Сенгилеевскому району повезло во многом: природа, сравнимая со швейцарской, залежи полезных ископаемых, близость к Волге. Не повезло сенгилеевцам, видимо, только с властями. Суды над бывшими и нынешними главами длятся здесь годами, а люди страдают от фактического безвластия. Живя на берегу полноводной реки, сенгилеевцы испытывают перебои с водой. По странным обстоятельствам в райцентре закрываются бани. Есть в районе сёла, которые практически отрезаны от мира. Но обо всём по порядку…

Вшивый бунт

Свою командировку в Сенгилеевский район мы запланировали после шквала звонков читателей: больше месяца в Сенгилее не работала общественная баня. В чём причина, людям никто не объяснил. Просто в конце января на бане появилась табличка «Закрыто по техническим причинам на неопределённый срок». Как оказалось позже, она перестала работать из-за огромных долгов за электроэнергию. А во время простоя была полностью разморожена вся её система отопления.

— Мы не раз ходили в местную администрацию, но нам там ответили: «В Тереньге нет бани, и вы без неё проживёте!», — говорят сенгилеевцы.

Между тем, если средств на оплату долгов за электричество сразу не нашлось, то деньги на ремонт бани отыскались на удивление быстро. Видимо, любят сенгилеевские власти ремонтировать… К слову, в суде до сих пор находится уголовное дело на главу администрации района Раниса Маллямова, который обвиняется в мошеннических действиях, связанных опять же с ремонтом, только многоквартирных домов по 185-му Федеральному закону.

— У нас грядёт вшивый бунт! — в сердцах говорят местные жители.

Вшивый — видимо, из-за долгого отсутствия бани. По словам местных инфекционистов, такого количества очагов заражения платяными вшами, как сейчас, в районе не было лет сорок. Баню в срочном порядке открыли, только испугавшись гнева губернатора, приезда которого ожидали на Масленицу. Правда, полноценного ремонта в бане так и не сделали — заменили только часть труб…

На бунт же люди решились, видимо, от отчаяния. Сил больше нет у сенгилеевцев смотреть, как их родина превращается в убыточный край.

— Нас провозгласили блинной столицей. Но в Сенгилее и пекарни-то нет — закрыли…

Не будет здесь и национального парка, который планировалось открыть на территории знаменитой Бутырской горы. Уникальное место с залежами полезных ископаемых, где обитают редкие животные, занесённые в Красную книгу, станет карьером. При бывшем главе района Анатолии Миронове эта территория была продана. А Миронов, видимо, считая, что сделал для района очень многое, теперь через суд требует себе из бюджета пенсию в десятки тысяч рублей…

Буераки в блокаде

Есть в Сенгилеевском районе село с говорящим названием Буераки. Расположено оно в живописнейшем месте на границе стой самой Бутырской горой:

— Здесь и рыбалка, и охота. Зверьё людей не боится, косули с улицы на улицу носятся. Кабаны приходят, зайцы, лисы, — с гордостью рассказывает о своём любимом селе 73-летний Евгений Бондаренко.

Ещё в 90-е годы, когда село считалось перспективным, перебрался он сюда из Сенгилея. Здесь на свет появился его сын, который сейчас учится в одиннадцатом классе. И так Бондаренко прикипел к этим местам, что, когда два года назад Буераки покинули даже последние коренные жители, Евгений Николаевич решил, что никуда не уедет и не даст кануть в Лету этому селу.

Сейчас в Буераках живут две семьи — супруги Бондаренко с сыном и семья пенсионеров Щегловых, перебравшаяся из Ульяновска. Летом приезжают отдохнуть горожане, даже москвичи гостят. А вот зимой здесь становится просто опасно. И не из-за дикого зверья, как можно подумать, а из-за чиновничьего равнодушия: уже несколько лет зимой дорогу к Буеракам просто не чистят. «Нерентабельно, дорого, потерпите», — такие ответы от властей Бондаренко слышит каждую зиму. Так что ни продуктов, ни лекарств, ни медицинской помощи жителям Буераков зимой ждать неоткуда. Выживай, как хочешь…

— Раз в месяц на лыжах за 7 километров езжу на почту в Алексеевку. Два раза в неделю рюкзак на плечи и туда же за продуктами. Бывает и по 20 килограммов провизии приходится на себе тащить. Ведь я-то крепкий, — говорит 73-летний Евгений Николаевич. — А сосед такую дорогу не выдержит. Вот и ношу запасы и им, и себе…

Иногда мужчине помогает сын. Но этой зимой мальчик сильно заболел — простудился по дороге в школу, куда добирается так же, как отец, на лыжах.

Из года в год Евгений Николаевич просит чиновников, чтобы хотя бы два раза за зиму трактором прочищали колею в Буераки. Но каждый раз ему приходится самому нанимать технику. Этой чересчур снежной зимой на пробивание дороги у семьи Бондаренко денег не нашлось, и пенсионер решился снова просить помощи у властей. Хождение по мукам началось в январе. И не так оказались страшны для пенсионера изнурительные путешествия с рюкзаком в 20 кг, как скитания по чиновничьим кабинетам. Из Новослободской сельской администрации, куда сначала обратился Бондаренко, его отправили к начальнику управления ЖКХ Сенгилеевского района Владимиру Кривошееву. Но тому было не до Буераков — ведь в районной газете чиновник уже отчитался, что во все населённые пункты района дороги прочищены, а люди обеспечены продовольствием и связью. Бумага стерпела. Кривошеее направил Бондаренко к своему заму, а тот назвал дорогу до села «бесхозной». Дальше — больше. В Дорстрое, куда затем отправили нашего героя, сообщили, что «не знают, где находится эта дорога», и велели уточнить у Кривошеева. На этом бюрократический круг и замкнулся…

Видимо, с такими чёрствыми чинушами Сенгилеевскому району остаётся гордиться только природой да настоящими патриотами — такими, как жители Буераков.

Властям, плюющим на людей, не место у руля. Гнать их нужно поганой метлой. «Молодёжная газета» предлагает сослать чиновников, проявивших преступное по отношению к людям бездействие, в Буераки и оставить там до апреля, пока не сойдёт снег! Пусть попробуют выжить в подобных условиях.