(Мартовские тезисы) Обсуждение на сайте Ulpressa.ru статьи “Потемкинские деревни от Владимира Познера” вызвало у меня интерес в том плане, что часть комментаторов восприняло ее как покушение на одно из либеральных знамен нашей журналистики. Особенно возмутило, кажется, подозрение этого знамени в том, что оно, объективно, способствует развитию оранжевого процесса в России. В завязавшейся в комментариях дискуссии речь зашла и о неких “теоретических” вопросах. Некто, спрятавшиеся за никами “Пацак” и “Созерцатель” представили распространенные в обществе либеральные взгляды на роль и значение гражданского общества, элиты общества, современных СМИ. И как-то сам собой встал вопрос: что происходит сегодня в мире, какую роль играют в политике разнообразные оранжевые революции, правомерно ли вообще называть их революциями? Тем более что начавшуюся недавно Арабскую революцию можно рассматривать как “продвижение демократии” в мире, на чем настаивают США, а значит и очередную оранжевую. А это ставит оранжевую проблему уже и в российскую повестку дня, поскольку Россия граничит с мусульманским миром, и многие аналитики, и даже президент Дмитрий Медведев, выразили в связи с этим беспокойство. А есть ли “оранжевый мальчик”? Перефразируя Л.Н.Толстого, можно сказать, что все народы несчастливы по-разному, а революции везде происходят примерно одинаково. Оранжевые революции не являются здесь исключением. О них уже так много сказано, что вроде бы и добавить нечего. Поэтому просто представлю несколько тезисов, этот жанр сегодня опять входит в моду. “Оранжевый мальчик”, если он есть, должен иметь каких-то “родителей” в обществе, хотя они могут этого и не осознавать. То есть он должен “присутствовать” в представлениях о современном обществе в том числе у наших комментаторов. Действительно, вот что говорит мне, например, “Созерцатель”: “Те, кого вы так старательно называете “оранжевыми”, хотят одного – нормальной эволюции. Нормальных и честных выборов, равенства партий, ликвидации сращивания ЕР и чиновничества”. А “Пацак” следующим образом развил тему власти и СМИ: “Раз уж сказали про элиту, нужно признавать и наличие контрэлиты (потенциальной элиты). СМИ нужны элите для манипулирования обществом, то есть для того, чтобы элита продержалась у власти как можно дольше. Уход власти из СМИ, может привести к доступу к СМИ представителей контрэлиты”. Но что может представлять собой контрэлита? Это вопрос риторический, ибо мнений тут множество. Но важно, что наличествует само это понятие. Абсолютный приоритет либералы отдают гражданскому обществу, которое совершенствуется путем развития в нем демократических институтов и ценностей. Над ним стоит “элита” – она же “этот режим”, “это государство” – главным делом которого должно быть служение гражданскому обществу, то есть преуспеянию и процветанию всех его членов. Для выполнения элитой этой главной своей функции западной по преимуществу общественной наукой разработана система демократических процедур, которые должны правильным образом ее формировать, обновлять, бороться с застойными явлениями, с тем чтобы жизнь общества становилась день ото дня лучше. Если этого не происходит, то гражданское общество имеет право выразить недоверие элите (государству), и это является основанием для смены политической элиты контрэлитой путем выборов, законной демократической процедуры, а если власть будет упорствовать в своей косности, то путем принуждения, которое может принять, в том числе, и вид оранжевой революции. Заметим, что недовольство общества может подспудно вызываться иными причинами, например, идеологическими, может быть спровоцировано третьими силами, так что элите, и государству, будет в принципе невозможно его удовлетворить. Эта общественная модель дает также обоснование так называемого “общества потребления”, и закладывает проблему неограниченно роста потребления, поскольку здравый смысл гражданского общества здесь ему, как правило, отказывает. Либеральная традиция утверждает, что проблемы демократии порождаются лишь ее недостаточной развитостью. “Лекарство от болезней демократии – это большая демократия”, – сформулировал когда-то демократическую аксиому известный американский философ Джон Дьюи, и в ней нетрудно узнать наши текущие политические лозунги. Казалось бы, что тут можно возразить? Все видно как на ладони, и выглядит чисто. Виден также и “объективный” механизм оранжевой революции. Гражданское общество входит в конфликт с элитой (государством) и диалектически ее отрицает, и замещает, контрэлитой, в точности по Гегелю. В самой революции заключается и ее оправдание. Обвинения государства и его элиты в том, что оно устроило себе “рай на земле” (или коммунизм), отгородившись китайской стеной от общества, погрязло в коррупции и роскоши, как правило, небезосновательны. И становятся моральным оправданием революции. Вот такой примерно ход мыслей приводит, наверное, к появлению в недрах нашего гражданского общества “оранжевых мальчуганов”. Ими могут быть как откровенные “оранжисты” Немцов, Каспаров, Рыжков, так и люди, искренно выступающие за общечеловеческие (глобальные) ценности. Отметим, что у них есть могущественные покровители за рубежом. Штаты и Европа, собственно, и не скрывают, что оранжевыми революциями прокладывают в мире дорогу глобализации, лидерами которой они являются. Так что на противников оранжевых процессов оказывается разнообразное международное давление, что делает национальные элиты и государства весьма сговорчивыми, за неизбежными “ливийскими” исключениями. Сопротивление этому процессу выглядит даже безумным, ибо эти революции можно делать до бесконечности в любой отдельно взятой стране. Провозвестниками оранжевой революции стали бархатные в Восточной Европе, хотя местами, например в Румынии, не обошлось без крови. Как известно, они увенчались переворотом в России в августе 1991 года. Собственно оранжевые революции появились следом, притом что всегда отличались национальными оттенками. Но аналитики обычно называют их оранжевыми. Дело в том, наверное, что любая революция должна иметь свои символы, в том числе свой цвет. Когда-то социал-демократические революции выбрали себе красный цвет, сегодняшние глобалистские – оранжевый. Он нисколько не хуже красного, и имеет похожий смысл. От Карла Маркса к Карлу Попперу В принципе, это все хорошо знакомые нам демократические революции. Их логика одинакова, что в XIX веке, что в начале ХХI. Только место марксистской коммунистической идеи заняла либеральная идея глобального человечества. Подобно в свое время коммунизму, она также весьма благожелательно воспринимается прогрессивной общественностью. А именно: глобализация – это объективный процесс, он имеет негативные стороны, но ведь он объективен, что же тут поделаешь! Он