“Памятник верности” в Тольятти, в Ульяновске – монумент основателю Симбирска Богдану Хитрово, Ника в честь 50-летия Победы в Заволжье, памятник погибшим в Афганистане, памятные доски первому секретарю обкома Скочилову, олимпийским чемпионам Людмиле Белоусовой и Олегу Протопопову, святые Петр и Феврония – все это работы скульптора, члена Союза художников РФ, доцента УлГУ Олега Клюева.
“Вестнику” довелось побывать в мастерской автора. По словам Олега Анатольевича, сюда он приглашает посетителей крайне редко, чтобы не нарушить атмосферу творчества.
– Лишь художник знает, как тяжело рождаются идеи и воплощаются затем в реальные произведения. Днями, неделями, порой и месяцами находишься в состоянии мук и поисков. Посторонним глазам в этом процессе не место, – говорит он.
Однако есть все же друг, которому всегда дозволено присутствовать в мастерской, – ворона Каркуша. Птицу скульптор несколько лет назад спас от гибели – на беднягу набросились кошки.
– Выходил и оставил жить, на улицу Каркуша вылетать отказывается. Без шалостей с ее стороны не обходится – частенько долбит клювом бюсты и скульптуры, за что получила прозвище Перфоратор. Хоть и вредит, а выгнать не могу, маленький друг, – продолжает Клюев.
– Все ли замыслы удается реализовать?
– Далеко не все востребованы. Трудности зависят не только от того, понравилось кому-то или не понравилось. Воплощению идеи в реальность часто мешают финансовые сложности, технические проблемы с установкой, поиском территории. Приведу пример. В июне 2007 года лучшим проектом памятника Богдану Хитрово признали мой вариант. Но открытие скульптурной композиции состоялось позднее намеченного срока – в сентябре 2008-го. Отливка скульптурной композиции, а точнее некоторых частей, оказалась более трудоемкой, чем планировалось, в итоге процесс затянулся. Но я не хочу жаловаться – много работ или мало получает путевку в жизнь. Важно внимание к творчеству художника, что замечают, оценивают.
– К какому стилю вы отнесли бы ваши произведения?
– Наверное, это классика в петербуржских традициях с личным переосмыслением и учетом тенденций времени. Вообще стили и жанры – дело условное. У каждого искусствоведа, художника найдется свое мнение относительно классификации. Например, Сальвадор Дали говорил: “Я – сюрреализм”, однако сюрреалисты его не признавали.
– Где вы учились?
– Первыми наставниками, естественно, были мои родители – заслуженный художник России Анатолий Клюев и заслуженный художник РСФСР Любовь Турская. Образование получил в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, в мастерской народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, профессора Аникушина. Ленинград, ныне Санкт-Петербург, самый прекрасный город в мире для творческого человека. Можно много увидеть, получить материал для размышления, рождения новых идей.
– Над чем сейчас трудитесь?
– Создаю модель памятника полководцу Александру Суворову, который планируется установить у Суворовского военного училища на улице Советская.
– Вы преподаете скульптуру студентам-дизайнерам в Ульяновском госуниверситете. Что стремитесь передать ученикам?
– Мой предмет важен для развития творческого мышления, учу увидеть интересное в модели, анализировать, выстраивать композиции, вычленять детали, осваивать пластические ходы.
– Чем еще занимаетесь?
– Административными вопросами. Я вхожу в правление Ульяновского регионального отделения Союза художников России. Приходится защищать интересы коллег, решать проблемы с мастерскими, организацией выставок. Но главное в нашей работе – защита искусства от попыток принизить его роль в жизни людей, осквернить, заменить потребительскими ценностями.
Татьяна КРАВЦОВА