Вчера в Ульяновске состоялся круглый стол на тему «Реформа образования: Ваше мнение», который должен был внести свою лепту в разработку новых стандартов образования, предложенных учёными и педагогами в прошлом году. В ходе активного обсуждения выяснилось, что задачи, поставленные перед новыми образовательными стандартами, практически нереальны ввиду отсутствия необходимых условий для их реализации в российских и, в частности, ульяновских школах.

Изменения ради изменений?

Проект образовательного стандарта для старшей школы (10-11 кл.) был разработан Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования (ИСИО РАО) и 15 февраля 2011 г. представлен на общественное обсуждение. Хотя Министерство образования и науки РФ планирует ввести его не ранее 2020 года, уже сейчас он вызывает не только обсуждения, но и возмущение, кстати, даже среди самих школьников. Так, большинство из присутствовавших на круглом столе старшеклассников вполне обоснованно выступили за сохранение того, что есть: «Не нужна никакая реформа», «Конечно, я не все успеваю, но самые важные основы беру», «Неважно, куда решил поступать школьник, сокращать количество предметов и часов не нужно».

Тем не менее, что-то менять нужно, считают властьимущие.

Особо острую дискуссию на круглом столе в Ульяновске вызвал «Проект нового образовательного стандарта для старшей школы (10-11 кл.)». Хотя обсуждение плавно переместилось от обсуждения самих стандартов к их своевременности и необходимости в принципе.

Анализ образовательных стандартов провела Жаннета Болтачева, заведующая кафедрой гуманитарных и естественно-научных дисциплин Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина (Ульяновский филиал). Она привела данные Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) за 2009 год. По результатам их исследований, по уровню читательской грамотности учащихся 15-летнего возраста Россия заняла 41-43 место среди 65 стран. Лидерами стали Шанхай (Китай), Корея, Финляндии, Гонконг и Сингапур. Не отличились российские школьники и в части математической грамотности – 38-40 места в общем рейтинге. Наивысшие результаты снова показали учащиеся Шанхая.

«Мы наблюдаем переизбыток поверхностных и недостаток компетентных знаний», – отмечает Болтачева. Так, наше образование основано на традиционном «ЗУНовском» подходе, который сводит обучение к знаниям, умениям и навыкам. Подход, по которому должно пойти российское образование дальше, называется компетентностным. «Сегодня отбор идет по компетенции, поэтому необходима перестройка системы образования соответственно профилям, выбираемым школьниками. Это не западная модель, а проект наших авторов, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Основной акцент делается на личностные качества, универсальные, предметные результаты, то есть умения решать конкретную задачу».

Но всеобщее недовольство вызвано не только планируемой реформой – по стране поползи слухи, что среднее образование станет платным, а бесплатными останутся лишь несколько предметов, среди которых русский язык, физкультура и др. На самом деле, по словам Болтачевой, в 10-11 классах будет 4 обязательных (общих) предмета, а всего ученику будет нужно выбрать 9-10 предметов. В зависимости от того, куда он планирует поступать, он изучает разные предметы на разных уровнях – интегративном, профильном и базовом.

По большому счету, идея может показаться хорошей: всем нам знакома ситуация, когда ненужные для поступления и неинтересные предметы приходилось изучать так же серьезно, как профильные. Однако речь идет о другом: о полноценном и всестороннем развитии человека. К чему мы можем прийти, ограничив обучение по непрофильным предметам поверхностными знаниями? Мы можем создать ситуацию, когда у нас из школ будут выпускаться недоучки, которые затем, рискуют пополнить ряды безработных. «Мы должны дать им базу, поэтому надо оставить все предметы, которые ему эту базу дадут», – говорят учителя.

Ученик должен решать сам за себя

Еще один аспект преобразований – теперь ученик должен сделать выбор своей профессии до 10 класса. По крайней мере, будет вынужден, так как уровень изучения того или иного предмета будет зависеть от того, на какую специальность он будет поступать.

В связи с этим участвовавшие в круглом столе учителя подняли вопрос сознательности школьников. По их мнению, не все учащиеся готовы принимать решения в таком возрасте, поэтому высок риск того, что будут часты случаи смены набора выбранных предметов. Кстати, такая возможность дается, но только в течение первого полугодия 10-го класса. Однако цель новых стандартов и реформ в образовании – как раз научить ребенка самостоятельно мыслить, принимать решения и быть ответственными за них, поэтому уже с младших классов его будут нацеливать на это. Сегодня же, по мнению учителей, «все нацелены на высшее образование в целом, но мало кто с малых лет понимает, что именно нужно. Специальность выбирают по принципу – это модно, это легче, так решили родители или учителя».

