Масленица – популярный в нашей стране праздник, который давно перешагнул национальные границы (например, у чувашей соответствием русской Масленицы является праздник «Саварни»).
Во многих селах Ульяновской области масленичной считалась вся неделя перед Великим постом, однако основная часть празднично-обрядовых действий приходилась на «коренную Масленицу» (так именовались четыре дня – начиная с четверга и до Прощеного воскресенья). Иногда сюда же подключался и следующий после масленичного воскресенья понедельник, который назывался «чистым»: в этот день также могли «догуливать» – например, собирали («просили» у односельчан) оставшиеся после гуляний блины и другую снедь (так делали, например, в Инзенском и Сурском районах).
Конечно, главной приметой праздничных гуляний считалось катание на лошадях. Особое внимание при этом уделялось молодоженам – тем, кто справил свадьбу в прошедший зимний мясоед. Например, в селах Барышская Слобода (Сурский район) и Чам-зинка (Инзенский район) катающихся на украшенных санях недавних жениха и невесту могла остановить группа молодых людей, которые немилосердно валяли новобрачных в снегу. Раскрасневшуюся «молодуху» при этом еще и целовали – естественно, с дозволения жениха, которому кланялись в пояс, испрашивая его разрешения. Конечно, шуток и смеха было хоть отбавляй! Кстати, этот «игровой» обряд называется в нашем регионе «молодых солить».
Иногда «солили» и девушек, которые находились уже в возрасте «на выданье», но в минувший мясоед замуж выйти по разным причинам не смогли. Таким совали снег и за пазуху, и под юбку: «Озоровали – ужас! Вылезешь оттудова – вся в снегу», – рассказывает одна из жительниц Большой Канда-рати (Карсунский район).
Это действие объясняли просто: делали так, чтобы девушка «не протухла». Иными словами, деревенская община в шуточной форме «наказывала» тех, кто засиделся «в девках».
Кроме того, в Ульяновской области новобрачных еще и «масловали». Под этим словом подразумевался «обход» молодоженами родственников с обеих сторон -жениховой и невестиной: молодых принимали и щедро угощали (так делали, к примеру, в селах Большое Шуватово, Пятино, Засарье и др.).
Еще одна характерная особенность ульяновской Масленицы – это кулачные бои. Мужики сходились и «стенка на стенку», но бывали и драки «по любови» («на любака», «на любачка»).
Вот как описывал нам бои один из жителей села Сара Сурского района: «И по любови ходили – это как на дуэли: кому досталось первым (т.е. кому первому начинать), ударил, раз ударил – не сшиб, значит, тот бьет. А потом уж начинают общую».
Другими словами, сначала представители «мужескаго пола» договаривались обменяться ударами: кто устоит, кто – нет. И только потом уже начинали общую драку. Последняя проходила по определенным правилам: начинали те, кто «поменьше» -мальчишки лет 10-12. Затем подключались мужики. Использовать в качестве оружия можно было только кулаки; лежачего – бить нельзя и т.п.
Часто дрались «улица на улицу», а иногда – и село на село.
«У нас вот тут мост был очень большой. На нем драки и были. Вот у нас две стороны: верхняя и нижняя улицы. С нашей-то стороны поменьше было мужиков, а все-таки наши побеждали. И до вечера, до темна дрались стена на стену! Эх, и интересно да весело!» – рассказывает одна из жительниц села Княжуха Сурского района.
Действительно, кулачные бои осознавались именно как элемент праздника: участники драки почти никогда не обижались друг на друга и завершали свое мужское развлечение крепким рукопожатием.
Евгений Сафронов
При подготовке статьи использовались материалы фольклорного архива УлГПУ и тексты из личного архива автора.