действительно объективен, причем мы, кажется, еще не понимаем до какой степени. Процесс демократизации и глобализации в мире опирается на множество солидных теоретиков, видное место среди них принадлежит Карлу Попперу, автору признанного уже классическим труда “Открытое общество и его враги” (1945), который стал своего рода манифестом этой новой вершины мирового развития. Не случайно сторонник теории открытого общества Джордж Сорос назвал свой фонд, занявшийся продвижением демократии и глобальных ценностей в мире, “Открытое общество” (1979). Другое переосмысление Карла Маркса идеологами глобализации заключается в смене движущей силы революции. Маркс видел ее в “производственных отношениях” и их порождении – рабочем классе. Глобалисты движущую силу своей революции увидели в гражданском обществе. В остальном революционный механизм остался без изменений, это то же самое диалектическое отрицание все той же “надстройки” общества в лице национального государства и его элиты. Изменение базиса революции привело к тому, что место экономического “крота истории” занял “общественный крот”, а экономическая сфера общества как бы выносится за скобки. “Надстройку общества” свергает уже гражданское общество, а не пролетариат, как в красном революционном сценарии. Причем оранжевая революция не только напоминает, но как бы и продолжает по-своему красную эстафету: она также представляет собой цепь революций, которые происходят в слабейших, наиболее уязвимых звеньях мировой системы, также имеет мировую цель, на этот раз либеральную утопию, ибо на деле за ней стоит общество потребления. “Великий эволюционный перелом” А.А.Зиновьева Философ-логик и диссидент Александр Александрович Зиновьев (1922-2006) написал в конце своей жизни статью с таким заголовком, в которой обобщил свои взгляды на этот глобальный мировой процесс. Если посмотреть на него через магический кристалл Зиновьева, то мы увидим нечто совершенно другое, нежели представленная выше картина. Зиновьев говорит, что “марксистская концепция государства как надстройки над экономическим базисом есть чисто идеологическое обобщение той роли, какую экономика приобрела в то время в западном мире”. По Зиновьеву общественная социальная организация состоит из трех основных элементов, причем взаимосвязанных не на жизнь, а на смерть: 1. идеологическая (менталитетная) сфера (гражданское общество); 2. государственная сфера (власти и управления); 3. сфера экономики. В таком случае вся представленная выше картина смотрится совершенно по-другому. Мы видим глобалистскую концепцию государства как надстройки над гражданским обществом, которая является идеологическим обобщением ее роли в современном западном обществе. Если Маркс идеологизировал экономическую сферу общества и создал “экономического человека как сумму потребностей” и противопоставил его государству как всего лишь “надстройке”, то идеология глобализма проделывает то же самое с гражданским обществом. И получает “общечеловека” как сумму неких “прав человека”, который является не меньшей фикцией, чем марксова. И противопоставляет теперь уже гражданское общество его якобы “надстройке”. Оба подхода суть идеологии и не учитывают, что “сфера государственности является особой сферой, управляющим органом общества как единого целого”: “Ошибочно видеть в государстве орган господства каких-то классов, как и орган примирения классов, основная его функция – обеспечить жизнь и самосохранение общества как единого целого”. Если революционные изменения не ограничиваются переворотом элит в сфере государственности и идут до конца, и разрушают саму особую сферу общества, то, по Зиновьеву, разрушается и вся общественная система, как это произошло в России в 1917 году. Но либеральные идеологи, наследуя коммунистам, не верят в это и не видят в этом беды. Поскольку они исходит из концепции “базис – надстройка”, то убеждены, что новая оранжевая контрэлита без труда родится из базиса – гражданского общества, как богиня Афродита из морской пены, и быстро устроит жизнь по-новому. Последнее, однако, никак не возможно, скорее она повторит печальный опыт красной контрэлиты, которая родилась из пены Октябрьской революции. По Зиновьеву, государство формируется как особая сфера управления самим обществом, а общество формируется как социум с таким управляющим органом. Здесь нет места для контрэлиты, а если она все-таки появляется, то это предвестник общественной катастрофы. Кстати, гайдаровское правительство многие эксперты упрекали в либеральном большевизме. Нетрудно заметить, что трехэлементная система общества Зиновьева поглощает концепцию базис-надстройка и объясняет и красную, и оранжевую революции. Причем делает это очевидным образом, так что преодолевает идеологические либеральные догмы и апеллирует непосредственно к общественному мнению. По Зиновьеву, глобальный эволюционный перелом – это объективный и весьма опасный процесс рождения сверхобщества в масштабах планеты на фундаменте национальных государств. Еще более опасным его делает то, что его лидер выбрал себе в качестве инструмента революционный, а значит стихийный процесс, причем в условиях, фактически, новой мировой гонки вооружений. Между тем события на Ближнем Востоке показывают, что демиурги оранжевой революции из США уже теряют контроль над вызванными ими силами. А ведь революция этого типа может распространиться и на Запад, поскольку гражданское общество есть и на Западе. В начале ХХ века либеральные революционеры в России не смогли справиться с вызванным ими Февралем и он перерос в Октябрь – это должно бы стать серьезным предостережением оранжевым революционерам. Эволюционный перелом в ХХI веке, считает Зиновьев, будет более серьезным испытанием, чем “красный”, всего лишь социальный перелом ХХ века. То есть вероятность разрушения общества “до основания” будет много выше, чем в ХХ веке. “Наступает новая эра – найден новый враг – терроризм, под эту сурдинку возможно все… Мы живем в виртуальном мире. Наступают новые темные века. Без надежды. Мы катимся в новое средневековье – жизнь без корней”, – дает невеселый прогноз на XXI век философ, предсказавший результат перестройки СССР, как только она была объявлена. Писатель Дмитрий Быков в программе “Картина маслом” назвал Октябрьскую революцию великой и ужасной. Оранжевая революция обещает быть еще более великой и ужасной, потому что, видимо, дотянется до планетарного масштаба, до которого не смог дотянуться Великий Октябрь. Виктор Каменев |
|
|
Александр Брагин
Я оранжевый, и что? Если коротко, лучше эволюционный, мирный путь – оранжевая революция. Чем сценарий ливии. Так кто и что выбирает? Третье – путинская гнилая, тухлая система, которая россию уничтожит. Посмотрите на нашу городскую, областную власть, этим все сказано.
