Вчера в Ульяновске состоялся круглый стол на тему «Реформа образования: Ваше мнение», который должен был внести свою лепту в разработку новых стандартов образования, предложенных учёными и педагогами в прошлом году. В ходе активного обсуждения выяснилось, что задачи, поставленные перед новыми образовательными стандартами, практически нереальны ввиду отсутствия необходимых условий для их реализации в российских и, в частности, ульяновских школах.
Изменения ради изменений?
Проект образовательного стандарта для старшей школы (10-11 кл.) был разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования (ИСИО РАО) и 15 февраля 2011 г. представлен на общественное обсуждение. Хотя Министерство образования и науки РФ планирует ввести его не ранее 2020 года, уже сейчас он вызывает не только обсуждения, но и возмущение, кстати, даже среди самих школьников. Так, большинство из присутствовавших на круглом столе старшеклассников вполне обоснованно выступили за сохранение того, что есть: «Не нужна никакая реформа», «Конечно, я не все успеваю, но самые важные основы беру», «Неважно, куда решил поступать школьник, сокращать количество предметов и часов не нужно».
Тем не менее, что-то менять нужно, считают властьимущие.
Особо острую дискуссию на круглом столе в Ульяновске вызвал «Проект нового образовательного стандарта для старшей школы (10-11 кл.)». Хотя обсуждение плавно переместилось от обсуждения самих стандартов к их своевременности и необходимости в принципе.
Анализ образовательных стандартов провела Жаннета Болтачева, заведующая кафедрой гуманитарных и естественно-научных дисциплин Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина (Ульяновский филиал). Она привела данные Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) за 2009 год. По результатам их исследований, по уровню читательской грамотности учащихся 15-летнего возраста Россия заняла 41-43 место среди 65 стран. Лидерами стали Шанхай (Китай), Корея, Финляндии, Гонконг и Сингапур. Не отличились российские школьники и в части математической грамотности – 38-40 места в общем рейтинге. Наивысшие результаты снова показали учащиеся Шанхая.
«Мы наблюдаем переизбыток поверхностных и недостаток компетентных знаний», – отмечает Болтачева. Так, наше образование основано на традиционном «ЗУНовском» подходе, который сводит обучение к знаниям, умениям и навыкам. Подход, по которому должно пойти российское образование дальше, называется компетентностным. «Сегодня отбор идет по компетенции, поэтому необходима перестройка системы образования соответственно профилям, выбираемым школьниками. Это не западная модель, а проект наших авторов, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Основной акцент делается на личностные качества, универсальные, предметные результаты, то есть умения решать конкретную задачу».
Но всеобщее недовольство вызвано не только планируемой реформой – по стране поползи слухи, что среднее образование станет платным, а бесплатными останутся лишь несколько предметов, среди которых русский язык, физкультура и др. На самом деле, по словам Болтачевой, в 10-11 классах будет 4 обязательных (общих) предмета, а всего ученику будет нужно выбрать 9-10 предметов. В зависимости от того, куда он планирует поступать, он изучает разные предметы на разных уровнях – интегративном, профильном и базовом.
По большому счету, идея может показаться хорошей: всем нам знакома ситуация, когда ненужные для поступления и неинтересные предметы приходилось изучать так же серьезно, как профильные. Однако речь идет о другом: о полноценном и всестороннем развитии человека. К чему мы можем прийти, ограничив обучение по непрофильным предметам поверхностными знаниями? Мы можем создать ситуацию, когда у нас из школ будут выпускаться недоучки, которые затем, рискуют пополнить ряды безработных. «Мы должны дать им базу, поэтому надо оставить все предметы, которые ему эту базу дадут», – говорят учителя.
Ученик должен решать сам за себя
Еще один аспект преобразований – теперь ученик должен сделать выбор своей профессии до 10 класса. По крайней мере, будет вынужден, так как уровень изучения того или иного предмета будет зависеть от того, на какую специальность он будет поступать.
