Председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Валентин ДЕНИСОВ.

Председатель комитета по аграрным вопросам Госдумы Валентин Денисов рассказал о сложившейся ситуации в агропромышленном комплексе и о том, как Государственная Дума влияет на развитие сельского хозяйства страны.

– За последнее время Государственная Дума значительно переосмыслила свои подходы к перспективам развития российского села и всего агропромышленного комплекса, – сказал Валентин Петрович.

– Делом огромной государственной важности стала реализация национального приоритетного проекта, все наработки которого легли в основу программы государственной поддержки аграрного сектора. АПК – единственная отрасль, которая не была секвестирована из-за финансового кризиса. Не удалось, правда, отстоять программу социального развития села, финансирование которой было наполовину урезано. Но в ближайшие годы, думаю, мы ее восстановим в полном объеме. В ноябре правительство утвердило концепцию устойчивого развития сельских территорий до 2020 года, и сейчас будет разрабатываться программа на очередной этап социального развития села.

Острую полемику в обществе вызывал закон о регулировании торговой деятельности. Приобретая что-то в рамках программы господдержки АПК, селяне неизменно теряют на реализации своей продукции. Они, по сути, бесправны в отношениях с торговлей. И вот закон о регулировании торговой деятельности уже несколько месяцев действует. И в Госдуму поступает все больше сигналов, что в регионах сетевики пытаются всячески его обойти. Намерения думцев таковы: и дальше ужесточать нормы по отношению к торговым сетям.

Еще один многострадальный документ – о внесении изменений в закон о регулировании оборота земель сельхозназначении, принятый в конце прошлого года. Положения, прописанные в нем, необходимы для наведения порядка в работе с землей. Сейчас Госдума готовит ряд подзаконодательных актов, направленных на регулирование оборота земель сельхозназначения. Основной принцип, заложенный авторами, в числе которых и Валентин Денисов: включить в эту работу муниципальные образования, которые раньше были совершенно бесправны в решении подобных вопросов. В конечном счете это даст муниципалитетам возможность пополнять бюджет, чтобы воплощать в жизнь местные программы.

Реализация проекта «Российский фермер» – новый шаг в государственной поддержке фермерского движения. Основные направления проекта: совершенствование нормативно-правовой базы крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе изменение статуса фермерского хозяйства с уточнением статуса по КФХ семейного типа; финансово-кредитная поддержка; развитие рыночной инфраструктуры и сельскохозяйственной потребительской кооперации.

В стране сейчас 276 тысяч фермерских хозяйств, все они очень разные. Наиболее сильные те, которые работают с начала зарождения фермерского движения.

– Закон о крестьянском фермерском хозяйстве, равно как и закон о личном подсобном хозяйстве, явно устарел, – считает Валентин Денисов. – Эти вопросы должны решаться в комплексе, чтобы в ближайшее время появилось четкое видение, как дальше развиваться сектору. Принцип поддержки КФХ будет адресный и осуществляться на конкурсной основе: не всем сестрам по серьгам, а исключительно под конкретную программу.

Сегодня российское сельское хозяйство – это почти на 100 процентов частный бизнес. И здесь должна быть социальная ответственность перед людьми, которые помогают его развивать. Наиболее острый вопрос – возвращение или создание на качественно новом уровне подобия того, что раньше называлось СПТУ. Профессия механизатора, какой она была 10 -15 лет назад и какой стала теперь, совершенно другого уровня. Сегодня вся техника компьютеризирована, подключена к системе ГЛОНАС. На ней уже не сможет работать механизатор 3-го разряда, он должен пройти специальную подготовку. Хозяйства, которые приобрели подобные агрегаты, должны вложиться в человеческий капитал. Любая суперсовременная техника будет мертва, если для нее не найдется классный специалист.

Когда речь идет о социальной ответственности бизнеса перед обществом в любом вопросе – подготовке кадров, оказании помощи сотрудникам, ушедшим на пенсию, – нужны как минимум три вещи: законодательство, личная заинтересованность и главное – права местной власти, муниципалитета. Надо, чтобы инвесторы, приходя на территорию вроде бы с благими целями, понимали: их действия будут контролировать и нещадно бить за то, если они не станут решать социальные задачи.