Ульяновск завешан афишами различных музыкальных мероприятий, довольно значительную часть которых, наряду со «Стасами Михайловыми» и «Нюшами», представляют собой концерты, так или иначе, связанные с рок-музыкой. Как развивается эта культура в Ульяновске сегодня? Где играют ульяновские группы? По-прежнему ли ульяновский рок пугает властей, или власть потихоньку начинает его поддерживать? В этом мы попытались разобраться вместе с ульяновскими музыкантами.

Власть, рок и Культурная столица

Нашумевшая история с сорванным рок-фестивалем «Башня» не лучшим образом характеризует ситуацию не только с ульяновским роком, но и в принципе с молодежной культурой в регионе. Глава региона Сергей Морозов объяснил это системной недоработкой в построении взаимоотношений молодежи и власти и попросил чиновников оказывать организационную поддержку таким мероприятиям.

Действительно ли нужна такая поддержка, и что нас ждет в этом году? «Если фестиваль «Башня» и будет проводиться, то в формате опен-эйр, скорее всего в пригороде. Финансирования на его проведение не заложено, поэтому, вероятно, он будет проводиться на собственные средства, – говорит Александр, организатор фестиваля «Башня-2008-10». Относительно поддержки властей, Александр высказался вполне конкретно: «Помощь если и нужна, то только в плане согласований с ведомствами – милиция, скорая и т.д. Вообще же очень сильно мешают стереотипы относительно рок-культуры: негатива в ней не столько, сколько представляют себе власти. Надо выводить такие мероприятия на общегородской формат, с освещением итогов концертов и фестивалей в СМИ, как это делалось, например, с «Джазовой провинцией». Эту культуру необходимо переносить на более широкие массы, ориентироваться и на старшее, и на подрастающее поколение».

Ульяновский барабанщик и звукорежиссер Виталий Сенцов (Hearts of Atlantis, Ok Vinyl, Bye!Myself), настроен более категорично: «Поддержка властей абсолютно не нужна. Если рок политический – в нем уже нет духа свободы человека от гнета государства, пусть лучше не мешают, а занимаются дорогами, к примеру».

По словам Алексея Николаева, солиста одной из самых известных и «маститых» групп Ульяновска «Slippers», образованной в начале 90-х, с оговоркой, но все же отметил, что поддержка властей пригодилась бы: «Пока нашу власть больше занимает брендирование области – колобки, Ульяны. Проект «Культурная столица Европы» тоже, насколько я понимаю, не включает в себя рок-культуру. Областная программа «Молодежь» также не предусматривает поддержку рокеров. А поддержка нужна, она могла бы решить многие проблемы: начиная от создания того же рок-клуба, выделения помещения под него и т.д. Я считаю, это большой минус нашим молодежным чиновникам, которые упустили из сферы своей деятельности целый пласт наиболее активной творческой молодежи. Это потенциальные лидеры, способные повести за собой, увлечь людей своей энергией. И не направить эту энергию на благие цели мне кажется большим упущением со стороны властей. К сожалению, современная власть настолько цинична, что практикует потребительское отношение к молодежи, которая рассматривается лишь как ресурс. И это не пустые слова, это грандиозная проблема, которая чревата большими социальными ямами. Увы, молодежная политика в нашем регионе выстроена таким образом, что выделяемые средства в основном тратятся на гламурные мероприятия в Мемориале с участием согнанных туда школьников. Я бы назвал это показухой».

Этот вопрос волнует не только музыкантов, но и устроителей концертов, которые мыслят более глобально. Так, Илья Полевин, один из таких организаторов, отмечает: «Помощь властей нужна, например, финансовая поддержка конкретных мероприятий. Вообще же власти могут помочь, повысив уровень жизни в городе».

Здесь, как говорится, без комментариев. При средней зарплате 10-15 тысяч и школьно-студенческой аудитории большинства концертов, действительно, возникает вопрос – где взять деньги на посещение мало-мальски продвинутых концертов, да даже фестивалей с местными группами? С этим во многом связана и проблема обеспечения аудитории концертов. «Народ на них не ходит – нет денег», – говорит Илья. Так что живые выступления многих групп так и остаются для нашей молодежи недоступными – с нашими финансовыми возможностями «на концерты в другие города не наездишься», – посетовала одна из ульяновских меломанок.

В свете признания нас культурной столицей, нельзя не затронуть и культурный уровень населения, от которого также зависит культурная афиша нашего города. Во многом только благодаря интернету мы имеем возможность примкнуть к продвинутому музыкальному миру. «Тут многое зависит от уровня жизни и культуры. Приходится делать концерты более раскрученных групп, на которых люди придут стопроцентно. От ряда интересных, но менее раскрученных групп приходится отказываться», – рассказывает Илья.

