Владимиров Олег Михайлович закончил Куйбышевский инженерно-строительный институт в 1982 году с красным дипломом. С 1982 по 1998 год работал в проектных институтах гражданского профиля. В 1998 создал Архитектурную мастерскую. Как говорит он сам о том, почему стал архитектором: «Просто все сложилось..»
«Главное – это поиск идеи»
– Какие проекты вам наиболее интересны?
– Для нас важна не сама тематика, ведь это может быть что угодно: жилой дом, коттедж, интерьеры, театральная тематика, главное – позиция инвестора. Если заказчик грамотный и ведет умную политику, то любой объект интересен. Если он ставит интересные и разумные задачи, без лишних амбиций, за которыми, как это часто бывает, скрывается нехватка ресурсов и в итоге все лопается. В этом случае можно рассчитывать на интересный результат.
– Вы сейчас о мастерской говорили, а лично вам что интересно?
– Раньше хотелось, конечно, какие-то амбициозные проекты, театры… А сейчас интересен уже сам процесс работы над проектом и результат, чтобы в итоге получилось что-то умное, хитрое, красивое..
– Работаете архитектором уже много лет, но каждый ваш проект индивидуален. Откуда черпаете вдохновение? Или все уже отработано до автоматизма?
– Вы знаете, сама профессия этому учит: надо много знать, читать, смотреть. Очень часто приходится работать в исторической среде и тут невозможно не затронуть определенный культурный слой города. Тогда на помощь приходит то, что было сделано до нас: фотографии старых зданий, исторические справки, а уже когда ты все это переосмысливаешь, возникают совершенно неожиданные идеи.
Например, идея проекта «Под дождем времени», связанная с Краеведческим музеем, появилась после просмотра фотографий силуэтов Симбирска. Это же богатейший пласт: колокольни, церкви – все это очень сильно повлияло..сейчас этого нет и именно память об утраченных ценностях привела к такой идее.
– Для вас самый запомнившийся проект за все время вашей работы?
– Наиболее запомнился проект мемориального комплекса в Армении. Он создавался в память об офицерах, которые погибли в русско-турецких войнах. Получился очень интересный материал и образное решение. Впервые мы сделали видео фильм о проделанной работе. Пожалуй, именно этот проект за последнее время оставил самые яркие самые впечатления. На открытии комплекса был Медведев и президент Армении ..ну и я стоял в углу и смотрел, как это все происходило.
– Не обидно?
– Но это же не самое важное. Сам процесс, поиск идеи, проектирование – вот, что на самом деле главное.
Проект заглох
– У вашей мастерской было очень много интересных проектов, которые активно обсуждались СМИ, но как-то постепенно о них забыли.. Вот, например, было в планах у Версаля сделать Арбат, как в Москве – улица только для пешеходов.
– Оказалось это технически очень сложно осуществить. Для того, чтобы делать пешеходную улицу на Карла Маркса надо было перекладывать много сетей, выносить часть зданий с того места, где находилось депо. Естественно, большие затраты, связанные с возможностями города. А проект Краеведческого музея «Под дождем времени» сейчас висит на стенке.. у нас в мастерской. На сколько я знаю, решается юридический вопрос проекта, но тут пока ничего конкретного нет.
«Европейская площадь на Минаева»
– Сейчас вы над чем работаете?
– Сейчас разрабатываем концепцию внутреннего дворика драматического театра и проект жилого комплекса на Минаева. Знаете, то место, которое ведет в сторону Волги до границы с автомобильной дорогой, очень сложной конфигурации. Место интересно тем, что с него открывается широкая панорама на реку.
Подумали, что для города будет неплохо, если застройка будет такая живописная, со средней этажностью (от 3 до 10 этажей). Есть определенные стереотипы, связанные с Москвой и тем как там ведется строительство там, но для остальной части России стереотипы, что чем выше дом, тем качество жилья лучше, не совсем верны. Если следовать мировым тенденциям – качество жилья лучше, когда есть живописный двор, есть архитектурная композиция застройки, визуальный комфорт.
В итоге получился современный жилой комплекс создающий новое пространство жилой среды. Мы учли особенности природного ландшафта, расположение объектов обеспечивает панорамный вид на Волгу из большинства квартир и внутренних дворов. Каждый дом будет строиться по индивидуальному проекту. Четкое многоуровневое зонирование территории создает ощущение комфорта и гармонии с окружающим миром.