В связи с этим участвовавшие в круглом столе учителя подняли вопрос сознательности школьников. По их мнению, не все учащиеся готовы принимать решения в таком возрасте, поэтому высок риск того, что будут часты случаи смены набора выбранных предметов. Кстати, такая возможность дается, но только в течение первого полугодия 10-го класса. Однако цель новых стандартов и реформ в образовании – как раз научить ребенка самостоятельно мыслить, принимать решения и быть ответственными за них, поэтому уже с младших классов его будут нацеливать на это. Сегодня же, по мнению учителей, «все нацелены на высшее образование в целом, но мало кто с малых лет понимает, что именно нужно. Специальность выбирают по принципу – это модно, это легче, так решили родители или учителя».
Больной вопрос
Стандарты стандартами, но реализовывать их на местах все же придется учителям. По мнению многих из них, ни одна реформа не будет эффективной, если под нее не заложено достойное финансирование и соответствующая материально-техническая база.
Хотя в стандартах прописаны требования к кадровым, финансовым, психолого-педагогическим и информационно-методическим условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, учителя задаются вопросом, а действительно ли готовы учебные учреждения к изменениям? «Такое ощущение, что мы все разваливаем. Нужно готовить почву для реализации каждого шага реформы. Ведь стандарты, какая должна быть школа по оснащению, планировке, расположению кабинетов, давно прописаны. Сейчас таких школ у нас в городе нет, поэтому, прежде всего, нужна инвентаризация ресурсов ульяновских школ».
«Нужно создавать материально-техническую базу, а уже затем заниматься стандартами. Иначе все это простые слова», – возмущаются учителя.
Не всем нужно давать возможность получать высшее образование?
Новые стандарты помогут выстроить индивидуальные траектории развития каждого ребенка. По мнению же руководителя УПБОО «Правовой фонд» Игоря Корнилова, выступившего с докладом «Вернуть ребенку веру», начинать нужно с другого: «В контексте реформы важна проблема организации досуга детей. Важно рассматривать учебный процесс не в отдельности, а в совокупности с другими сторонами жизни ребенка и его санитарно-социальными условиями проживания. Дети испытывают сильные нагрузки, у них недостаточная физподготовка, неправильное питание, распространено курение, энергетики и другой алкоголь, в результате всего этого у них значительно ухудшается здоровье. То есть остро стоит вопрос социализации детей, досуг детей не организован».
Что касается школьной программы, то, по мнению Корнилова, она составляется так, что дети не умеют говорить, высказывать свое мнение. В результате «школа дает не путевку в жизнь, а знания, пользоваться которыми дети не умеют. Прежде чем разрабатывать стандарты, нужно понять, зачем дается каждый предмет. Математика развивает логику, литература – нравственные понятия и т.д. Школьники сегодня не умеют планировать сами, поэтому часто испытывают состояние неудовлетворенности жизнью. Более того, педагоги говорят, что раньше дети были лучше. Сегодня дети не хотят учиться, и никакая реформа не может их заставить это сделать, если они не захотят. Ребенок – существо социальное. К нему нужно позитивное отношение, ему нужна мотивация к учебе, которую можно раскрыть благодаря мастерству педагога».
В связи с этим нужны изменения и в отношении к учителям – как со стороны государства, так и со стороны самих учащихся, считает Корнилов: «Сейчас педагог – продавец знаний, он не авторитет для школьника. Остро стоит вопрос оплаты учителей. Милиционеры получают по 40 тысяч, но они борются с последствиями, не устраняя причины, источник бед и криминала. Это делают педагоги, зарплата которых держится на стабильно низком уровне. У нас все перевернуто с ног на голову все. Безусловно, реформа и в этом отношении нам нужна».
По мнению председателя Общественной палаты Ульяновской области Сергея Ермакова, участвовавшего в обсуждении, мы должны сократить разрыв между образованием и воспитанием: «Новый закон должен решать проблему псевдообразования. Вообще же все идет к тому, что не всем нужно давать возможность получать высшее образование».
А что думает молодежь?