Старожил
Брагин, протрите глаза. Мы несколько лет наблюдали оранжевую власть на Украине, в Грузии… Вот этим действительно всё сказано. Маразм демократии американского типа.
zzzz
Старожилу, а вы были в Грузии? На украине? Я бываю постоянно, жизнь ьам лучше, ЖКХ дешевле, продукты дешевле. Вам назвать стоимость проезда в метро в Киеве? Дешевле чем в Ульяновских маршрутках. Зарплаты практически как в РФ. Про Грузию, взяток в местном ГИБДД не дают, так как просто все на камерах и т.д. Города чистые, дороги европейского качества
Ник
Тому, кто zzzz. Ну ты брат загнул! Ты наверное имел в виду Белоруссию, а не Украину.
Timur
Тем у кого весенне обострение на "едирастах". Фильтруйте слова – за них иногда приходится отвечать. Это к забанненым
Автор
Оранжевые революции в Украине и Грузии показали, что они тоже "пожирают" своих детей, но при этом не создают стабильной ситуации в стране. При внешнем управлении это практически невозможно сделать без создания полицейского режима.
Грузия Саакашвили создала такое полицейское государство, и на этом пока держится, в Украине этот номер не прошел и оранжевая власть пала.
Но результаты деятельности ее везде нулевые. Грузия держится на плаву за счет западной помощи, фактически она уже в долговой яме. Независимой.
Иллюстрация
Отто фон Бисмарк. Фраза приписываемая Бисмарку: "Революции замышляются гениями, осуществляются фанатиками, а их результатами пользуются подлецы".
http://ru.wikipedia.org/wiki/Бисмарк,_Отто_фон
Имел ли в виду Бисмарк, что подлецы – тоже наши люди? как говорила героиня Рины Зеленой в фильме Гайдая "12 стульев", "Это же наша семья, это же наши мужья и жены…"
Двенадцать стульев — Dvenadtsat' stulyev 4/16
http://www.youtube.com/watch?v=eXaiPRjDqDc…03E040C6FCE32ED
Пацак
Лечиться, лечиться и еще раз лечиться ! Уважаемый Каменев, какие такие взгляды я представил? Я просто задавал Вам вопросы, которые Вы почему – то превратили в утверждения :)
Посмотрите внимательно обсуждение, там фактически только вопросы, на которые вы ответить или не смогли, или не захотели. Теперь Вы манипулируете фразами, вырванными из контекста обсуждения. Впрочем, как желаете, позиционируя себя как дискуссионный клуб, Вы просто боитесь содержательных дискуссий.
Владимир Этуш в комедии Иван Васильевич…
От холопа слышу!
http://www.youtube.com/watch?v=b6b7Pk5pImU&NR=1
Автор
Пацаку. Ваши риторические вопросы я не тронул, а вот посыл о "контрэлите", который имеет принципиальное значение, не имел формы вопроса. Обратитесь к своему тексту и… полечитесь.
На ваши риторические вопросы я отвечать не обязан, но ответил на них все-таки этой статьей. Я тогда же сказал, что ответы надо искать у А. Зиновьева, и вот их привел. Так что ваша истерика непонятна. Факты манипуляции фразами желательно привести, а то ведь вы сами превращаетесь в манипулятора.
Пацак
Конечно, не обязаны, о чем речь :)
Понятие "контрэлита" придумал не я, посмотрите у Парето, например.
И с чего вы сделали вывод, что контрэлита обязательно либеральна?
Ваш вывод о революциях взят из воздуха. Или вам напомнить часть 4 статьи 3 Конституции РФ:
"Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону".
Или часть 3 той же статьи "Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы."
Механизм уже существует и он закреплён в Основном Законе государства. Конституция должна неукоснительно соблюдаться, или вы не согласны?
Впрочем, это бесполезно, вы строите выводы на только вам известных посылках, следовательно обсуждение становится несодержательным. Хорошо, что есть Зиновьев, на все случаи жизни, я воспользуюсь вашим советом и обязательно почитаю, может тоже преображусь в его фаната :)))
Некто
Если выбрость первую часть с алогизмами автора про детей и родителей и бред Зиновьева, то, в принципе, Вы всё правильно пишите!