Больной вопрос

Стандарты стандартами, но реализовывать их на местах все же придется учителям. По мнению многих из них, ни одна реформа не будет эффективной, если под нее не заложено достойное финансирование и соответствующая материально-техническая база.

Хотя в стандартах прописаны требования к кадровым, финансовым, психолого-педагогическим и информационно-методическим условиям реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, учителя задаются вопросом, а действительно ли готовы учебные учреждения к изменениям? «Такое ощущение, что мы все разваливаем. Нужно готовить почву для реализации каждого шага реформы. Ведь стандарты, какая должна быть школа по оснащению, планировке, расположению кабинетов, давно прописаны. Сейчас таких школ у нас в городе нет, поэтому, прежде всего, нужна инвентаризация ресурсов ульяновских школ».

«Нужно создавать материально-техническую базу, а уже затем заниматься стандартами. Иначе все это простые слова», – возмущаются учителя.

Не всем нужно давать возможность получать высшее образование?

Новые стандарты помогут выстроить индивидуальные траектории развития каждого ребенка. По мнению же руководителя УПБОО «Правовой фонд» Игоря Корнилова, выступившего с докладом «Вернуть ребенку веру», начинать нужно с другого: «В контексте реформы важна проблема организации досуга детей. Важно рассматривать учебный процесс не в отдельности, а в совокупности с другими сторонами жизни ребенка и его санитарно-социальными условиями проживания. Дети испытывают сильные нагрузки, у них недостаточная физподготовка, неправильное питание, распространено курение, энергетики и другой алкоголь, в результате всего этого у них значительно ухудшается здоровье. То есть остро стоит вопрос социализации детей, досуг детей не организован».

Что касается школьной программы, то, по мнению Корнилова, она составляется так, что дети не умеют говорить, высказывать свое мнение. В результате «школа дает не путевку в жизнь, а знания, пользоваться которыми дети не умеют. Прежде чем разрабатывать стандарты, нужно понять, зачем дается каждый предмет. Математика развивает логику, литература – нравственные понятия и т.д. Школьники сегодня не умеют планировать сами, поэтому часто испытывают состояние неудовлетворенности жизнью. Более того, педагоги говорят, что раньше дети были лучше. Сегодня дети не хотят учиться, и никакая реформа не может их заставить это сделать, если они не захотят. Ребенок – существо социальное. К нему нужно позитивное отношение, ему нужна мотивация к учебе, которую можно раскрыть благодаря мастерству педагога».

В связи с этим нужны изменения и в отношении к учителям – как со стороны государства, так и со стороны самих учащихся, считает Корнилов: «Сейчас педагог – продавец знаний, он не авторитет для школьника. Остро стоит вопрос оплаты учителей. Милиционеры получают по 40 тысяч, но они борются с последствиями, не устраняя причины, источник бед и криминала. Это делают педагоги, зарплата которых держится на стабильно низком уровне. У нас все перевернуто с ног на голову все. Безусловно, реформа и в этом отношении нам нужна».

По мнению председателя Общественной палаты Ульяновской области Сергея Ермакова, участвовавшего в обсуждении, мы должны сократить разрыв между образованием и воспитанием: «Новый закон должен решать проблему псевдообразования. Вообще же все идет к тому, что не всем нужно давать возможность получать высшее образование».

А что думает молодежь?

Выступление министра образования Молодёжного Правительства Ульяновской области Кирилл Гаврилов заинтересовало собравшихся конкретными предложениями со стороны молодежи. По их мнению, изменения, конечно, должны быть, вопрос в том, что именно нужно менять. Но, если говорить о новых стандартах, хорошо бы добавить в программу такие предметы как черчение, астрономия, экология, которым часто отводится время лишь на факультативах.

Среди других мнений, высказанных со стороны молодежи, были интересные предложения. Так, большинство школьников обеими руками были бы за то, чтобы, наконец, убрать оценочную систему на уроках физкультуры.

Чтобы не было путаницы и непонимания со стороны общественности, было высказано предложение проводить разъяснительные беседы с директорами в Министерстве образования, с учителями и родителями. Полезным было бы и профтестирование в 9 классе – ведь стандарты и реформа должны прийти к тому, чтобы дети принимали решение еще в 9 классе и были ответственными за них. Такое тестирование помогло бы направить учащихся.

Один вопрос за другим – а как быть с поступлением в вузы?

