей стране работают исключительно по наитию и на основе стихийно осмысленного опыта. В общем, это наша национальная черта. Но Россия выходит на мировой рынок, где иной уровень конкуренции и управленческого мастерства, где надо работать, соблюдая международные стандарты ведения бизнеса, говорить со своими зарубежными партнерами на одном управленческом языке.

– Развитие рынка бизнес-образования связано с новыми направлениями в экономике, в ее модернизации, в реализации инновационных бизнес-процессов, в условиях которых необходим персонал, обладающий инновационными же компетенциями, – вторит Елена Волкова.

Бизнес-образование сотрудников все чаще становится одним из базовых принципов стратегического развития крупных ульяновских компаний. Вместе с тем, увеличивается количество слушателей из малого бизнеса, которые рассматривают специально адресованные им программы как мощное конъюнктурное преимущество в сложной среде. Как говорится, чтобы не быть «съеденным».

Местный рынок образовательных услуг для бизнеса за последнее время заметно оживился. Впрочем, расслабляться региональным бизнес-школам не стоит: конкуренция достаточно жесткая, да и все больше собственников ульяновского бизнеса предпочитают получать ту же степень МВА в Москве или за рубежом.

Чтобы быть «на коне», современная бизнес-школа должна быть полноценным участником рынка, жить по его законам, своей деятельностью и успехом олицетворять состоятельность того образования, которое дает. Сегодня это непростая бизнес-задача, учитывая, насколько сильно за короткий срок изменились рынок и потребитель. Но для серьезных игроков совершенно выполнимая.