Работать над таким проектом одновременно и сложно и интересно. Уникальное местоположение площадки и ее размер более 30 тыс. м2 дают простор для творчества. Обычно в центре города новые объекты строятся на месте сносимых домов, на крайне ограниченной площади. В итоге мы получаем внешне современный дом, но без двора, со всех сторон зажатый старыми деревянными халупами, с видом на сараи. Машину поставить негде, с ребенком выйти погулять некуда.
А на нашей площадке есть простор для творчества: новая застройка прекрасно интегрируется в существующую зеленую зону от Обелиска и Дворца детского творчества до Областной Детской библиотеки. Постараемся, чтобы вся эта площадь вошла в городскую программу благоустройства, будет восстановлен пешеходный бульвар, спортивные площадки, отремонтированы теннисные корты, появятся беседки, другие малые архитектурные формы.
Повезло с Застройщиком. Обычно архитектору на таких площадках ставится одна задача: выжать как можно больше метров, все остальное вторично. Здесь подход совершенно иной: сделать красиво, удобно, функционально. Рядом с жилой частью непосредственно на перекрестке улиц Минаева и Железной дивизии на месте незавершенного строительства гостиницы «Интурист» появится деловой центр. Мы пришли к неожиданному решению: сформировать внутри комплекса небольшую площадь интересной конфигурации, которая бы напоминала площадь в старых европейских городах. Брусчатка, столики летных кафе, террасы, витрины небольших магазинов, парикмахерских, косметических салонов, ресторанов. Здесь же офисы банков, туристических агентств, в общем, много всего, чего не хватает Ульяновску. Все это будет собрано в одном месте. Надеюсь, что через какое то время, это будет одно из самых любимых мест горожан, сюда будут специально приезжать, что бы хорошо провести время.
– И как будет выглядеть это комплекс внутри?
– Вы видите, что проект бизнес центра является необычным. Ведь это еще только концепция, здесь не прорабатывались фасады. Но уже сейчас, если обратите внимание на схемы, видно: три – четыре этажа, очень живописная конфигурация здания, много сквозных проходов. Время показало, что для восприятия людей – это привлекательно. Если смотреть районы Дальнего засвияжья , Нового города, они совершенно одинаковы: огромные дворы – колодцы, где тысячи одинаковых окон, это не может не вызывать определенный иллюзионный эффект отторжения. Здесь же наоборот: большое здание организовано таким образом, чтобы оно воспринималось как маленькое, так оно становится ближе к людям. Этот прием мы вместе со специалистами из группы КПД-2 долго искали…
– Как решили вопрос с парковками?
– Парковки комбинированные: основная масса под жилыми зданиями, под общественно деловым центром, есть еще гостевые парковки, открытого типа, они располагаются по внешнему контору застройки. Вообще, комплекс большой, сложный, поэтому рабочее проектирование будет длиться ни один месяц. Может полгода, может год.
– Сколько времени затратили на разработку проекта?
– Пока еще это градостроительная концепция, но тем не менее мы несколько месяцев работали над этим объектом.
«Результат командной работы – сильнее»
– Делали проекты для других городов?
– Да. Был, например интересный проект в районе Туапсе, реконструкция бассейна с элементами аквапарка. Причем технологию делали совместно с канадскими специалистами…
– А уехать никогда не думали из города?
– Возможности были. Но что на что менять? На Москву? Там сложная атмосфера, работать, конечно, хорошо, но жить тяжело. За рубеж можно было уехать. Но, как говорят «где родился там и пригодился». Сегодня многие уезжают, молодые ребята особенно. Просто у меня, в свое время, был опыт: начиная примерно с 1994 года работал с иностранными компаниями, ездил в Белград, работал там; был в Америке – проектировал там, для России; были контакты с канадцами, финнами… Просто, когда ты погружаешься в эту среду, начинаешь видеть их проблемы, к тому же у них другой менталитет. По другому общаются, дистанция определенная. Хотя в принципе там работаю по быстрее и жестче чем в России. Их нельзя назвать роботами, но там творчества меньше. Сказали человеку «делай это», он делает, а если немного не так сказали, он не будет менять это.