Выступление министра образования Молодёжного Правительства Ульяновской области Кирилл Гаврилов заинтересовало собравшихся конкретными предложениями со стороны молодежи. По их мнению, изменения, конечно, должны быть, вопрос в том, что именно нужно менять. Но, если говорить о новых стандартах, хорошо бы добавить в программу такие предметы как черчение, астрономия, экология, которым часто отводится время лишь на факультативах.
Среди других мнений, высказанных со стороны молодежи, были интересные предложения. Так, большинство школьников обеими руками были бы за то, чтобы, наконец, убрать оценочную систему на уроках физкультуры.
Чтобы не было путаницы и непонимания со стороны общественности, было высказано предложение проводить разъяснительные беседы с директорами в Министерстве образования, с учителями и родителями. Полезным было бы и профтестирование в 9 классе – ведь стандарты и реформа должны прийти к тому, чтобы дети принимали решение еще в 9 классе и были ответственными за них. Такое тестирование помогло бы направить учащихся.
Один вопрос за другим – а как быть с поступлением в вузы?
Если теперь наших детей ориентируют на компетенции и ограничивают теоретические знания, то в вузах по-прежнему будут спрашивать теорию? Не получится ли так, что школьники будут учить только нужные им предметы, «научаться компетенциям», а остальные знания добирать на курсах и занятиях с репетиторами? Какое место в будущем будет отведено ЕГ, как будет организовано обучение в классах и по каким принципам оцениваться знания – эти и многие другие вопросы требуют дальнейших обсуждений, а стандарты – доработок.
Кстати, несколько лет назад в Грузии также начали реформировать образование, что вызвало неоднозначную реакцию, а во многом привело к плачевным результатам: реформа привела к падению качества образования. Учеба в школе потеряла всякий смысл: родители оплачивали репетиторов и курсы только по тем предметам, которые нужны для сдачи экзамена, а дети по большому счету вообще перестали ходить в школу.
Не грозит ли это и нашему образованию? Чтобы не быть голословными, приводим выдержки из проекта стандарта, который обсуждался на Круглом столе.
Как будет проходить обучение по новым стандартам?
В учебный план входит обязательное изучение 9 (10) учебных предметов (курсов). Это предметы, выбираемые из обязательных предметных областей: филология: (обучающийся в обязательном порядке выбирает либо «русскую словесность» на интегрированном уровне, либо «русский язык и литературу» на профильном или базовом уровне), иностранный язык, общественные науки, математика и информатика (обучающийся выбирает либо «математику и информатику» на интегрированном уровне, либо «математику» на одном из уровней изучения), естественные науки (обучающийся выбирает один или два предмета на любом из уровней их изучения).
В учебный план в обязательном порядке включаются учебные предметы, общие для освоения всеми обучающимися: «Россия в мире» (интегрированный уровень), «физическая культура» (базовый уровень), «основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень).
Кроме того, обучающийся может выбрать: один-два предмета из выше указанных предметных областей или курс, например: «астрономия», «искусство», «технология», «дизайн», «хореография» и др., или курс, предложенный образовательным учреждением.
Для всех обучающихся в учебный план включается обязательное выполнение индивидуального проекта, который должен быть направлен как на расширение академических рамок обучения, на применение знаний в реальных жизненных ситуациях, так и на создание условий для социального становления и саморазвития обучающихся.
Общее количество учебных предметов из обязательных предметных областей не должно превышать 6(7), при этом 3(4) учебных предмета выбираются для освоения на профильном уровне. Таким образом, учебный план с учетом общих для освоения всеми обучающимися учебных предметов (Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) должен включать 9 (10) предметов, а также индивидуальный учебный проект.
Учебный план образовательного учреждения формируется исходя из обеспечения нагрузки обучающегося в объеме не менее 30 часов, но не более 36 часов в неделю. Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования составляет 2 учебных года. Количество учебных занятий за 2 учебных года на одного обучающегося не может составлять менее 2100 часов и более 2520 часов.
Юлия Узрютова
От редактора
На круглом столе опрашивали присутствующих школьников. Одна из девушек заявила, что собирается поступать «на рекламу». После заседания мы подошли к ней и спросили чему равен натуральный логарифм от единицы. Девушка ответить не смогла.
