Испокон веков в любом населённом пункте средоточием местной жизни являлся рынок. К рынку вели все дороги. Мало что изменилось и сейчас. Поезжай в незнакомый город или в село, да спроси у встречного, как проехать по конкретному адресу -не каждый покажет правильное направление. Зато дорогу к местному рынку укажет всякий. Что сегодня из себя представляют ульяновские рынки – выясняла «Молодёжка».
Бойкое место
В советское время торговать с рук считалось зазорным – сразу приклеивали ярлык «спекулянт». Но с развалом Союза рыночная торговля вновь начала развиваться. Лет 20 назад, когда пустые магазины даже задеревеневшие конфеты «Дунькина радость» отпускали по талонам, люди, имевшие мало-мальское приусадебное хозяйство, начали собираться на самых оживлённых площадках в районе, как правило, возле тех же гастрономов, где и продавали выращенную на своих грядках зелень, овощи. Зимой на тех же перевёрнутых вверх дном ящиках и коробках торговали уже свежепойманной рыбой, вениками, шерстяными варежками и носками. Конечно, торговать шли самые предприимчивые и напористые горожане – обычно женщины, те, что «коня на скаку остановят».
Места торговли постепенно становились самыми популярными и посещаемыми в округе: здесь можно и поторговаться, и вернуть не подошедшую по размеру вещь, дома, а денег не хватает полностью расплатиться – не беда, принесёшь в следующий раз. Продавцы-то знают, кто из покупателей местный и бывает на рынке каждый день.
Вот из таких стихийно организованных торговых площадок в Ульяновске выросли Центральный рынок, который старожилы привычно зовут «На дамбе», Камышинский и Промышленный рынки в Засвияжье, рынок на ул. 40 лет Октября на Верхней Террасе и другие.
Свои законы
Новые рынки стали не просто местом купли-продажи. Сюда приходили на других посмотреть, себя показать, узнать, чего нынче нового, встретиться с соседями, с которыми скорее пересечёшься на базаре, чем в подъезде родного дома.
Появились на рынках и свои неписаные законы. Отправляясь на базар, любой знает: держать кошелёк с деньгами надо у сердца (кругом полно воришек-карманников); торговаться следует всегда – хоть на рубль, но сбавят. Для рыночных завсегдатаев не секрет, что в крайних рядах цены выше – как раз для тех, кому лень идти в самую рыночную утробу и хочется, купив то, что нужно, побыстрее с рынка уйти. Поэтому сразу у входа на рынок ничего покупать не стоит, для начала надо оглядеться, пройти все ряды – обязательно найдёшь, где продают дешевле.
Базар стал и местом знакомств. Выгоднее всего обрести в торговых рядах приятеля в лице продавца, особенно ценятся в этом отношении молочники, булочники, мясники. Они уж всегда подскажут, какая буханка посвежее, какое молоко «сегодняшнее», могут даже из своих закромов достать пропавший с прилавков продукт – «только для вас».
Поэтому-то и сейчас, сколько бы современных магазинов ни возводили в округе, в каждой семье по-прежнему есть кто-то, кто в выходной день, в любую погоду приходит домой с рынка с полными сумками продуктов, бытовой мелочевки и прочим нужным добром. И купил всё, что нужно, и душу отвёл – поговорил от души.
Подпорченная репутация
На базаре всегда шумно, всегда кто-то с кем-то спорит. И всё же здесь витает тот особый, ни на что не похожий дух. А всё дело в том, что на рынке, по большому счёту, все одинаковые, независимо от толщины кошелька. Без денег сюда никто не приходит, а значит, с каждого есть что получить. Поэтому здесь никто ни на кого не посмотрит свысока – дескать, с такого нечего взять. Здесь каждый покупатель заслуживает внимания. Именно это подкупающее правило рынка напрочь отсутствовало в появившихся новых магазинах. Начали расти, как грибы после дождя, торговые центры,появилось из неоткуда слово «бутик». Что это – толком никто не знал, ясно было одно: в нём, в бутике, продают то же самое, что и в палатке на рынке, но гораздо дороже. Но есть и плюсы: зимой в магазине теплее, да и мерить обувь или брюки в примерочной куда удобнее, нежели посреди торгового ряда на всеобщем обозрении.
Рынки с появлением бутиков, конечно, никуда не исчезли и свою аудиторию не потеряли. Однако, пошатнулась их добрая репутация. Покупать вещи, особенно одежду, на базаре стало… неловко, даже стыдно. Какой бы хорошей ни была купленная на рынке майка, она тут же вызовет презрительную ухмылку, скажи вы, где она была приобретена.
Но есть изъяны и у бутиков, продавцы которых научились быстро вычислять покупателей: кто зашёл погреться или просто посмотреть, а кто настроен потратить кругленькую сумму. Видя, что вы явно не их клиент, вас могут проигнорировать или даже заявить, что размеров больше нет. Того рыночного духа равенства бутики так и не обрели, вот и вынуждены часто пустовать в ожидании распродажи.
Рыночный кризис
В наши дни рынок снова меняет свой облик. Помнится, много лет подряд был при Камышинском рынке в дальнем Засвияжье закуток, где местные садоводы в любое время года продавали выращенные своими руками дары. Летом здесь можно было подгадать, когда вернутся с последним пригородным поездом грибники, пропахшие земляникой и шалфеем, и купить у них корзинку свеженьких маслят. Зимой бабушки продавали квашеную капусту в трёхлитровых банках, тушки кроликов, ветки лаврового куста. И все знали: здесь всегда можно потолкаться и купить настоящие дачные овощи, а не политые «всякой гадостью» магазинные мутанты, начищенные до блеска.
И вот недавно рынок этот перестроили: уложили плитку, сделали цивилизованные прилавки, навес, даже лавочки установили. Всё хорошо, вот только… дух рыночный пропал. Никто уже не побежит за вами вдогонку, хватая за рукав и заверяя, что у него яблочки лучше и рыба жирнее…
Увы, рынки теряют свою атмосферу. Зато их манеру собирать людей не только для покупок, но и для общения, переняли крупные торговые магазины, похожие на гигантские склады-базы. Если поначалу в них ездили затариваться к праздникам, например, к Новому году, то теперь туда едут, как раньше на рынок – каждый выходной и всей семьёй. Здесь тоже непременно встретишь кого-нибудь знакомого, кому вновь и вновь посетуешь, что хотел потратить денег как можно меньше, а потратил, как всегда. И опять здесь поселился тот самый дух равенства. Потому что в такой магазин с пустым кошельком точно не поедешь, а перед тем, как все его содержимое растратить, заодно посмотришь, чего нынче новенького завезли, забежишь за любимым лакомством, купишь продукты, коих полно в соседнем с домом магазине, но «раз уж приехали – надо купить». Так что времена меняются, а традиции остаются.
Екатерина ПОЗДНЯКОВА