Делегация Ульяновской области во главе с губернатором Сергеем Морозовым посетила 2-3 марта Бельгию для участия в открытых слушаниях в Еврокомиссии об изменении формата программы “Культурная столица Европы” после 2019 года. Не менее важной целью этой поездки стало знакомство с опытом бельгийского города Монса по подготовке к приему эстафеты “Культурной столицы Европы” в 2015 году. В рамках этого же визита представители руководства ульяновской области уже без губернатора посетили французские города Марсель и Лилль для изучения опыта их администраций по работе в рамках этой программы.

– Сергей Иванович, насколько велико значение программы “Культурная столица Европы” для развития европейских городов?

– Влияние культуры недопустимо недооценивать, оно играет огромную роль в развитии современных городов и регионов. У многих регионов благодаря избранию их культурной столицей появляется уникальный шанс через культурное развитие модернизировать экономику, создать комфортные условия для жизни людей изыскать внутренние резервы, чтобы улучшить благосостояние региона.

На реализацию культурных проектов они получают в пределах полутора миллионов евро от Еврокомиссии, плюс на развитие этой программы идут дотации от центрального правительства. Это ведет к созданию новых культурных площадок, обновлению старых, оживлению культурно-общественной жизни, способствует привлечению туристов, открывает принципиально новые возможности для контактов между людьми со всей Европы, приезжающими для участия, или участвующими в организации культурных фестивалей в такой столице. Естественным следствием становится толчок для развития бизнеса и улучшения инвестиционного климата.

– Какими практическими примерами можно подкрепить эту картинку?

– Примеров множество, самый яркий – это, пожалуй, опыт немецкого Эссена в Рурской области, который был культурной столицей Европы в прошлом году. Как известно, в последнее десятилетие Рурский регион переживает экономический упадок, поскольку его добывающая промышленность утратила рентабельность. Перед десятками тысяч жителей этого региона встал вопрос: что дальше? Покидать область, пытаться создавать собственный бизнес, устраиваться на пособие по безработице?

Необходимо было создавать рабочие места для тысяч людей. Вот они через культурные проекты добились активизации экономической жизни, сейчас в регионе начали развиваться принципиально новые инновационные сферы экономики, Рурская область вновь становится инвестиционно привлекательной.

– Но Германия – член Евросоюза. Какое эти примеры имеют отношение к российским регионам?

– Самое непосредственное. Мы заинтересованы в том, чтобы перенимать этот пример, предоставлять свои площадки для европейских культурных проектов.

Сегодня благодаря российскому центральному руководству у нас хорошая инвестиционная политика в регионах, и мы можем такие проекты поддержать и с финансовой, и с административной точки зрения.

С другой стороны, мы отнюдь не сидим на обочине и не ждем, когда ЕС нас, “бедолаг”, возьмет в свои программы. Мы очень успешно реализовали проект “Культурная столица Поволжья” с 2001 по 2005 год. Сейчас мы также реализуем крайне интересный проект Культурная столица СНГ, в этот процесс вовлечены десятки и даже сотни тысяч людей со всего содружества. Мы сами активно двигаемся вперед, и было бы здорово, если бы мы пришли к сотрудничеству с Евросоюзом в этой сфере.

– Выступая на публичных слушаниях в Еврокомиссии, вы предложили открыть программу “Культурная столица Европы” для не входящих в ЕС стран Европы?

– В настоящий момент Еврокомиссия завершает независимое исследование, которое проводится в том числе и онлайн, о судьбе этой программы, действующей с 1985 года. Учитывая активное сотрудничество между Россией и ЕС, в частности в рамках такого глобального проекта как “Партнерство для модернизации”, мы предложили расширить наше взаимодействие, активизировать региональные связи в сфере культуры. Российский опыт истории культуры, межнациональных взаимоотношений, возможно, даже более богатый, чем у современной Европы.

Я так и сказал в Еврокомиссии, что было бы целесообразно открыть эту программу для государств-партнеров. Мы готовы предложить для европейских культурных проектов свои площадки – пожалуйста, реализуйте.

В целом большинство участников слушаний поддержали эту идею. Скорее всего, Еврокомиссия предложит следующую схему – в будущем ежегодно будут определяться две культурные столицы – одна от страны ЕС и другая – город-побратим, город-партнер, находящийся на территории не входящего в ЕС европейского государства.

Более того, мы предложили рассмотреть возможность назначать “культурной столицей” не отдельные города, а регионы. Это особенно важно для крупных сельских регионов как ЕС, так и России.

По просьбе губернатора результаты работы ульяновской делегации в Монсе прокомментировала помощник губернатора и исполнительный директор программы Ульяновск – культурная столица СНГ Татьяна Ившина.

– Каковы практические результаты работы делегации с администрацией европейских городов?

– В Лилле и Монсе мы в первую очередь знакомились с опытом работы так называемых “Домов безумия” – масштабных культурных площадок, созданных специально к участию в программе “Культурная столица Европы”. Это – очень глубокие проекты многофункциональных культурных площадок, которые были созданы на базе более не использующихся по назначению площадей. Так, в Лилле такой дворец культуры создан в помещениях старой ткацкой фабрики, в Монсе это бывшая территория начальной школы. Мы увидели своими глазами их насыщенную живую деятельность. Здесь проводятся, выставки, фестивали, мастер-классы, работают многочисленные художественные студии, ориентированные, в первую очередь, на детей и молодежь, в возрасте до 30 лет, хотя там встречаются люди и более старших возрастов. Это тот возраст, когда наличие энергии, досуга и потребностей в самовыражении у человека требуют выхода, и такие проекты позволяют им в полной мере реализоваться.

Для нас чрезвычайно интересен этот опыт. В Ульяновске мы готовим аналогичный проект, который должен быть создан на базе бывшего технического училища. Конечно, мы его называем не “Дом безумия”, у нас пока рабочее название этого проекта – это “Дом Штольца”, по имени одного из героев романа Гончарова “Обломов”. Эта та площадка, где молодые люди смогут себя реализовать в творчестве, музыкальном, изобразительном, дизайнерском, фотоискусстве и многих других.

Вторая тема, которая была нам очень интересна, – это менеджмент проекта. Как организована работа, какова структура дирекций, как организовано финансирование, из каких источников, каких партнеров они привлекают, организация рекламы на территории городов, как оценивается отношение населения к этим площадкам. Это, возможно, менее интересные для стороннего наблюдателя вопросы, но для нас они имеют первостепенное значение. Это тот самый опыт, за которым мы приехали.

Программа “Культурная столица Европы” была запущена в 1985 году, первой “столицей” стали Афины. Она заключается в ежегодном избрании одного или нескольких городов центром культурной жизни Евросоюза с целью привлечения внимания к его культурному наследию. Дополнительное финансирование, выделяемое Еврокомиссией /в настоящий момент на уровне 1,5 млн евро/ в связи с исполнением функций культурной столицы, позволяет городу построить новые объекты культуры и реконструировать старые, способствовать привлечению туристов, развитию бизнеса и улучшению инвестиционного климата.

Будущие культурные столицы распределены до 2019 года, сейчас Еврокомиссия должна принять решение о дальнейшей судьбе этой программы.