Истоки ксенофобии могут скрываться в религиозном воспитании.
Встряхнуло крепко. Накануне Нового года и по столице, и по некоторым российским регионам прокатилась мутно-кровавая волна ксенофобии. И самое страшное (на мой взгляд) было то, что убивать и калечить «чужих» бросились совсем юные граждане России…
Ныне общество дискуссирует: что породило вал национал-шовинизма? Что надо делать государству и обществу, дабы обуздать безумие? И каковы истоки этой мутной взрывной волны?
Конечно, я согласен со всеми претензиями, которые общество предъявляет российским властям (а это – молодежная безработица, алкогольный беспредел, ужасающее всесилие денег и должностей). Мне трудно возразить и против того, что правящая элита упорно полагает, что нарастающим ужесточением, каранием, устрашением можно утвердить мир и благолепие в обществе. Я соглашусь с тем, что миграционная политика властей «безграмотна» – а некоторые «ультраславянские» общественные организации и их руководители прямо-таки пышут неприязнью к «инородцам».
Но тема, на мой взгляд, требует расширения и углубления.
… Да, ксенофобия в России нарастает и крепнет. Да, власть действует и запоздало, и поверхностно. Да, и «русские», и «нерусские» раздирают общее полотно единения – каждые в свою сторону.
Но произошло самое страшное: эпидемия ксенофобии захватила малолеток. И об этом речь.
Давайте заглянем в истоки болезни под названием ксенофобия ( с греческого: «страх перед чужим») Ее первые росточки появляются и проявляются отнюдь не на площадях или при вступлении в ряды, скажем, «Славянского Союза» или «Джамаат Шариата». Ребенок еще не внесен в конфессиональные реестры; он принадлежит пока Создателю и Миру. Но взрослые начинают стараться…
Мы в своих размышлениях о ксенофобии, о межнациональных конфликтах много и горячо говорим о взаимоотношениях конфессий, менталитетов, правительств. Но сплошь и рядом забываем о том, что первые понятия о добре и зле, о подлости и праведности, о сострадании и жестокости усваиваются нами в семье. Ее мировоззрения, ее устои, ее традиции, ее заповеди – разве это не самое главное?
Ведь не в одиночку же ребенок определяет свое поведение, постигает азы той или иной конфессии, определяется с выбором нравственных ценностей и так далее?
Нет, не мулла или протоиерей тут первый толкователь, советчик и направитель постижения и религиозных постулатов, и самого обыденного мирского поведения. Как живут отец, мать, бабушки-дедушки? Что для них главное в жизни? Что в семье ценится и бережется превыше всего – человеческое достоинство, честность, трудолюбие или просто «зелень»? Кого дома чтят? О чем просят создателя? Чем гордятся и чего стыдятся? Бесконечна цепь нравственных ступенек – и по этой лестнице маленького человека ведут все же не президент или закон, а те люди, которые для малыша – вся вселенная. То бишь: родные. Они, именно они должны указать, поддержать, ободрить или остановить первые шаги человека…
Но делаем ли мы это? Чиста ли наша совесть перед теми, кому мы открыли дверь в божий мир?
Как мы привычно и легко сбрасываем бремя личной ответственности! Я не пытаюсь обелить или оправдать нашу власть. Но она – и это надо раз и навсегда понять – именно такова потому, что таковы мы. Этот постулат можно оспаривать – но не с Луны же прилетели все российские губернаторы, премьеры, президенты? Да что там президенты! Взгляните повнимательней на главу любого сельского поселения: сильно он озабочен местными нравами? крепко противостоит местной шелупени и мафии? поднял народ против пьяни и бестолковщины? стремится к справедливости и порядку?
И наконец: пытается ли российский гражданин любой национальности побороть, подавить, истребить живущую веками в человечестве бациллу ксенофобии? Или пестует ее в себе – как чумную заразу в лабораторной пробирке – а затем передает потомству?
Вот где вопрос вопросов, и он обращен не вовне – а вовнутрь человеческой сущности. А сущность эта формируется, выкристаллизовывается (как ни крути) в первую очередь «под крышей дома своего».
