Ирина Антонова

Впервые, согласно отчету Счетной палаты Ульяновской области, объем ревизированных средств за прошлый год составил 7 млрд. 900 млн. руб. Контрольно-счетный орган региона проверил 121 объект, где было выявлено 294 финансовых нарушения. В целом объем выявленных нарушений составил 698 млн. руб. Это практически в 3 раза больше чем в 2009 году и в 5 раз больше, чем в 2008 году.

Всего в прошлом году проведено 32 контрольных мероприятия, из них 5 проводилось по инициативе органов прокуратуры Ульяновской области. Согласно этим проверкам возбуждено 3 уголовных дела, больше чем за восемь предыдущих лет вместе взятых.

В бюджет области по результатам проверок было возвращено 150 млн. 200 тыс. рублей. Кроме этого 39 внебюджетных организаций возместили урон бюджету. Это тоже самая большая цифра за все время существования контрольно-счетного органа.

Но в фанфары бить рано, считает председатель Счетной палаты Ульяновской области Игорь Игоревич Егоров. Выявить нарушение – это не главное в работе контролеров, в первую очередь надо суметь поставить заслон для финансовых нарушений.

– Игорь Игоревич, можно сказать, что Счетная палата – независимый контролирующий орган?

– Я думаю, что да. Счетная палата является органом внешнего финансового контроля. Она организационно и юридически самостоятельна, подотчетна только Законодательному собранию Ульяновской области. Непосредственно Счетная палата занимается не только проверками расхода бюджетных средств, но и обладает полномочиями по контролю за качеством пополнения доходной части бюджета. Таким образом, круг наших полномочий достаточно широк. Работа наша строится на принципах объективности, законности, гласности и независимости. Именно эти принципы определены в принятом недавно Федеральном законе который стал очередным шагом к формированию в стране органов внешнего финансового контроля.

– Как осуществляются проверки?

– Обычно проверка занимает не меньше месяца. Предварительно специалисты Счетной палаты обобщают всю информацию об организации, изучают материалы предыдущих проверок, в том числе и аналогичных организаций в других регионах страны. Формируется перечень вопросов, которым следует уделить особое внимание при проведении контрольного мероприятия. Очень часто, начиная проверку, мы уже обладаем достаточной информацией о проверяемом объекте, что значительно упрощает нашу работу. Но в любом случае контролерам приходится работать с огромным количеством документов. Это требует высокого уровня профессиональной подготовки. Также обязательно проводится визуальная проверка объекта. Например, при договорах аренды объектов муниципальной собственности, предусмотрено использование определенной площади. Мы в последние годы практикуем выезд на место и замеры площади, которую фактически использует арендатор. Достаточно часто оказывается, что она значительно больше, чем обозначена в договорах аренды. Также с выездом на место, проверяются стройки, объекты, где проводился капитальный ремонт. Наши сотрудники, как правило, «вооружены» фотоаппаратом.

Помимо профессиональной подготовки от контролера требуется обладание такими качествами, как мораль и принципиальность, умение «держать удар», чтобы выдержать возможное давление со стороны руководителей проверяемых организаций. Без этого даже самый квалифицированный бухгалтер не сможет стать контролером.

– Какие наиболее крупные объекты проверялись Счетной палатой за последнее время?

– За последние два года наши специалисты проверяли центральную областную клиническую и областную психиатрическую больницу, ремонт автодорог в муниципальных районах, ряд органов государственной власти, детские дома, реабилитационные центры. Также проверки проводились в восьми муниципальных районах, городе Новоульяновске. Были проверены расходы средств в рамках областных целевых программ, в том числе «Социальное развитие села».

Чаще всего нарушения сегодня выявляются в сфере строительства и ремонта, ЖКХ, при совершении сделок с объектами недвижимости и землей, при использовании приобретаемого дорогостоящего оборудования и здравоохранения. Наиболее часто встречающиеся нарушения мы постарались систематизировать и издали методическое пособие для контролеров “200 типовых финансовых нарушений”. Пособие было подготовлено на основе анализа отчетов о контрольных мероприятиях, проведенных за последние три года контрольно-счетными органами Волгоградской, Саратовской, Ульяновской областей и республики Татарстан.

Но нередко случается и такое, что поражает даже опытных контролеров. Скажем, в июле прошлого года, когда температура воздуха в тени зашкаливала за +30 по Цельсию, в селе Чеботаевка Сурского района, при строительстве водоводов в рамках областной целевой программы развития села, более 18 тысяч рублей бюджетных средств было потрачено на «снегоборьбу», то есть на «ликвидацию последствий метелей и буранов». Акт приема-сдачи работ был подписан главой Чеботаевского сельского поселения Е.Е. Красильниковым. Летней снегоборьбой занимались и строители водоводов в селе Татарское Урайкино Старомайнского района. И под документом также стоит подпись главы Урайкинского сельского поселения Ш.Х. Исламова. На наш взгляд, главная причина подобных финансовых нарушений – отсутствие в поселениях специалистов, обладающих должной квалификацией для проверки предоставляемых организациями-подрядчиками локальных смет.

На февральском заседании коллегии Счетной палаты, в котором приняли участие руководители муниципальных образований, где проходила проверка, обсуждался вопрос о необходимости передачи полномочий по строительному надзору на уровень районов. Эта же проблема поднималась и на недавнем заседании Областного Межведомственного совета органов финансового контроля.

– Как часто сегодня выявляется нецелевое расходование бюджетных средств?

– Подобные нарушения в нашем регионе сегодня встречаются крайне редко, можно сказать, что они стали экзотическими. Мне хотелось бы сказать о том, что нередко сумма любых выявленных финансовых нарушений воспринимается, как сумма «уворованных» у государства средств. Это не так. Скажем, нередки случаи неэффективного использования бюджетных денег. Допустим, был приобретен школьный автобус, который по тем или иным причинам – не было водителя, или не поставили на учет в ГИБДД, целый год простоял без дела. В этом случае сумма финансового нарушения определяется как цена приобретения автобуса. Автобус не украли, но он не работал.

– В чем причина выявления такого объема нарушений?

– В прошлом году мы проверяли очень важные объекты, которые не ревизировались на протяжении ряда лет. Большой перерыв между проверками ведет как правило к росту финансовых нарушений. Много проверок проходило на уровне муниципалитетов. К сожалению, там уровень финансовой дисциплины хромает значительно больше, чем на областном уровне. Все-таки причина финансовых нарушений – это не только злой умысел, но и зачастую результат некомпетентности сотрудников, дефицит профессиональных кадров.

– Что в планах Счетной палаты на 2011 год?

– Тема ближайшей проверки – предоставление грантов начинающим предпринимателям. Год назад мы уже работали в этой сфере, но тогда это была проверка самой технологии предоставления грантов. Сейчас же можно проверить, насколько эффективно используются эти средства. В план работы включены проверки семи государственных учреждений Ульяновской области, нескольких областных целевых программ. Будем проверять и качество ремонта автомобильных дорог.

– Что надо сделать на уровне региона, чтобы финансовых нарушений было как можно меньше?

– Подчеркну, что счетная палата Ульяновской области тесно взаимодействует с правительством по исправлению причин финансовых нарушений. И уже в ближайшее время совместными усилиями нам необходимо провести ряд мероприятий: внедрить электронные программные комплексы по учету медикаментов в больницах, необходимо навести порядок в визировании актов приема-сдачи строительных ремонтных работ на уровне муниципалитетов, с формированием и ведением в соответствии с федеральным законодательством реестров муниципального имущества. Нам надо создать такие условия, когда совершать финансовые нарушения было бы в принципе невозможно.