18 февраля, партия «Единая Россия» окончательно определилась с кандидатами на должность губернатора Ульяновской области. Срок полномочий Сергея Морозова истекает восьмого апреля 2011 года. Претендентами на вакансию Высшим политсоветом партии выдвинуты пока еще действующий губернатор области Сергей Морозов, мэр Ульяновска Александр Пинков и аудитор Счетной палаты РФ, Председатель Законодательного собрания Ульяновской области первого созыва Сергей Рябухин.
Разговоры о переназначении губернатора Морозова идут в Ульяновске, наверное, с тех пор, как его губернаторский срок перевалил за середину и начал обратный отсчет. Если навскидку суммировать их все, разделив на «ЗА» и «ПРОТИВ», то с уверенностью можно сказать, что большинство склонялось (а многие и сейчас склоняются) к тому, что Морозова переназначат – уж очень многих представителей бизнес, и политических элит региона устраивает этот чиновник, имеющий отношение к группе компаний СОК. Поэтому когда пришло время формирования списка возможных претендентов на губернаторский пост, эти самые элиты сделали, казалось, все, чтобы в представленной тройке случайно не оказалось человека, имеющего более высокий интеллектуальный и управленческий потенциал. Хотя разговоры о кандидатах в тройку ходили разные. В их число эксперты и наблюдатели включали то мэра Ульяновска Александра Пинкова, то вице-премьера облправительства Светлану Опенышеву, то депутата Госдумы от Ульяновской области Валентина Денисова. Чуть позже стала звучать еще и фамилия тихо назначенного нового вице-премьера регионального правительства Андрея Силкина, приехавшего к нам из Казани. Не миновали обсуждения и лидер регионального отделения партии «Единая Россия» Игорь Тихонов, и престарелый спикер ЗСО Борис Зотов.
Любая из перечисленных кандидатур, кроме, разве что, Силкина, в регионе известна, и до роли реального конкурента Морозову явно не дотягивает. Если не в силу интеллектуальных данных, то по причине близости либо преданности, зависимости. Собственно, как уже было сказано, реальных конкурентов никто и не собирался искать.
Поэтому никто и никогда даже вскользь, и даже строя гипотезы, не называл в числе возможных претендентов на должность губернатора фамилию Сергея Рябухина. Включая тех, кто видел в нем человека, способного возглавить регион, обладающего необходимыми для этого знаниями, опытом и, главное, волей, не решались поставить его в список возможных преемников, отлично понимая, что окружение Морозова и сам Сергей Иванович костьми лягут, чтобы Рябухин в список не попал.
Он и не попал. А местная элита наперебой пела Морозову дифирамбы и славицы. Например, депутат ульяновского заксобрания справоросс Николай Доронин вслух выражал уверенность, что губернатору «не о чем беспокоиться» – альтернативы Сергею Морозову для Ульяновской области нет. «Это очень энергичный губернатор, и при нем область с последних позиций среди регионов Приволжского округа перешла в первую пятерку».
Вся эта шумиха сопровождалась сообщениями о якобы имевших место встречах и консультациях губернатора с первыми лицами государства. И заканчивались эти сообщения, как правило, одинаково: вопрос можно считать решенным – губернатора Морозова переназначат, и иной расклад не рассматривается.
И вдруг – Рябухин в списке. Откуда? Как!? Утверждение его кандидатуры Высшим политсоветом «Единой России» (консультации с руководством которого «ходоки» из Ульяновска тоже вели активно) вызвало замешательство в элитном «междусобойчике» Ульяновска. Сергей Рябухин известен как человек честный, как хороший управленец и грамотный политик, способный проводить в жизнь свои, а не подсказанные решения. А его появление в списке претендентов, особенно в свете некоторых событий, не представляется случайным. Он – один из опытнейших аудиторов Счетной палаты – хорошо представляет себе, ЧТО ТАКОЕ коррупция и КАК с ней бороться. Поэтому появление его в тройке можно расценивать как сигнал о том, что ульяновские коррупционные скандалы попросту надоели федеральному центру, и Президент, объявивший войну коррупции, решил направить в Ульяновскую область реального борца с этим злом.
Вполне логично связывается появление Рябухина и с известием о том, что владелец группы компаний «СОК» Юрий Качмазов объявлен в федеральный розыск. Государство, похоже, всерьез взялось за группу СОК. Ведь новый мост достраивала как раз группа СОК, и только за последние два года ревизоры обнаружили пропажу почти ста миллионов рублей, выделенных федеральным бюджетом. И вообще, присутствие этой группы в регионе при Морозове было очень заметным – вот и прозвенел «звоночек»…
А, может быть, внезапное включение Сергея Рябухина в список на представление Президенту обусловлено чисто оперативными соображениями? Ведь будь его имя известно заранее, наши вороватые чиновники и нечистые на руку бизнесмены разбежались бы кто куда, подобно птенцам «гнезда Шаманова» – и лови их потом по всей России, выискивай в ближнем и дальнем зарубежье. А так – вот они, туточки…
Как бы и что бы там ни было, разговоры о переназначении Сергея Морозова в одночасье стали похожими на несбыточные фантазии. И вопрос о неизбежном переназначении Сергея Морозова не решен. А ответ на него знает сегодня только один человек в России – Президент.
Будем надеяться, что он сделает правильный выбор…
Александр СЕМЕНОВ