Надежна ли ныне наша крыша? Или сплошь крытые соломой, они в минувшие времена были надежнее нынешних?
Никогда крестьянин в России крепостнической, посткрепостнической, советской) не жил в достатке и благости. Солдаты – из крестьян; поборы – с крестьян; розги и раскулачивание – крестьянам.
Но кто ныне станет отрицать честность, трудолюбие и совестливость крестьянского, самого бедного и бесправного сословия в России? Порой эта честность потрясала. Так, писатель
С. Аксаков вспоминает, как его мать, уже «на сносях», не могла переправиться через Каму, готовую вот-вот тронуться ледоходом. Старый крестьянин послал двух сыновей протащить уже плохо чувствующую себя женщину по льду на тулупе. Деревенские парни бегом перетащили барыню через уже потрескивающий лед – и замялись на том берегу.
Ибо… да: барыня протянула парням сто рублей, а те засовестились: «Не можем взять сотенную… Договаривались за пять рублей».
Хотелось бы встретить таких ныне!
Правды ради надо сказать, что вирус ксенофобии в организме как россиян, так и прочих народов завелся не сегодня и не вчера. Тут можно вспомнить и долгую кавказскую войну царской России, и покорение сибирских ханств, и историю с Казанью…
Но ради будущего все это стоило бы предать забвению. Идти вперед с повернутой назад головой не получится. Вот этим переосмыслением межнациональных отношений и должны озаботиться и власть, и носители образования, и семья, и церковь.
Да, и церковь. Более того – и особенно она. Ибо кто же, кроме церкви (любой конфессии), может объяснить человеку, что Бог-то один на всех – да только обряды разнятся! И если эту истину человек поймет в пять лет – он не пойдет на площадь резать «черномазых» или «неверных».
Однако пока что, к сожалению, каждая конфессия весьма близоруко отстаивает и защищает только свои, весьма архаичные постулаты. На мой взгляд, конфессии так же обязаны реформироваться с веками, как и все человеческое сообщество. Ну существовало право первой ночи, католики резали протестантов, рабовладение и крепостничество тоже не забылись. Однако человечество отринуло все это во имя будущего.
А конфессии? Ответьте мне , признающему существование некой высшей силы: какая нужда убивать прилюдно жертвенных животных? Да и вообще их убивать. Почему надо обращаться к Богу не на русском языке, а на старославянском, никому ныне непонятном? Как объяснить вкрапления язычества в мир христианства ( мощи… и так далее).
Мироуспокоительная миссия церкви пока что ( на мой взгляд) не осуществляется в полной и постоянной мере. Тут мне вспоминается недавняя история, связанная с сооружением соборной мечети в Ульяновске. Благое же дело! Но первым сказал: «Не позволю!» известный православный священно-служитель, чье слово для прихожан не пустой звук. И ведь с каким накалом это было произнесено!
Напористо, энергично – и не без подтекста потребовал он от губернатора «изменить место встречи» православного и мусульманского храмов в микрорайоне города, примыкающем к улице Минаева.
«Почему?!» – вопросила моя душа. И православный духовный наставник ответил ей, аргументируя свою позицию так: православие и ислам – это две совершенно разные веры, культуры! Их нельзя сопоставить и искусственно соединить даже на одном участке земли.
На каком основании и вследствие каких умозаключений можно даже предполагать появления… иноверного культового здания… рядом с храмом, где я настоятельствую… рядом с собором, строительство которого я возглавляю?
Может, уже хватит православным нашего города молиться под призывы «муэдзина»!
А в заключение своего эмоционального совета губернатору священнослужитель прозрачно намекает: «…кто сеет ветер – тот пожнет бурю».
Вот такая проповедь…
Но образованному священнослужителю, вероятно, известно, что термин «иноверцы» рожден был в российской империи по отношению ко всем прочим религиям и имеет вполне социально уничижительный характер.
