Виктория Чернышева

Соответствующее положение приняли в правительстве региона. К наставникам будут прикреплять всех чиновников, только-только поступивших на госслужбу (либо впервые принятых на должности, не отнесенные к государственным), а также назначенных на вышестоящую, либо равнозначную должность с изменением служебной функции – в том случае, если новые обязанности потребуют расширения и углубления профессиональных знаний.

Исключение сделано только для министров.

– Им тоже можно было бы найти наставников – например, заместителей председателя правительства региона. Но, думаю, это будет не слишком этично, – рассказала корреспонденту “РГ” директор областного департамента государственной и муниципальной службы Татьяна Морозова. – Руководитель отрасли, как правило, “вырастает” с низов, и уже обладает определенными знаниями в области госуправления. Наставничество же предполагает передачу опыта не только в профессиональном плане, но и разъяснение специфики госслужбы, элементов корпоративной культуры. Каким бы ни был человек профессионалом, ему все равно придется адаптироваться к новым условиям, понять разницу между работой и госслужбой. А это обязательность, четкое подчинение рамкам закона, выполнение указанных процедур в срок и так далее. У нас как у военных, только чуть помягче.

Наставничество будет длиться столько же, сколько и испытательный срок – три месяца. В большинстве случаев, новеньких прикрепят к начальникам подразделений, где они работают. Либо, в силу большой занятости, руководитель может “откомандировать” право наставника опытному специалисту.

На одного наставника может приходиться не более трех новичков.

Адаптационная программа вхождения в должность ульяновских чиновников такова. После знакомства с коллективом и регламентом работы, новый сотрудник в течение недели изучит законодательную базу, а также основную нормативно-правовую информацию, регламентирующую его деятельность. За две последующих недели наставник должен определить уровень профессиональных знаний и навыков своего подопечного, привлечь его к общественной жизни коллектива, ознакомить с деятельностью подведомственных учреждений, если таковые имеются. Определение уровня овладения новичка необходимыми профессиональными навыками запланировано по истечении шестой – восьмой недели работы.

Еженедельно новоиспеченный чиновник должен обсуждать с наставником выполнение адаптационной программы и готовить отчет в свободной форме. А по окончанию трехмесячного срока наставник подготавливает отзыв с последующим представлением на утверждение в должности.

Наставничество официально не оплачивается. Однако, как уточнено в положении, руководитель структурного подразделения регионального правительства вправе поощрить наставника в соответствии с имеющимися у него полномочиями.

Кстати

На вопрос, каких специалистов сегодня не хватает в ульяновском “белом доме”, Татьяна Морозова ответила: “хороших”: “

Сегодня мы нуждаемся в управленцах, хотя вузы по этой специальности готовят много специалистов. Но помимо знаний, для того, чтобы грамотно управлять, нужно иметь еще и природные способности. У нас же по сей день работа идет по принципу “каждая кухарка может управлять государством”. Специфику отрасли специалисты знают, а вот управленческий навык есть далеко не у всех”.