Губернатора Морозова, как известно, переназначают на новый срок. Естественно, недовольных масса – в субботу даже пройдёт пикет с очередными лозунгами про антинародность существующей власти. Но на деле эта антинародность скорее надуманная, чем реальная. Власть неукоснительно соблюдает неписанный общественный договор между собой и «народом». И, если оглянуться назад и попробовать подвести итоги деятельности Морозова на посту губернатора, то можно смело сказать, что кто-кто, а уж Морозов в исполнении этого общественного договора поднаторел весьма и весьма.

Считать, что в Кремле сидят недалекие люди, которые делают выводы на основе сухих цифр, было бы наивно. Там не хуже нас с вами понимают, что любые цифры – это баловство, элемент игры, один из номенкулатурных языков и не более. Лучше всего это подтвердили слова Чурова относительно недавней истории с невероятными с точки зрения математики результатами «выборной» жеребьёвки. Чуров, по сути, сказал, что математика к нашей самостийной политической жизни неприменима. Честность радует – эти слова буквально легитимизируют любые, даже самые фантастические, цифры. К таким относятся и «статистические» результаты, регулярно подаваемые областью в Москву. Приписки, дописки, домыслы и искажения неминуемы, но на них мало обращают внимание при принятии решений. Когда говорят, что Морозов хорошо себя показал, и в Москве на хорошем счету, вряд ли кто-то всерьёз думает, что «счёт» здесь выставляется по объективным показателям. Нет, дело лишь в качестве поддержания негласного общественного договора.

Его суть крайне проста – Россия последние 20 лет была и остаётся не страной, а плацдармом для передела собственности. Это понятно любому здравомыслящему человеку. Понятно также и то, что этот передел может вестись самыми разными методами. В не столь далеком прошлом методы были исключительно силовые, а их символами становились бандитские бригады, киллеры и автомат Калашникова на низовом уровне, а клановые интересы – на уровне верхов. Проще говоря, все более-менее активные люди тупо друг друга «мочили». Период такой «силовой демократии» должен был рано или поздно закончиться. И он закончился вместе с появлением легендарной «вертикали», главным достижением которой стало негласное принятие несколько иного общественного договора.

У Пелевина есть давнишний рассказ, называется «Пейнтбол». Суть сюжета такова – группы бандитов договорились перейти с реального убийства на убийство виртуальное и заменили огнестрел на оружие для пейнтбола. В этом фееричном шутере «убитый» должен был покинуть поле боя, умереть виртуально. Таким образом воплощался в жизнь рефрен из легендарной песни 90-х «Братва, не стреляйте друг в друга». Бандитам стало понятно, что без принятия такого экзотического договора они бы просто друг друга перестреляли и делить было бы попросту нечего – с последним авторитетом умерла бы и система.

Эта фантастика буквально воплотилась в жизнь вместе с появлением «Единой России» и той самой «вертикали». Радикальная оппозиция весьма точно уловила пафос ситуации, назвав «ЕР» партией воров и бандитов. Но это верно лишь семантически, как продолжение знакового языка «Братва, не стреляйте друг в друга». Действительность, конечно же, оказалась сложнее. Появились новые правила шутинга, которые вынуждены соблюдать все без исключения «медиаторы». В противном случае неминуемо виртуальное убийство, пятно от краски и покидание поля боя навеки.

Кто же стал этими «медиаторами»? Да всё те же – любой человек, имеющий хоть какое-то значимое влияние, либо желающий его иметь, вынужден поневоле соглашаться с негласными правилами игры, вливаться в вертикаль, покупать себе пейнтбольное ружьё (несложно догадаться, что им стал PR) и биться за свои интересы на виртуальном поле. Конечно же, находились и находятся несогласные – партизаны влияния, но их-то «вертикаль» и обязана перемолоть либо интегрировать. Таким образом, и достигается то самое единство, которое, если продолжать семантический ряд, отлично описывается уже другим шансонье – «мусора и барыги – все теперь братва». Эта самая интегрированная «братва» и служит залогом устойчивости системы. Правда, расплачиваться за это системе приходится достаточно дорого – ресурсами. Ради контроля и интеграции «медиаторов» система вынуждена закрывать глаза на неприкрытое воровство и казнокрадство. Но это необходимая плата за сохранение «стабильности». Если бы не было шутера, был бы сепаратизм и давно уже прорвавшаяся вонючим гнойником революционная ситуация.

Теперь можно вернутся и к Морозову. Удалось ли ему сделать главное – осуществить встраивание «медиаторов» в систему и тем самым гарантировать её стабильность? Безо всяких сомнений! При этом не просто успешно, а супер-успешно! Для того, чтобы в этом убедиться, достаточно посмотреть на состав, например, Гордумы или областного правительства, даже комментарии никакие не нужны. Более того, губернатору удалось и другое, важное лично для него – показать Москве, что эта любовно выстроенная стабильная система повязнет в грехе энтропии, если в её главе не будет стоять он, Морозов.

Но и это не всё. Программисты шутера отлично понимают, что любая система без обновления неустойчива. Чтобы не надоесть игрокам, шутер должен постоянно обновляться, должны выходить новые версии. Программное ядро при этом, само собой, остаётся то же, меняются лишь текстуры и ландшафты. Иногда можно добавить, например, и супер-оружия. Для «вертикали» такое обновление заключается в декоративной смене риторики. Благо, для этого как раз подошло время – всё больше и больше тех самых «медиаторов», вовлеченных в игровой сюжет, недовольны. А это недовольство опасно, так как вполне может закончиться откатом назад – от пейнтбольных ружей PR и коррупции к автоматам Калашникова и выходу на реальные улицы из «улиц» коридоров учреждений власти.

Морозов либо получил сигнал, либо сам это понял, но оказался в первых рядах переходящих на новую версию системы. Проще говоря, вовремя сменил риторику. Это уже признанный на федеральном уровне факт – наш регион оказался в числе лидеров в рейтинге «Модернизационная повестка». Понятно, что этот рейтинг не отображает никакой физической реальности (мы же находимся в виртуальном шутере), зато как лакмусовая бумажка показывает уровень овладевания местной «вертикалью» новыми «текстурами». Модернизационная, инновационная и креативная риторика удалась, мы опять в числе лидеров.

Исходя из этого, совершенно очевидно, что Морозов справился с блеском, вдобавок полностью расчистил себе политическое поле на ближайшие несколько лет. Понятно, что альтернативы ему попросту нет и быть не может, в чем персонажи шутера и не сомневались.

Смущает лишь одно – будет ли обновленная версия шутера успешной? Удовлетворятся ли играющие новыми текстурами или захотят принципиально новую игру? Все предыдущие обновления проходили, как говорится, со свистом, но в последнее время недовольство игрой растёт всё сильней. Прогнозы делать рано, но уже сейчас можно сказать одно – в новой игре в любом случае будут всё те же персонажи – в нашем обществе новых, не вовлеченных в игру, «медиаторов» явно недостаточно, чтобы написать новый «движок» и создать принципиально новую игру. Это могла бы быть, например, стратегия или даже шахматы, но факты говорят о том, что даже если новая игра увидит свет, то это будет всё тот же шутер. Может быть, в 3D…