На самом деле, углубленное изучение тех или иных нужных предметов практикуется давным-давно безо всяких реформ. Речь идёт об институте репетиторства. Более того, такому выборочному обучению так или иначе способствуют и сами учителя. Разнообразные математические или гуманитарные классы или практика приходящих репетиторов тому отличная иллюстрация. И сами дети это отлично понимают, вовсе не считая, что нагрузка на них чрезмерная. И никакого прорыва без того, чтобы «углубление» по уровню обучения приблизилось к репетиторству, ждать не приходится. Что и доказал пример Грузии, где после реформы образования «углубленным» предметам в школах дети и их родители стали предпочитать «старый, добрый» институт репетиторства на дому. А создать реальную базу более-менее индивидуальной подготовки на базе школы очень тяжело — для этого надо буквально перевернуть систему с ног на голову, при этом предварительно комплексно решив все застарелые проблемы, создающие современному школьному образованию негативный бэкграунд. Об этих проблемах очень точно сказал Игорь Корнилов, и проблемы эти действительно серьёзные. Если их «заархивировать» в одну фразу, то получится, что сегодняшняя школа попросту лишена воспитательной функции. А новый стандарт, призванный, якобы, развивать навыки, никак не способствует тому, чтобы вернуть школе эту функцию. А без этого учебы не получится, получится лишь «образование». Согласитесь, это слово несколько отдаёт канцелярщиной…
хе
за рассею пущай отдувается медвед – он толстый и ходит кирпичами.
а в школах ульской волости все уже обсуждено – сов.обр.+черчение+совмещенки с д/с. пока новые д/с не построили.
А нынешние амебы?
Тема выпускного сочинения на экзамене 1946 года была странной. «Если б немцы победили?». Витя П. напряг все свое воображение и заскрипел пером. Увы, получался какой-то чудовищный невообразимый список нелепостей. Такого в России никак не могло бы случиться. Да ведь и победили в конце концов не немцы.
1. Промышленности в стране практически никакой не останется, оккупанты будут озабочены только выкачиванием природных ресурсов с наших территорий.
2. Вместо народных милиционеров из народа будут полицаи из отребья, их будет очень много, а народ их будет бояться больше бандитов.
3. На каждом выезде из города полицейские будут проверять тех, кто собрался уехать или приехать. Каждый житель будет обязан регистрироваться в полиции по месту жительства.
4. Для поддержания страха создадут дикие отряды из горных народов. Они будут время от времени нападать на местное население, грабить и убивать.
5. Правителей наберут из особо подлых местных жителей. Дети и жены правителей будут жить для безопасности за границей. А сами они сменяться тут по вахтовому методу.
6. Вся знать будет ездить только на черных немецких машинах с сиренами.
Простым людям во время проезда их нужно будет убегать на обочину, ждать пока проедут.
7. Самым популярным учением от общей безысходности станет в конце концов фашизм. Только русский.
8. Немецкие товары будут считаться в России самыми лучшими и желанными.
9. Президент по-немецки будет говорить намного лучше, чем по-русски.
10. Вместо водки будут везде рекламировать и продавать пиво, как в
Германии.
11. Те, кто воевал против немцев, будут получать гроши, а по праздникам скудный сухой паек.
12. Убитых на войне русских похоронят в общих могилах, лишь бы отметить как-то захоронение.
13. Большая часть мужского населения страны пройдет через лагеря. Чтобы сломить волю к сопротивлению.
14. Преподаватели и врачи на оккупированных территориях будут получать содержание по минимуму, только чтобы население сокращалось и оскотинивалось не очень быстро.
15. На дальних окраинах России, типа Приморья, возможно сохранятся партизаны. Они будут нападать на полицаев, но запуганное население помогать им ничем не будет.
16. Дороги строить не будут, а бензин сделают подороже, чтоб народ сидел по домам.
17. Оружие народу будет строго-настрого запрещено иметь, чтоб вдруг не взбунтовались.
18. Для жизни населению настроят дешевых бараков с низкими потолками, по
8 метров на человека.