Made in Ульяновск, или каковы перспективы?

Что касается ульяновских музыкантов, то творческих замыслов и возможностей для их реализации вполне хватает.

По мнению Александра (организатор фестиваля «Башня-2008-10»), «перспективы у культуры есть. Для примера – хотя бы развитие Project 111». Что касается развития музыкальной культуры, то да, добиться в Ульяновске чего-то можно: «У нас проводятся танцевальные фестивали – они пользуются успехом, фестивали КВН – тоже на уровне. Если будет что-то такое и в плане музыки – группы будут знать, что то, что они делают, делается не только для себя, но и для сцены».

Виталий Сенцов, барабанщик и звукорежиссер (гр. Hearts of Atlantis, Ok Vinyl, Bye!Myself), рассказал, что эти команды репетируют в одной из студий города: «все замечательно и все устраивает». Проблем немного, в основном все упирается в деньги, как у большинства. «Но мало-мальски на аппарат зарабатываем и всего хватает, хотя иногда требуется и больше. Ни с какими проблемами, в общем-то, и не сталкиваемся, у нас лично все нормально в музыкальном плане. Хотелось бы видеть больше качественных площадок для выступлений. По сути, сейчас она одна – это Project 111. Но если вспомнить, что местных групп, которых можно выпускать на сцену, совсем немного, то и этого хватает. Перспективы, безусловно, есть. Не так давно наш город заявил о себе на всю страну своими интересными коллективами, деятельность которых освещается в рунете. Thespot.ru, lookatme.ru – серьезные порталы, где можно найти несколько страниц с самыми видными группами города. Надеюсь, это только начало. Также выходили различные межрегиональные сборники, в которых ульяновцы участвовали».

По его мнению, добиться интернет-славы ульяновским музыкантам точно под силу точно. А вот с большим – сложнее: «Можно ездить на гастроли по стране как все, но дальше Поволжья часто тоже не поездишь, поэтому лучше в этом плане столицы. В них и опыта побольше набирается и денег заработать реально».

То, что ситуация в Ульяновске несколько хуже, чем в соседних городах, считает Илья Полевин. Хуже – по количеству концертов, заведений для выступлений и количеством людей, их посещающих, а также в целом, по культурному уровню региона. «В Казани, Самаре ситуация лучше. Хотя это не зависит от размера города. Например, в Йошкар-Оле или Саранске, небольших городах, тоже лучше. Все зависит от уровня жизни и культуры».

А как у нас с базами? «Например, в Самаре несколько сотен активно репетирующих групп, в Ульяновске – десятки. Причина основная проста – негде выступать. А значит, и нет смысла много репетировать. Из-за этого спрос на услуги нормальных баз сравнительно небольшой, а, значит, бизнес на этом не построить. Занятие для энтузиастов получается, поэтому качественного роста уровня ожидать не приходится», – рассказал Александр, директор одной из ульяновских звукозаписывающих студий с репетиционной базой. По его мнению, сколь-либо значимый рост в Ульяновске невозможен – нет площадок, недостаточно аудитории, нет лейблов и т.д. То же относится и к музыкантам с мировыми именами – им никто не мешает приезжать, другое дело, что их никто не возит – невыгодно. «В Самару возят, в Саранск возят, в Чебоксары возят, а к нам – нет. Ибо невыгодно. Статус «Культурной столицы» тут не при чём. Ситуация такая как есть и статус ничего не изменит, может, конечно, привезут кого-нибудь именитого на бюджетные деньги, но этим всё и закончится. То же и с заведениями высокого уровня – замкнутый круг. Нет спроса, так как нет предложения, а нет предложения, так как некому толкнуть спрос», – читает Александр.

«Мы репетируем в ДК УАЗ, – рассказывает Алексей Николаев. – Проблем с репетиционной базой в Ульяновске нет, или, скажем так, их гораздо меньше, чем в той же Москве. Молодым музыкантам, конечно, трудно найти базу, но это от отсутствия опыта у них, а не от отсутствия баз в городе. Проблема с репетиционной базой, которая встает перед начинающими группами, – это лишь часть общей большой проблемы отсутствия преемственности. Каждая новая рок-группа, создаваемая в Ульяновске считает, что до нее вообще ничего не было – и каждый раз они проходят весь путь заново. Это касается и организационных моментов (репетиционная база, концерты), и творчества – люди играют так, будто ни Биттлз с Роллингами, ни Металлика с Нирваной никогда не существовали. Затрачивая массу времени и усилий для преодоления этих преград, которые сами себе придумали, рок-группы к моменту, когда они уже готовы выдать хороший продукт, достигают такого возраста, когда пора переходить во взрослую жизнь, и чаще всего принимают решение уйти со сцены. Они уходят, и на смену им приходят другие молодые и все начинается заново».

