Правда, не избушку, а приличную современную квартиру решила купить в Заволжском районе Ульяновска гражданка С. Да не успела…
И все было, как водится: договор купли продажи заключен по всем правилам, аванс получен, а оставшуюся сумму продавцу должны были перечислить за счет федерального бюджета в виде субсидии на приобретение жилья. Оплата должна была быть произведена путем перечисления денежных средств с целевого счета гражданки С., открытого в ОАО «АкБарс банк» по договору банковского счета категории «Жилье ветеранам», на счет истца.
Однако Министерство труда и занятости Республики Татарстан в перечислении субсидии на счет покупателя отказало. Мол, в связи со смертью гражданки С. все обязательства аннулируются.
В судебном заседании было решено, что, поскольку договор между сторонами был подписан, зарегистрирован в установленном порядке, переход права собственности на квартиру произошел, продавец имеет право на получение оставшейся суммы. Но Министерство с решением суда не согласилось, и пошла в работу кассационная жалоба.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В суде первой инстанции установлено, что гражданка С. являлась членом семьи умершего ветерана войны. В соответствии с Постановлением кабинета министров Республики Татарстан «Об утверждении положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан» она имела право на получение субсидии на получение жилья. В ее адрес даже было направлено уведомление о наличии у нее права на получение указанной субсидии, и она дала согласие на ее получение для приобретения жилья
за счет федерального бюджета. В итоге была произведена государственная регистрация права гражданки С. на указанную квартиру.
Таким образом, возникновение права у покупательницы на субсидию для приобретения жилья порождает обязанность у исполнительных органов власти Республики Татарстан по ее выплате.
Стоит напомнить, что в силу статей 2 и 18 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Поскольку взятые на себя обязательства ответчиком не исполнены, то суд правомерно взыскал с Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в пользу истца оговоренную денежную сумму. Кассационная жалоба осталась без удовлетворения.
Галина Антончик