Если теперь наших детей ориентируют на компетенции и ограничивают теоретические знания, то в вузах по-прежнему будут спрашивать теорию? Не получится ли так, что школьники будут учить только нужные им предметы, «научаться компетенциям», а остальные знания добирать на курсах и занятиях с репетиторами? Какое место в будущем будет отведено ЕГ, как будет организовано обучение в классах и по каким принципам оцениваться знания – эти и многие другие вопросы требуют дальнейших обсуждений, а стандарты – доработок.

Кстати, несколько лет назад в Грузии также начали реформировать образование, что вызвало неоднозначную реакцию, а во многом привело к плачевным результатам: реформа привела к падению качества образования. Учеба в школе потеряла всякий смысл: родители оплачивали репетиторов и курсы только по тем предметам, которые нужны для сдачи экзамена, а дети по большому счету вообще перестали ходить в школу.

Не грозит ли это и нашему образованию? Чтобы не быть голословными, приводим выдержки из проекта стандарта, который обсуждался на Круглом столе.

Как будет проходить обучение по новым стандартам?

В учебный план входит обязательное изучение 9 (10) учебных предметов (курсов). Это предметы, выбираемые из обязательных предметных областей: филология: (обучающийся в обязательном порядке выбирает либо «русскую словесность» на интегрированном уровне, либо «русский язык и литературу» на профильном или базовом уровне), иностранный язык, общественные науки, математика и информатика (обучающийся выбирает либо «математику и информатику» на интегрированном уровне, либо «математику» на одном из уровней изучения), естественные науки (обучающийся выбирает один или два предмета на любом из уровней их изучения).

В учебный план в обязательном порядке включаются учебные предметы, общие для освоения всеми обучающимися: «Россия в мире» (интегрированный уровень), «физическая культура» (базовый уровень), «основы безопасности жизнедеятельности» (базовый уровень).

Кроме того, обучающийся может выбрать: один-два предмета из выше указанных предметных областей или курс, например: «астрономия», «искусство», «технология», «дизайн», «хореография» и др., или курс, предложенный образовательным учреждением.

Для всех обучающихся в учебный план включается обязательное выполнение индивидуального проекта, который должен быть направлен как на расширение академических рамок обучения, на применение знаний в реальных жизненных ситуациях, так и на создание условий для социального становления и саморазвития обучающихся.

Общее количество учебных предметов из обязательных предметных областей не должно превышать 6(7), при этом 3(4) учебных предмета выбираются для освоения на профильном уровне. Таким образом, учебный план с учетом общих для освоения всеми обучающимися учебных предметов (Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) должен включать 9 (10) предметов, а также индивидуальный учебный проект.

Учебный план образовательного учреждения формируется исходя из обеспечения нагрузки обучающегося в объеме не менее 30 часов, но не более 36 часов в неделю. Нормативный срок освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования составляет 2 учебных года. Количество учебных занятий за 2 учебных года на одного обучающегося не может составлять менее 2100 часов и более 2520 часов.

Юлия Узрютова

От редактора

На круглом столе опрашивали присутствующих школьников. Одна из девушек заявила, что собирается поступать «на рекламу». После заседания мы подошли к ней и спросили чему равен натуральный логарифм от единицы. Девушка ответить не смогла.

На самом деле, углубленное изучение тех или иных нужных предметов практикуется давным-давно безо всяких реформ. Речь идёт об институте репетиторства. Более того, такому выборочному обучению так или иначе способствуют и сами учителя. Разнообразные математические или гуманитарные классы или практика приходящих репетиторов тому отличная иллюстрация. И сами дети это отлично понимают, вовсе не считая, что нагрузка на них чрезмерная. И никакого прорыва без того, чтобы «углубление» по уровню обучения приблизилось к репетиторству, ждать не приходится. Что и доказал пример Грузии, где после реформы образования «углубленным» предметам в школах дети и их родители стали предпочитать «старый, добрый» институт репетиторства на дому. А создать реальную базу более-менее индивидуальной подготовки на базе школы очень тяжело — для этого надо буквально перевернуть систему с ног на голову, при этом предварительно комплексно решив все застарелые проблемы, создающие современному школьному образованию негативный бэкграунд. Об этих проблемах очень точно сказал Игорь Корнилов, и проблемы эти действительно серьёзные. Если их «заархивировать» в одну фразу, то получится, что сегодняшняя школа попросту лишена воспитательной функции. А новый стандарт, призванный, якобы, развивать навыки, никак не способствует тому, чтобы вернуть школе эту функцию. А без этого учебы не получится, получится лишь «образование». Согласитесь, это слово несколько отдаёт канцелярщиной…