Автор
Пацаку. И в мыслях не было приписывать вам авторство "контрэлиты", не обижайтесь. Все дело в контексте, в котором вы его употребили. Как вы правы, контрэлита совсем не обязательно либеральна, но вот либеральную риторику она использует, как правило.
Как вы ловко связали революцию с Конституцией! Ежели нет в Конституции ничего о революции, то и обсуждать нечего. Замечательно, а всякие там марксовы и прочих попперов штучки – это просто безделушки.
Я согласен, что Конституция должна неукоснительно соблюдаться, вы довольны? Советскую Конституцию только жалко, ей это совсем почему-то не помогло. Вы не скажете почему?
Очень рад, что подвиг вас ликвидировать свою безграмотность и прочитать наконец Зиновьева. Все мы чьи-то фанаты… Кстати, вы чей фанат? Не Д. Дьюи?
Пацак
Дьюи, кто это? )))
Предпочитаю, не быть ни чьим фанатом!
Вторая заповедь.
Насчет Конституции, доволен)
Не читайте вы на ночь Поппера, а то кошмары будут мучить, лучше детские сказки. Я вот так и делаю )
Некто
Про Колобка и аленькый цветочэк
В. Пух
Дьюи – лево-либеральный американец.
Автор-Пацаку
Дьюи – это один американец, которого сегодня цитируют все, кому не лень, причем без ссылки на автора. Плагиат, однако. Почитайте его на ночь – останетесь довольны, приснится сама Конституция….
Заяц Пушистый
Г-ин Каменев! Ваши абстрактные построения на тему оранжевых революций довольно оригинальны, но дальше умозрительных разглагольствований о либерально-демократических доктринах, к сожалению, не идут. Вы намешали в одну кучу такие несопоставимые по смыслу и масштабу явления, как Октябрьскую революцию и революции в арабских странах, август 1991 года в СССР и Румынскую революцию, сводя тем самым на нет их истинные причины. Ну разве можно ставить в один ряд, как вы утверждаете, "красный" 1917 год и "оранжевые" нынешние, арабские? Конечно, революции организовываются и проходят приблизительно по одному и тому же этапу: "Толпа шумящая" прёт на баррикады, а "тайные организации" используют её в своих целях (Бакунин). Но ПРИ ЧЁМ ЗДЕСЬ АРАБСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ ПРОТИВ ВЫЖИВШЕГО ИЗ УМА РУКОВОДСТВА СВОИХ СТРАН И "СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ" ОКТЯБРЬ 1917 ГОДА? Арабам надоели их престарелые вожди и отсутствие социальных гарантий, а бедняк Российский в октябре 1917 года с упоением внимал речам большевиков и хотел отобрать собственность у своего соседа. Это совершенно разные вещи! Более того, называть август 1991 года в Союзе бархатной революцией вообще нелогично, так как это был типичный политический междусобойчик, который повторился в октябре 1993 года. Гипотеза об однородности "революций", которую вы высказали, абсолютно надуманна, какие бы имена вы не использовали для её оправдания – хоть Зиновьева, хоть того же Маркса.
Терроризм, о котором вы сказали, присобачив Зиновьева для блезира, предстаёт в вашей статье пятым колесом, никак не связанным с концепцией оранжевых революций. Суть терроризма в вашей статье явно осталась за кадром, хотя её-то вы должны были уловить. Терроризм используется как способ навязания своих идей большинству,что характерно для некоторых революций, например, для Великой Французской революции, и с "оранжевым мальчиком", ориентированным на большинство, не связан. Иначе нет уже никакого "оранжевого мальчика", получается "красный мальчик"!
Опять вы, г-ин Каменев, недооцениваете значение терминов. Нет, для сельских обывателей подобные умствования вполне сгодятся. Но только на них. До Гегеля вам ещё далеко….
К теории революций и войн
Изнанка мирового порядка
Андрей Коняев о Ливии, Льве Толстом и теориях заговора
Библиотека Мошкова: Лев Николаевич Толстой. Война и мир. Том 4 01.01.1868
Поговорим о литературе. Всякого школьника,
продравшегося через четыре тома "Войны и мира", ожидает неожиданный и неприятный сюрприз – встреча с эпилогом нетленки Льва Николаевича Толстого. Против изможденного тысячами страниц читателя в бой бросается тяжелая кавалерия в лице краткого анализа исторических событий, фигурировавших в романе, активно поддерживаемая некоторым количеством философских идей и максим ("Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, – то уничтожится возможность жизни").
Одна из мыслей эпилога, вместе с тем, довольно проста – не человек управляет историей, а история человеком. В качестве аргументации Толстой предлагает следующую причинно-следственную цепочку: историческая картина формируется передвижением и столкновением армий, а возможность управления этими армиями одним человеком исключена в принципе: пока, скажем, гонец скачет из точки A в точку Б на лошади раз-два-три-четыре, раз-два-три-четыре, ситуация на поле боя в это время меняется раз-два, раз-два. Стало быть, ни о какой осмысленной координации действий армейских подразделений речи не идет.
Но не способный отправить SMS и не знавший вконтактика Толстой ошибался.
http://www.lenta.ru/columns/2011/03/14/conspiracy/
Автор
Слаб Коняев, даже с SMS, против Льва Николаевича. Вопрос кто кем управляет в мире далек от решения, как можно чем-то управлять, "не имея плана ну хотя бы на 100 лет", заметил также Воланд Булгакова.
Мой "любимый" Зиновьев здесь еще больший пессимист, он утверждает даже, "что объективные законы истории тянут наш мир в пропасть". Кстати, мировую закулису Зиновьев специально искал, но не нашел, и сказал, что это еще хуже.
Дорогой Заяц справедливо заметил некоторую эклектичность статьи, но я предупредил, между прочим, что это тезисы.