19. Самым расторопным и умным дадут возможность уезжать и жить за границей, это будет считаться большим жизненным успехом.
20. Главным врагом России объявят Америку.
Вера Павловна долго размышляла над оценкой. И поставила 3 за хорошую фантазию.
Неугомонный Дед Соколов
http://blog.kremlin.ru/accounts/15992
Тема: Образование
16 сентября 2009 08:06Осенью 1957 года вся прогрессивная и не прогрессивная Америка дружно возмутилась в отношении СССР: "Как так случилось, что страна, только начавшая подниматься из военных руин, запустила ПЕРВЫЙ в мире искусственный спутник Земли?"
Специальная комиссия Конгрессв США через месяц напряженной аналитической работы внятно объяснила жителям США, что: "У красных (так тогда называли советских людей) – сильнейшая в мире система образования."
Тема: Школьное образование
23 февраля 2011 09:34Лично я – за добротную систему советского образования 45-летней давности, немножко подсокращённую, но "приправленную" солидной дозой информатики. В предлагаемой реформе есть элементы рачительности, но "специалист подобен флюсу – полнота его односторонняя" – универсализм образования не помешает, он поможет преодолеть кризис среднего возраста – можно будет сменить место работы и (или) быстро переучиться. Если же новая реформа привьётся, то нелишне будет обозначить ещё одно направление – техническое (технологическое) и по этому направлению сделать упор на физику, химию, труд (технологию – сейчас этот предмет не в фаворе и сплошной формализм) и отменённое несколько лет назад ЧЕРЧЕНИЕ. Есть у меня и статистика – кому-то из сообщества видеоблога это будет интересно: из 20 моих пятиклассников – пятеро или шестеро – потенциальные технари: будущие инженеры, технологи, рабочие высочайшей квалификации, из 14 шестиклассников трое-четверо уже "заболели вирусом радиолюбительства".
Соколову
Второй комм по теме. А остальные – что здесь делают? Мощное забалтывание. Авторов – на доску!
да
забалтывание под мухорной настойкой, не иначе. удалять надо личнгое.
Поддерживаю деда Соколова, дельный анализ и предложения. надо еще восстановить бесплатные кружки для ребят для послешколоного доп.образования. авиамодельные, например, для подготовки ребят – будущих Гагариных, Королевых и вообще. по другим основным предметам тоже надо восстанавливать, станции юных техников и натуралистов восстановить в полном объеме, руководителям кружков платиь з/п не ниже министерских, например, как Убе. торговые компании с территорий станций убрать – пусть себе строят собственные трц, если не хватает площадей в уже имеющихся трц. владельцам трц надо бы снижать арендную плату арендаторам, хватит уже быть жадными за счет малого и среднего бизнеса.
кстати, американцы с англичанкой зря затеяли войну с ливией, обосрутся кирпичами, как во Вьетнаме. уже сотни человек убиты и ранены. мировые жандармы опять затеяли устанавливать свой порядок. нефти и газа им не хватает, решили оккупировать весь ближний восток и африку.
Что это за предмет
"Россия в мире"?
Каков предмет этого "предмета"?
харошый предмет
учитывая, что Россия – первая в мире по территории и полезным ресурсам. важный предмет. только, наверное, содержание впихивать надо с 1000 процентным сжатием)
как ливия бует рабзираццо
с Антантой-2 (GB, USA, Canada, United CSnanse of Europe).
Финал типичной упяки подсмотрелсо у Шестакова в каментах http://eu-shestakov.livejournal.com/555323.html
Бух
Власть поняла, что управлять малобразованными легче. Такая публика управляема. Не политична. Чем малообразованей тем, проще вбить в его голову установки. Править страной обязана элита, золотая тысяча. Особый, выращенный под присмотром партии и правительства, слой образованных и абсолютно лояльных этой власти. У этой тысячи будет все. Остальным участь быть управляемой массой. Жить там, где разрешенно, и делать что скажут. Подобный класс уже формируется. Почему учителям решили поднять зарплату? А, чтобы учитель под флагами Единой России начал процесс, и засунул свой язык в задницу. Противясь реформам. Из врага сделают его союзником. И цена уже названна. Через 10 лет мы не узнаем страну.
