Говорят, что слова имеют реальную силу. Если это действительно так, то господин Пинков должен уже быть убит наповал. Всего за 15 минут, проведенных на углу улиц Гончарова и Карла Маркса, мы успели услышать в адрес мэра столько ругани и откровенного мата, что иному человеку не достаётся и за год. Причина – новомодная тротуарная плитка, уложенная летом и осенью, которая, по задумке, должна была украсить город. Если оставить в стороне эстетические категории, то точно можно сказать одно – статистику травматизма в центре города плитка подняла.

На наших глазах на плитке поскользнулось и упало шесть человек, причём все шесть – молодёжь, вполне себе твердо стоящая на ногах. Все шесть человек отделались ушибами, до переломов не дошло, но это, напомним, лишь за 15 минут! В то, что за вечер на плитке, которую один из упавших метко окрестил «долбанным катком», не произошло ни одного серьёзного несчастного случая, поверить трудно. Скользко не просто сильно, скользко катастрофически!

alt

И дело не в намерзшем льде или легендарной «нерадивости коммунальщиков». Дело в самой плитке.

Думается, что очень многие ульяновцы помнят первые попытки укладки тротуарной плитки, которые участками велись при предыдущем мэре Сергее Ермакове. Тогда покрыли, например, участок от студенческой поликлиники до улицы Энгельса. Покрыли, разумеется, не слишком ровно, но это не самое страшное. Хуже, что уже на следующий сезон плитка превратилась в набор трещин и выщерблин и вместо красивой псевдо-брусчатки (или хотя бы ровного асфальта) мы получили покрытие, качество которого хуже, чем у грунтовой дороги. Полный провал идеи не остановил рвения градоначальников, и к ней вернулись вновь, сделав из предыдущего опыта некоторые выводы. Выводы, надо сказать, вполне верные – в прошлом году укладывали уже не литую, а виброштампованную бетонную плитку, особо прописав в заказе её соответствие требованиям ГОСТ 17608-91. Такая плитка уже может теоретически сохранять нормальный вид лет пять.

Всё лето, осень и даже начало зимы в центре города велись ажиотажные работы – толпы бригад шабашников с резиновыми молотками, сидящие на коленках на центральной улице, надолго стали неотъемлемой частью городского пейзажа. Положили плитку по традиции криво, технологией, особенно ближе к поздней осени, откровенно пренебрегли, но всё-таки работу почти закончили. Уже оттаявший кое-где на месте осенних работ грунт показал всю прелесть таких авральных работ – плитка там вспучилась и разошлась. Но, кроме того, она оказалась ужасающе скользкой.

Причина в технологии изготовления такой плитки, основанной на прессовании бетонной смеси с мелкофракционным наполнителем с применением вибростанка. При таком способе изготовления из бетона достаточно быстро удаляются излишки воды, и лицевая часть плитки принимает ровную форму. Настолько ровную, что «паркетность» тротуарной плитки приходится ограничивать. В том же ГОСТ 17608-91 даётся явное указание, что категория лицевой бетонной поверхности плитки должна быть А6. В соответствующем ГОСТ находим, что это требование означает наличие шероховатостей с размеров впадин (или выбоин) в 5 мм, а также допускает раковины диаметром до 15 мм. Отметим, что наивысшей категорией является А0 – абсолютно глянцевая поверхность.

Если присмотреться к свежеуложенной плитке, то можно заметить, что её поверхность достаточно ровная, гораздо ровнее, чем у асфальта, где применяется намного более крупный наполнитель. Плитка сделана действительно аккуратно и ни о каких впадинах и раковинах особо говорить не приходится – если использовать определения ГОСТ, то можно ориентировочно присвоить лицевой поверхности плитки категорию А1 или А2. Этому бы порадоваться, но… Но, скользко!

alt

Интересно, что подобный эффект «скользкой плитки», покрытой слоем воды, активно используется на автополигонах для летней имитации зимних покрытий, в основном – голого льда. Правда, там применяется специальная особо гладкая базальтовая плитка (А0), но работает ровно тот же принцип, что и на центральных тротуарах Ульяновска – излишки воды отводятся через желобки стыков плит, на их поверхности образуется тончайшая пленка воды, и в итоге резко падает коэффициент трения. Автомобильным испытателям это на благо, но что испытываем мы, простые пешеходы? Свои кости и суставы на прочность?

Конечно, «после драки кулаками не машут» и единственное, что можно реально сделать, поскользнувшись на ульяновском «пешеходном полигоне», – это лишь от души поматериться на «долбаную плитку». Или, что мудрее, обходить «модные» тротуары стороной.

От редактора:

Интересно, что впервые что-то похожее на нынешнюю тротуарную плитку стали использовать в 18 веке в Нидерландах. Но не ради красоты, а лишь из-за недостатка собственного природного сырья. Делать плитку из песка и глины оказалось дешевле, чем везти камень из далеких каменоломен. Но про свойства материала тогда отлично знали и никто не пытался получить на улицах «паркет» – наоборот, «керамике» предавали вид натурального камня.

В Симбирске мощеные мостовые появились впервые в 1912 году. К концу года замостили левую часть Большой Саратовской (ныне Гончарова). Мостили дороги местным камнем, который везли из карьеров в районе нынешних Кучур. Интересно, что на тот момент уже была вполне отработана технология асфальтирования, но мощение городским властям в ряде мест показалось более удачным решением. История показала, что они были правы – кое-где мощеные мостовые просуществовали до 1950 года, а до наших дней дожило мощение конца 19 века в верхней части Смоленского спуска (ныне Рылеевский).