Многие вопросы дискуссионны, но предлагаемая мною трактовка имеет обоснования, по которым тоже конечно нет консенсуса. Это ведь больная тема, с историей, а там такой бардак у наших историков-политологов, что все можно ставить под сомнение. А хотелось бы найти хоть какую-то логику.
Упрек в "однородности" революций принять не могу, я говорил только о неких общих чертах в революциях. По сути вопроса серьезных замечаний, по тексту, не вижу.
Арабские революции многие эксперты называют именно революциями, и есть основания считать их, по некоторым признакам, оранжевыми. Но есть и другие мнения. Здесь я просто следую однажды выбранной логике, иначе все превращается в винегрет, вкусный, но бессмысленный.
Ищите логику, и может быть вам повезет.
Ахмеров
Знаете, что подумал, отстранившись от всех заумных умозаключений представленных в статье уважаемых людей? Оранжевая революция – перманентная, и будь сейчас в силе Коминтерн,а не Штаты – осуществились бы предсказания Маркса, произошло бы то, чего так ждали, но не дождались Ленин с Троцким. Интересно, а способны ли нынешние марксисты всех стран объединиться. воспользоваться ситуацией и взять власть? Или уже слишком поздно и липкие лапы демократии протянулись слишком далеко?
Некто
Ахмеров. Какие коммунисты всех стран? В коммунизм могут поверить только племена центральной и южной Африки. У них пока спокойно. Банан уродился.
Заяц Пушистый
Каменеву. О да, эклектичность есть, и ещё какая…Особенно про сравнение оранжевых с красными. Логика? А есть ли она вообще? Артур Шопенгауэр считал, что в этом мире никакой логики нет, он просто существует, да и только, следовательно, упорядоченности быть не может. Эта идея сейчас актуальна, так как мир всё ещё не избавился от войн, социальных несправедливостей и …революций.
Ахмерову. Вряд ли марксисты и неомарксисты смогут объединиться для достижения целей, поставленных в "Манифесте компартии" или даже Троцким. У них ещё в 50-ых наблюдался идейный разброд, который до сих пор не преодолен. Реймон Арон, известный французский философ и социолог, отмечал, что марксистских и квазимарксистских движений – пруд пруди (от экзистенциалистов-марксистов до Мао Цзэдуна), и все они имеют разные цели. Демократам переживать из-за революции не стоит – марксистам бы в себе для начала разобраться.
Алекс
Я Каменева больше не буду читать) Особенно на ночь глядя. Это ж надо так всем мозги засрать:)
Автор – Ахмерову
Марксистская революция сегодня никак невозможна. Она имела своим базисом экономическую сферу, пролетариат, поэтому и канула в Лету. Развитие технологий сделало эту схему не актуальной.
Однако новое прочтение Маркса, перенос базы революции в общественную сферу, гражданское общество, может продолжить революционный процесс в "оранжевом" виде. При этом кардинально меняются цели и идеология революции. Это уже не коммунистическая, а глобалистская революция, демократия в обоих этих случаях – это только разгонный блок.
Положение о "перманентности" революции внес Троцкий, ни Ленин, ни Маркс к этому авантюрному и вздорному тезису отношения не имели. Они не были авантюристами, при всем их фанатизме.
Ахмеров
Не соглашусь. Кто сказал, что в оранжевых революциях движущей силой не является пролетариат? Просто теперь его некому направить.
Случайный
"Оранжевые революции" это прежде всего борьба "кланов" внутри страны за господство. При этом "кланы" подпираются каждый своей частью населения, разделенного между собой по какому-либо признаку, кроме классового. Пример, Украина, Ливия: восток-запад, Бахрейн – сунниты-шииты. Поэтому события подготавливаются кланами и по возможности ими контролируются. Хорошо ли, плохо ли организуется и контролируется это другой вопрос.
События в Египте, Тунисе – это бунты доведенной до отчаянья нищеты против зажравшейся верхушки страны. В этом случае оппозиция может лишь примкнуть к происходящему, стараясь набрать побольше очков.
Это не ужасные и не великие события. Например, для Африки это "обычные" войны уже четыре десятилетия. Просто какие-то войны подаются эпатажно, а какие-то мелкой информационной строкой, то кровавые противостояния мусульман-христиан, то просто межплеменные войны. Кто бы помнил разборки на грани геноцида в Сомали, если бы не пираты.
Сегодня в мире глобализация усиливается – это без сомнения. Ее основа экономическая – постоянно расширяющееся международное экономическое разделение труда. Не имеет значение хорошо это или плохо, это есть. И конечно это скрытая война, которая всегда при определенных условиях может перерасти в явную. Антиглобализация реально может быть реализована только в форме изоляционизма, условный пример на сегодня, КНДР. Для нашей страны пример изоляционизма – допетровская Россия. Вспомните, что петровская эпоха это гигантский скачок страны в развитии, но при этом на крови и в ущерб многим моральным ценностям. Ничто не дается даром, легко. Поэтому нельзя открещиваться от глобализации, надо входить в нее, как в состояние войны, заранее определив себе союзников, а это может быть или Запад или Китай, других вариантов не вижу.
Всевозрастающий дефицит ресурсов в мире является более серьезной основой для пессимизма, чем различные идеологические и социальные построения отдельно взятых философов и политологов.
Пацак
Так вы определитесь уже, что мне читать Зиновьева или Дьюи? А то ведь утону в глубинах ваших размышлений.
Может пора вылезти из XIX века.
Мне вот другое интересно, почему для вас все те, кто не разделяет вашу точку зрения, сразу превращаются в сторонников "оранжевой революции".
Так кто же такие "оранжевые мальчики" для автора? Видимо все, кто считает, что Россия это демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, так ?