не нужны ни смышленные,ни ученые
А нужны … … с открытыми ртами. … ,медики и шизики и так давно уж эти ероские флаги вовсю несут в массы, и без повышения зарплат прогибаются и им тоже давно все равно…
В. Пух
Знающий – думает,
Смышленый – соображает.
Пуху
Мне кажется, что знающий и думает и соображает и еще делать умеет.
Неугомонный Дед Соколов
Вот что я писал на видеоблоге Медведева ещё 21 октября 2009 08:53
http://blog.kremlin.ru/accounts/15992
= = =
Например, почему наши интеллектуальные преимущества, которыми мы по праву гордимся, не превращаются в наши экономические достижения? Почему эти интеллектуальные преимущества нам очень трудно поставить на службу обычному человеку?, – вот такие грустные слова я услышал позавчера (19 окт. 2009 г.) смотря новостную телепередачу. Про это я слыхивал ещё лет сорок с лишним назад – меня, пацанёнка, брал с собой на закрытые лекции отец.
Один из вариантов решения этой проблемы (я уже писал в блоге Д.А.Медведева) – обязывать руководство технических ВУЗов обучать будущих бакалавров ещё и рабочей специальности, причем интеллектуальной: оператор и наладчик станков с ЧПУ, регулировщик радиоэлектронной аппаратуры, наладчик поточных автоматических линий, слесарь КИПиА и т.п. Или же при приёме наработу снять всякие ограничения по образовательному цензу, например: хочет выпускник ВУЗа идти на рабочую сетку – не мешать, мастером или старшим мастером всегда успеет поработать. Диплом ВУЗа всегда же позволит перейти на работу конструктором, мастером или технологом. Вот тут то реальный опыт рабочей сетки может весьма и весьма положительно сказаться.
= = =
а до этого я писал ещё 9 апреля 2009 03:11
Даже сейчас наблюдается заметный дефицит рабочих профессий, этим в последнее время многие озабочены, но соответствующие действия или мероприятия часто носят рекламный или даже пиаровский характер. Мое предложение таково:
Обязать(!) студентов бюджетных специальностей ВТУЗов (в основном тех, кто претендует на степень бакалавра – 4 года обучения) за время обучения и прохождения производственной практики освоить сопутствующую рабочую специальность с разрядом не ниже 3-4-го.
Вместе с ВУЗовским дипломом выдавать удостоверение государственного образца о получении рабочей профессии. Если же выпускник рабочую специальность не приобрел, то и диплом подождет. Но, повторяю, это приемлемо для бюджетников. И придется создавать соответствующие условия – рационально организовать практику.
Это касается и техникумов, тоже бюджетных мест.
Упор делать на станочников – за время моей рабочей деятельности я ДВА раза сталкивался с такой ситуацией: обычно на заводах привилегии и повышенное внимание к цехам окончательной сборки, но когда завод начинает лихорадить, то выясняется, что "недоглядели" за изначальным звеном – станочниками, а от качества создаваемой ими продукции пропорционально зависит качество окончательной сборки.
Лично я еще четверть века назад небезуспешно работал на станках с числовым программным управлением (ЧПУ) и на собственном опыте убедился, что без техникума или бакалавриата там выше 2-3 разряда не прыгнешь, если хочешь быть и за станочника, и за технолога, и за программиста. Внимательный читатель уже понял, что я лоббирую авиастроение – там парк станков с ЧПУ не менее 60%. Да и времена нынче такие (а уж станки, тем более!), что рабочие с ВУЗовским образованием будут востребованы.
Александр Соколов, пенсионер
– регулировщик радиоэлектронной аппаратуры – 3 разряд,
– плотник-бетонщик – 2 разряд,
– сварщик ручной дуговой сварки – 4 разряд,
– оператор плазморежущего станка с ЧПУ – 4 разряд,
– оператор лазерного станка с ЧПУ – 5 разряд.