Признаком имперского устройства как раз и является превалирование одной нации, одной веры над всеми прочими. Скажем, язычник-римлянин был выше ранних христиан, гнобил их, гнал, уничтожал. Протестант-англичан времен британской империи – благороднее, скажем, индусов. Немец эпохи гитлеризма – сами знаете, кем себя чувствовал. Империя – это в первую очередь разделение на «наших» и «не наших». «Разделяй и властвуй», – давно сказано, но не забыто и по сию пору… Увы!
И последнее. В девятнадцатом-двадцатом веках медленно, но верно освобождалась церковь от имущественных пут, служению Богу только мешающих. Параллельно шел такой процесс: библейские и прочие церковные заповеди становились уже не столько нормами конфессионного бытия, сколько нормами человеческой морали. И в двадцать первом веке именно этот процесс привел к утверждению максимальной толерантности и отрицанию ксенофобии как мировоззрения …
Вот и нам бы так!
дед
так будь мудрее. все это переходящее
+)
"Ныне общество дискуссирует-?????????
Мудагалочка
«Я не пытаюсь обелить или оправдать нашу власть», – пишет автор и тут же приступает усердно это делать, сваливая всю вину на некий вирус, поселившийся в народе со времен переправы через треснувший лед матери Аксакова. Оло-ло-ло, Жаннушка!!! )))
Очередная антинародная статейка из-под пера мэтра прогосударственной журналистики! Мдаааа… Вроде уже на пенсии человек, а по привычке отрабатывает, по другому уже и мыслить не умеет. Такая чушь откровенная! Да народу на эту вашу ксенофобию с большой колокольни … сто раз. Ксенофобия – это лишь еще один инструмент механизма «разделяй и властвуй», насаждаемый властями сверху, ибо им там выгоднее, чтобы мы тут друг на друга бросались из-за цвета кожи или разреза глаз, чем на них из-за того, что обворовывают собственный народ.
Ильич
Мудагалочка| 16 марта 2011 11:28
+100
Неместный
"термин «иноверцы» … имеет вполне социально уничижительный характер" – толерастия какая то, нет в этом слове ничего негативного.
Ага
Почему то лапшу про толерастию вешают тем кого в чечне резали просто за то что они русские. Почему то ни на одном чечено-исламском сайте нет статей о толерантности и терпимости к православным.
хе
однако скока тут арийцев то набежало. цельных 5,5 штучек. чо, робяты, гитлер для вас не капут? все воевать хотите. дак били вас и будем бить вместе с вашим гитлерками. передавайте пламенный досвидонс отсюдова вашим фюрерятам.
Вовчик
хе
| 16 марта 2011 17:10
а кто-то упоминал фашистов или гитлера кроме вас? из-за таких как вы, фашизм все и живет. не будет людей называющих всех подряд фашистами, не будет и самих фашистов.
Ихалайнен
Никому не придет в голову выйти на футбольное поле во время супер-пупер финального матча, попытаться остановить игру и "примирить" две футбольные команды: какой, мол, смысл взрослым людям гонять мячик?
Таких идиотов нет.
А вот таких, кто не читая ни Библии, ни Корана, берется примирить разные религии, сколько угодно. Включая чисто "механические" приемы: построить рядом церковь и мечеть. Вы на самом деле такие придурки или прикидываетесь?
хе
Вовчику. Уважаемый, Вы как нить на досуге составьте словарь правильных слов – правильное оставьте, неправильное вычеркните. А заодно сделайте себе лоботомияю на левой лобной доле, чтоб ненужные слова стерерть окончательно. Потом обратитесь к ветеранам ВОВ с таким же ценным предложением и послушайте, в какую сторону света они Вас пошлют. Уж точно вспомнят поговорку "Кто плохое вспомнит – тому глаз вон. А кто забудет – тому оба". Или Вы решили окончательно с памятью народа проститься? Слова, конечно, энергичные, сущностные, притягивают другие сущности, поэтому неприятно. Но для общего развития очень небесполезные. Обидно, спору нет, однако лучше учиться на собственных обидах, чем на обидах других.
+1
Автору