Все, кто считает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Все, кто считает, что в России должно быть идеологическое многообразие, что должно быть политическое многообразие, многопартийность.
То есть все, кто считает Конституцию страны основным законом, по мнению автора, сторонники "оранжевой революции".
Теперь посмотрим, что говорит Президент:
«..нельзя откладывать свободу на потом и нельзя бояться свободного человека, который каким-то неадекватным образом распорядится своей свободой. Это путь в тупик. <…> … надо помнить о том, что государство является не целью развития, а инструментом развития. И только включение всего общества в эти процессы может дать правильный положительный эффект. И только в этом случае мы имеем шансы на успех. <…> необходимо помнить о том, что нация является живым организмом, а не машиной для воспроизводства господствующих идей. Она не может держаться на закрученных гайках. И очевидно также то, что избыточно суровые порядки, избыток контролёров обычно ведёт не к торжеству добра; а если выражаться современным стилем, не к победе над коррупцией, а к её усилению, не к развитию системы, не к повышению качества управления, а к деградации управления.» Интересно, чего это он вдруг?
Идеология поиска ведьм не нова, только никогда ни к чему хорошему не приводила. Попытка найти врагов народа, пугалки революциями и т.д и т.п.
Практически все, кто говорит, что Россия является демократическим государством, автоматически приписываются автором в разряд революционеров. Это было бы смешно, если бы…
Кстати по всем опросам Левада-центра http://www.levada.ru/press/2011012801.html, больше половины жителей страны даже не знают кто такие "оранжевые революционеры", да и уровень протестных настроений крайне низок http://www.levada.ru/press/2011030304.html, более 80% Россиян не готовы принимать участия ни в каких протестных акциях.
Так зачем Каменеву нужно, из и так не слишком (мягко сказать) популярных либералов, делать пугалку ;)
Я полагаю, ответ очевиден и лежит он на поверхности…
Автор – Случайному
Вы много верного сказали, кланы и нищета революций – это все верно. Но социальные сети, а также давление США имеют место и в Украине, и на Ближнем Востоке, и результатом революционных, полуреволюционных и стихийных восстаний становятся проамериканские ставленники, как правило. Собственно, это официальный курс Штатов, о чем тут спорить?
Организовать революцию (если угодно – беспорядки) в проблемной стране порой гораздо дешевле интервенции; первой жертвой, кажется, стал президент Ирана Моссадык, которого Штаты заменили на "своего" шаха.
Глобализация будет усиливаться, таких революций будет еще много, и в этом таится опасность: ведь после шаха власть в Иране взял аятолла Хомейни.
То есть последствия любой оранжевой революции предсказать невозможно, можно только сказать, что они так или иначе будут ужасными для страны. А так как процесс этот глобальный – то и для мира.
Изоляционизм, мне кажется, не актуален. А вот раскол мира на враждующие центры возможен, и это не менее опасно. Он будет сопровождаться, конечно, ростом идеологической напряженности в общественной сфере, которая является и базой оранжевых глобалистских процессов. Вот и еще один конфликт интересов, опять революционный.
Автор – Пацаку
Удивляюсь я вам, Зиновьев и Дьюи из ХХ века, а ваши пропагандистские перлы, никак не связанные с текстом, просто образчик навешивания ярлыков, так сказать либеральная свобода слова в действии. К тому же вы еще и фальсификатор! Пример?
Я то как раз утверждаю, что Россия является демократическим правовым и т.д. государством, а вот наши очень либеральные правозащитники, тот же Брагин, унижают Россию метафорами вроде "автократия", "этот режим" и подобными. И как можно, и о чем после этого с вами говорить?
Вообще, это называется доносом, потому что такие обвинения, надо подтверждать фактами, а у вас одни голословные утверждения, вам так видится. Ну а я вижу в вас провокатора.
Замечательно, что вы еще и прикрываетесь президентом.
Он, кстати, выразил свою обеспокоенность событиями в Арабском мире, в отличие от вас.
А либералы – они разные, есть и такие, которые верят в российскую демократию и говорят в ее поддержку. Не лозунгами, как вы, а по существу. У вас же одни пустые слова, которые никак не соприкасаются с действительностью. Но что-то прикрывают.
Левада-центр финансируется, частично, из американских фондов поддержки демократии в России, это неприлично ссылаться на него, если вы действительно за российскую демократию. Рекомендую центр Бестужева-Лады, он подобным брезгует.
Некто
Каменев. Авторитаризм в России – это факт. При демократии политика происходит иначе. У авторитаризма только два пути – самореформирование в демократию (модель США XIX в или Испании Франко, Бутана начала XXI) или медленная деградация и революция. А уж какая это будет революция – хоть фиолетовая – это не причина, а следствие. И родители знают, что у них есть дети. Если они не полные дебилы. Так что не уподобляйтесь последним – хватит петь гимны российскому авторитаризму, называя его демократией, а умных людей провокаторами.
Автор
Пацак, вы видите теперь, что демократию и права человека в России отрицают такие как Некто, и при этом почему-то называют себя либералами. Может быть, конечно, в целях маскировки и дезинформации.
Впрочем, вы этого не увидите, потому что всякий раз их покрываете, и утверждаете что их нет, а есть "охота на ведьм".
Потому что в этом фарсе вы, Пацак, и, кажется, присоединившаяся к вам компания, есть более важное лицо. Судя по последнему вашему перлу, вы едва ли не защитник оранжевых мальчиков Некто. Почему?
Вы, Пацак, применяете именно оранжевую тактику
дискредитации своих оппонентов, выставляете себя святее папы Римского.
Оранжевые мальчики, например на Украине, тоже ведь выступали за демократию, права и так далее, и нагло обвиняли при этом законную власть и своих оппонентов в попрании демократии, Конституции и всяческих прав.
