Русская вышивка имеет глубокие корни. В старину этим видом рукоделия в совершенстве владели все женщины вне зависимости от возраста и положения в обществе. В этом нет ничего удивительного: русская природа поражает своей красотой, непредсказуемостью и разнообразием: бескрайние степи, непроходимые леса, бурные реки и пугающие болота. Однако не только стремление к отображению красот природы послужило распространению вышивки среди русичей. В основе этого вида рукоделия, а в особенности вышивки крестом, лежат обычаи и обряды нашего народа.Крест для русского человека всегда был символом защиты, способным оградить от воздействия нечистой силы, дурного глаза и прочих неприятностей. Сегодня вышивание перестало быть неотъемлемым элементом воспитания девушек и относится к редкому и даже экзотичному виду искусства. Живет оно благодаря таким искусным рукодельницам, как Людмила Ивановна Малахова из рабочего поселка Красный Гуляй Сенгилеевского района.Женщина до сих пор помнит свою первую работу.

– В 5 классе, помню, вышила маме подарок – беленький уголок с цветами гладью и надпись детским почерком «Дорогой маме». Долгая жизнь была у этого уголка. Вот только недавно выкинула, от многочисленных стирок износился.

Людмила Ивановна родилась на Украине. Ее родители познакомились в годы Великой Отечественной войны. Плодом сильной фронтовой любви и стала маленькая Людмила. На свет она появилась в год великой Победы. Вернувшись с боевых полей, отец перевез семью на родину супруги в Сенгилеевский район. Новую жизнь начали с нуля: глава семьи своими руками построил дом, смастерил мебель и другую утварь, а хозяйка украсила комнаты вышивками и кружевами.

– Скатерть, покрывала, накомодник – все это рукоделие мамы. У нас даже занавески были связаны ею.

Людмила Ивановна с детства любила книги и всегда прилежно училась. После окончания Московского института культуры по специальности «библиотекарь» она вернулась в Красный Гуляй. Устроилась на работу в поселковую библиотеку. Вышла замуж за местного жителя Виктора Павловича. Родила ему двух прекрасных детей – Сергея и Елену.

Малахова успевала везде: и дочь с сыном растить, и с домашним хозяйством управляться, и принимать активное участие в общественной жизни района. В ее трудовой книжке стоит одна-единственная запись – библиотекарь. Этой работе женщина отдала 43 года. При библиотеке Людмила Ивановна создала музей, в котором по крупицам собрана история поселка Красный Гуляй, его особенности и культура, биографии выдающихся земляков, природа родного края.

Вышивать картины Людмила Ивановна начала в 2006 году. Вдохновила ее выставка вышивок, организованная местной мастерицей в рамках районного семинара библиотекарей.

– Я весь семинар просидела, глядя на эти картины. Так они мне понравились. Вот я и подумала: «Неужели я не смогу?» Сначала «зиму» попробовала вышить. Получилось. Потом «осень» захотелось, тоже вышила. Ну и пошло-пошло. Вот уже более 35 картин создала. Много уже раздарила: детям, внукам, библиотеке на столетие.

Квартира Людмилы Ивановны похожа на музей – стены украшены работами, которые были созданы умелыми руками мастерицы. Картины можно принять за фотографии, так точно мастерица передает детали. Особое место занимают произведения, имеющие религиозную направленность. Столько красоты, мощи и силы русского духа заложено в величественно возвышающихся храмах, вышитых на канве и на вафельных полотенцах!

– Мои родители были ярыми атеистами. Мою бабушку это очень расстраивало. Она меня учила: не говори, что Бога нет, а скажи – не знаю, не видела». В работе моей антирелигиозная пропаганда тоже на первом месте стояла. Но у нас в подсознании заложена вера в Бога. Когда вышиваю иконы, на душе как-то светло и радостно становится, -улыбается Людмила Ивановна.

На каждую работу уходят месяцы, а то и год. Это – кропотливый труд, для которого требуется много сил и терпения. Но Людмиле Ивановне вышивание только в радость, дни напролет она проводит с иглой и нитками в руках.

– Я удивляюсь, как люди без этого обходятся, ведь совершенно делать нечего. А тут даже занавески, и то постирать некогда. За рукоделием я отдыхаю. Ничего сложного в этом нет. Бывает, выйду на улицу, пройдусь, а потом думаю: хватит гулять – вышивать надо. Люблю, когда много цветов в картине задействовано и на полотенцах вафельных вышивать. Возможно, из-за того, что там клеточка крупнее, глаза уже не так хорошо видят, как раньше. Еще приспособилась без пялец вышивать, так даже быстрее работа идет.

Людмилу Ивановну приглашают с выставкой картин не только в села своего района, но и в город. Память об этих мероприятиях Малахова хранит в фотоальбоме и в журнале пожеланий. Среди многочисленных ценителей ее искусства самыми важными являются ее родные.

– Мужу, когда был жив, очень нравилось, как я вышиваю, никому продавать не разрешал. Ему надо было, чтобы моими картинами восхищались все. Дети и внуки тоже любят мое искусство. Я вот как раз для внученьки льва в подарок вышиваю.

Вера Виноградова