Православные сюжеты в прочтении разных художников, жанрах и стилях XX-XXI веков представлены в Музее современного изобразительного искусства.
НА ОТКРЫТИИ выставки выступил хор кафедры хорового дирижирования и вокала Ульяновского госуниверситета. Солисты исполнили русские православные песнопения и композицию “Под музыку Вивальди” Татьяны и Сергея Никитиных. Хормейстер Елена Роженко отметила, что музыкальную программу она составила после просмотра выставки. Гости и коллектив музея остались довольны концертом.
– Молодые люди продолжают традиции русской культуры. Приятно слушать их голоса и осознавать, что есть потенциал для духовного развития России, – отметила заведующая музеем Елена Сергеева.
По словам Елены Николаевны, данным проектом, немного необычным для статуса мирского культурного заведения, они представляют посетителям многообразие поисков живописцев и скульпторов в теме христианства.
– Мы – светское учреждение, а потому в первую очередь обращаем внимание на талант художников, идейную составляющую произведений, технику исполнения. Безусловно, присутствуют философский и нравственный компоненты. Это поиски гармонии, смысла бытия, идентификации человека. Тема “Художник и Библия” раскрывает духовные ценности, без которых невозможно развитие общества. Искусство выступает проводником на пути поисков духовности, – отметила Е. Сергеева.
Экспозицию открывают картина художника-передвижника младшего поколения Василия Бакшеева “Великий четверг” 1899 года, акварель Николая Некрасова “Выезд на осляти в Москве в ХVII веке” (эскиз картины 1903-1904 годов), написанные в традициях русского академизма. Впервые показана уникальная серия 1922 года из восьми гравюр “Евангельские притчи” Сергея Романовича, члена творческого объединения “Маковец”. В советское время библейские сюжеты находились под запретом, но художники творили. Аркадий Пластов создал акварели о жизни современного русского храма и картину “Свадьба в старой деревне”. Архангельский, Трапицын, Панин, Лежнин оставили пейзажи с изображением русских церквей. Подобные художественные решения были в то время единственной возможностью обращения к религии. С конца 1960-х годов пейзажи стали более смелыми, отражали великую силу русской истории, философию веры. Это работы Сафронова, Горинова, Дягилева, Ермакова, Нуждова. Есть в экспозиции цикл картин Свешниковой в традициях экспрессионистов.
Современные ульяновские мастера живописи также внесли большой вклад в раскрытие темы: Егуткин, чета Горшуновых, Шибанов, Слесарский, Бобыльков. Их картины основаны на опыте русского и западноевропейского искусства, народно- фольклорных мотивов, фигуративных и абстрагированных формах современного творческого процесса.
Татьяна КРАВЦОВА