Что продемонстрировали только что и вы. Обвиняй погромче, и не важно что все обвинения взяты с потолка, вот и вся ваша тактика и стратегия.
Последний шанс оправдаться вам дал Некто: все-таки в России демократия или авторитаризм?
Пацак
Зашибись, теперь я еще и провокатор. :)
Про XIX век я упомянул в связи с вашими попытками привязать Гегелевскую методологию. Впрочем, у вас так все смешалось, люди, кони и «оранжевые мальчики» в глазах. :)
Что вы так разнервничались, автор? Я всего лишь использовал ваш прием безмерных обобщений.
Вот, например Вы пишите: «Вот такой примерно ход мыслей приводит, наверное, к появлению в недрах нашего гражданского общества "оранжевых мальчуганов". Ими могут быть как откровенные "оранжисты" Немцов, Каспаров, Рыжков, так и люди, искренно выступающие за общечеловеческие (глобальные) ценности.»
То есть если я правильно читаю, все, кто выступает за общечеловеческие ценности – «оранжисты». Так что не понятно, кто здесь провокатор. Тем более, что не я пишу эти идеологизированные напрочь статьи, и не я первым начал вырывать фразы из контекста. Следите лучше за своими текстами.
Какие обвинения вы о чем ? Кто кого обвиняет, автор, что с вами? Донос ? Кому ? Я вообще такие слова не использую, а главное – на что донос? Если вы все еще живете в мире доносов и провокаций, то мне вас искренне жаль, автор.
На Леваду значит ссылаться не прилично, что же такой центр выдает неутешительные для либералов цифры. Не логично как-то получается. В других источниках социологию не нашел, не обессудьте. К тому же он висит первой ссылкой у вас на сайте.
И вообще, обойдусь как-нибудь без ваших рекомендаций, а то вы опять начнете делить людей на правильных и неправильных и указывать, что читать, а что не читать.
Общение с вами автор, заканчиваю, просто не хочу впустую тратить время. А в России, автор – демократия и Россия останется демократической страной, в которой уважаются права человека.
Автор
Я рад, что Пацак признал, что в России – демократия, это для Некто должно быть важно, ведь он считает вас умным человеком.
Кстати, а чего вы сами-то занервничали? Если вы пришили мне ярлык "охотника за ведьмами", то чего обижаетесь за "провокатора"?
Процитированный текст вы неправильно, идеологически обобщили. Вы видимо близоруки, и не заметили "может быть" в начале фразы, а это означает "не все" выступающие…, а какие-то люди из этой категории, в том числе и вы, как мне кажется. Тем более что вы опять выбросили контекст, где я провожу параллель с подобными настроениями в либеральной среде в начале ХХ века.
Так и не увидел примеров, где бы я выступал против Конституции, свобод и прочее, что вы мне инкриминировали. В этом, кстати, заключается ваша провокация. Мне искренне жаль, что вы опустились так низко.
С Левадой-центром вы опять проявили себя ловким манипулятором. Дело не в цифрах, которые он выдает, а в том, кто ему деньги платит. "Кто платит – тот и танцует", есть народная пословица, но вот именно ей вы не поверите, не так ли? И пожалуйста, не приписывайте вашу логику мне: "у вас на сайте", "неутешительные цифры". Она неубедительна, оставьте ее лучше себе.
Заяц Пушистый – тем, кто рассуждает о марксизме
А кто там выше писал про современное прочтение Маркса? Говорите, его идеи можно адаптировать к нынешним условиям, ликвидировав пролетариатоцентризм? Ха! Тогда получится типичная политическая конъюнктура, приписывание Марксу и Энгельсу того, чего они в принципе не могли утверждать. Да так в общем-то любую идею можно присобачить к современности, даже атомизм Демокрита. Модернизированный и прошедший ревизию, он тоже будет смотреться очень даже ничего.
P.S. А про Маркса с Энгельсом и их НАСТОЯЩИЕ взгляды ещё рано что-то говорить. В мире до сих пор НЕТ полного собрания сочинений этих немецких философов.
Автор – Зайцу
Вы правы и не правы одновременно. Если Маркс адаптировал идеи Гегеля, а Ленин адаптировал идеи Маркса, и вообще это сплошь и рядом где угодно, то почему же это невозможно по отношению к Марксу?
Демокрита, кстати, и сегодня поминают в числе основоположников идеи атомизма, хотя как его только за прошедшие века не адаптировали!
Вы неправы, что я что-то там приписал Марксу, я сразу сказал что у него остается актуальным, а что умерло, вернее, повторил вслед за Зиновьевым, применил к нему теорию Зиновьева. По-моему, это нормально, и называется творческим подходом к имеющемуся наследию, что является общепринятой практикой. Маркс не будет в обиде, как не в обиде и Гегель. Настоящие взгляды их все-таки известны, даже если что-то и не опубликовано. Попробуйте доказать обратное…
Заяц Пушистый – автору
Если вам, г-ин Какменев, не совсем понятна мысль об адаптации/конюнктуре идей, то могу привести ещё один очень показательный пример. В 2-ом веке очень популярны были идеи Фридриха Ницше, которые "адаптировали", а проще говоря, подстраивали под свои нужды все, кому не лень – от крайних левых до крайних правых. Правые посчитали Ницше проповедником власти высших рас, а левые – проповедником сильной личности, которая выше любых общественных устоев (хотя Ницше не любил ни левых, ни правых). По-вашему, это тоже был творческий подход к наследию немецкого философа?
Беда прочтений и истолкований взглядов того или иного лица сейчас ооооочень актуальна. Ведь все ищут выгоду, соответственно, и видят то, что ХОТЯТ видеть. Маркс и Энгельс увидели в философии Гегеля диалектика, только и всего, а всё остальное раскритиковали. Они его не адаптировали, а взяли то, что посчитали интересным. И такая картина в философии видна практически везде.
А если настоящие взгляды Маркса с Энгельсом известны, что ж их тогда интерпретируют как хотят? Значит, они НА САМОМ ДЕЛЕ не поняты и не известны.
Автор – Зайцу
Кажется, недоразумение вышло. Наверное, вы правы, это не адаптация, я тоже взял у Маркса самое интересное, опираясь на теорию Зиновьева. Собственно марксизм остался в неприкосновенности.
Что же касается Ницше, то он не виноват, что им прикрывались негодяи.
Дьюи,
можно сказать, не расходился с Зиновьевым во мнениях. Дело терминологии и понимания концептов.
Заяц Пушистый – автору
Слова Маркса, как и в принципе любого человека, ценны только из уст его самого. Их можно понять и сохранить при этом их смысл, но не следует тиражировать. Иначе они превратятся в очередную конъюнктуру.
Случайный
Заяц Пушистый. Не соглашусь с вашей точкой зрения исходя из следующего. Любая теория, в том числе и ее части, проверяется практикой и анализ практики должен давать развитие теории при условии, если практика вообще не перечеркнула всю теорию. Оставить марксизм без критики, анализа и развитие, в том числе через переосмысление, имеет смысл, только если он стал музейной ценностью. Для меня это не так. Опыт СССР показал две важнейших пункта в чистом марксизме, которые подрывают его составную часть в виде французского социализма:
– Нельзя сделать так, чтобы все люди и всегда хотели работать.
– Нельзя сделать так, чтобы все люди и всегда довольствовались меньшим, чем они могут получить.
И соответственно развитие мысли в этом направлении, в том числе и с программной точки зрения современных коммунистов будет весьма интересно.
Заяц Пушистый – Случайному
Дело не в том, что я якобы отрицаю критику марксизма и его развитие. Просто под тиражированием теории я понимаю её передел по чьи-либо нужды, а не её практику. В целом в конце 19-начале 20 вв. у нас было 3 марксистских направления: ортодоксальный (Плеханов), легальный (Струве, Бердяев) и большевизм (Ленин). Они видели марксизм по-разному и в соответствии со своими идеями его интерпретировали. Теорию марксизма они, естествеено, тоже понимали по-разному, а после революциий 1917 года между ними развернулись такие дискуссии, что сам Маркс, несмотря на приверженность в той или иной степени всех указанных выше товарищей к некоторым его идеям, по сути, пропал. Маркс и Энгельс были против союза пролетариата с крестьянством – Ленин же отстаивал обратное; Маркс смеялся над мистицизмом и космизмом, считая всё это неадекватной формой сознания – Бердяев же исследовал именно их; Маркс со скепсисом относился к революции в России и коммунистическому пути этой страны – Плеханов же доказывал обратное. Слишком сильно разошлись теоретические взгляды марксистов XX века с самими отцами-основателями. Поэтому во избежании неадекватного понимания марксизма нам важно знать идеи САМОГО Маркса, а не чьи-либо интерпретации.
Случайный
Заяц Пушистый. Политическая программа Маркса достаточно ясно изложены в Манифесте коммунистической партии, ее изучение позволяет адекватно понимать марксизм Маркса. Чтение других трудов поможет понять (если не будет понято) Манифест. Поскольку я обычный человек, то я всерьез не воспринимаю предложения изучить всего кого-либо по нескольким причинам. Во-первых, можно просто захлебнуться в информации, если всерьез заняться хотя бы просто прочтением всего рекомендуемого и это без гарантии что поймешь и сможешь дать оценку. В свое время очень много прочитал Маркса и Энгельса по одному разу, не жалею, но это адский труд, особенно Маркс. Где-то Зиновьев сказал, что он прочитал Капитал четыре раза и до конца его не воспринял. А если сохранять объективность, то надо изучать и другие точки зрения и теории. Семья может не понять, да и сами можете много потерять, поскольку хотя бы на чтение художественной литературы ничего не останется. Во-вторых, например, Зиновьев в СССР, Зиновьев на Западе и Зиновьев в России это достаточно разные люди и скорректированные взгляды по некоторым вопросам. Поэтому без чьих-либо интерпретаций не обойтись на мой взгляд, но только через призму здравого смысла и практицизма.
Автор
Присоединяюсь и разделяю эту вашу точку зрения. Уж совершенно адекватно интерпретировать Маркса мог бы только сам Маркс, воскреснув естественно. Поскольку сие пока невозможно, его наследие может жить только в интерпретациях или лежать в музее истории.
То же самое с любым другим мыслителем, тем более с Зиновьевым, который не раз менял свои взгляды, и признавал это. В данном случае важно, что мы знаем мнение Зиновьева о Марксе. Хотя и это не критично.
Заяц Пушистый – случайному
Согласен, всего в мире не перечитать, на один только "Капитал" уйдёт пару лет (не говоря об осмыслении). Но надо стараться повысить свой кругозор и знать несколько произведений какого-либо автора. А то у нас больно много народа выставляют напоказ свою ОБРАЗОВАНЩИНУ (А.Солженицын), да только глубоких знаний нет, так как лишь вершков понахватались, да и то ради бравады. "Манифест компартии" – главная вещь в понимании марксизма, но когда начинают говорить о марксизме, возникает такое ощущение, что народ один только "Манифест" и читал, следовательно, дальше и глубже пролетариатоцентризма ничего не видит. Это самое печальное: именно из-за таких "знатоков" у нас марксизм так до конца и не поняли.