Алексей, как солист группы Slippers, одной из немногих, услышанных в столицах (группа – участник рок-фестиваля «Нашествие 2001» в г. Раменское – прим.авт.), поделился и своим мнением по поводу перспектив ульяновских музыкантов: «Перспективы – не знаю, а потенциал огромный. Я сужу по количеству рок-групп, которые возникают каждый месяц в Ульяновске. Можно ли музыкантам чего-то добиться, оставшись в Ульяновске? Смотря чего хочешь добиться. Играть любимую музыку себе в удовольствие можно, никуда не уезжая. Другое дело, если группа ставит себе целью покорить Москву, надо ехать в Москву, если хочет завоевать Нью-Йорк – надо ехать в Нью-Йорк. Тем не менее, позвольте дать совет начинающим музыкантам. Собирая коллектив, с самого начала договоритесь друг с другом, чего хотите. Когда вы убедитесь, что цели у вас совпадают, будьте уверены, у вас все получится. Помните, что ничего не вложив, ничего не получишь – это аксиома. Нельзя куда-то продвинуться на одном лишь таланте, приходится чем-то жертвовать – личным временем, карьерой, семьей, деньгами, иногда даже чем-то большим».

На смену року?

В последние годы в Ульяновске стало все больше музыкантов, играющих музыку других стилей, пользующихся большой популярностью у молодежи – различные направления электронной музыки, рэп и т.д. Востребован ли сегодня рок и не теряет ли он популярность? На этот вопрос музыканты отвечали неоднозначно.

«Сложно сказать наверняка, – говорит Виталий Сенцов. – К примеру, 10 лет назад у меня было совершенно другое миропонимание и музыкальные вкусы. Был один Sevclub, и туда ходило приличное количество, правда, одних и тех же людей. Сейчас в городе, безусловно, больше направлений и прогрессивной молодежи. Именно РОК в его традиционном понятии менее популярен стал. Зато, наконец, до города дошло, что есть еще и масса поджанров. От дабстепа до хардкора. Раньше все, грубо говоря, Кино и Металлику слушали. Сейчас стало лучше, это точно. Не думаю, что рок вытесняют другие направления, к тому же все настолько перемешалось сейчас, что рок-рэп-электроника могут вполне дружно сосуществовать и даже объединяться. Это замечательно!».

«По мне, так рок давно уже мертв в качестве носителя какого-либо героического или мироизменчивого пафоса – рок как протест, рок как альтернатива – всё это давно уже погребено за осколками постмодернистской массовой культуры, – считает Александр. – Сейчас рок жив как один из многих вариантов музыкального самовыражения. В таком виде он, конечно же, живёт и развивается, но реальное развитие идёт скорее в области пост-рока, сохранять героический пафос пытаются всё меньше и меньше музыкантов. Причина – избыток информации. 10-20 лет назад мы были ограничены в плане получения адекватной информации о новых музыкальных течениях, стилях, а, следовательно, ограничены в своих возможностях. Сейчас этой проблемы нет, и становится понятно, что роком музыка не заканчивается. Поэтому развитие идёт скорее в направлении синтеза, рок как протест или рок как носитель мировоззренческого пафоса – это уже отмирающие понятия».

По мнению Алексея Николаева, напротив, другие направления еще не скоро вытеснят рок со сцены: «Судя по постоянно возникающим в Ульяновске новым рок-командам, он намного популярнее, чем 10 лет назад. Раньше появление каждой новой рок-группы воспринималось как некое событие, а сейчас это обычное дело, обыденное я бы даже сказал. Рок невозможно вытеснить потому, что это самое доступное средство творческого самовыражения молодежи. Нет ничего проще, чтобы стать популярным среди сверстников, чем взять в руки гитару и начать петь свои песни. Когда будет так же просто, например, исполнить Чайковского с симфоническим оркестром, или спеть Калинку-Малинку с хором МВД, вот тогда рокерам можно будет задуматься».

Рэп или электронная музыка – также не конкуренты року. «Читать рэп – это довольно сложное искусство, которым нужно владеть виртуозно, иначе это выглядит по-детски наивно и смешно. Рэп гораздо сложнее и глубже, чем кажется со стороны. Электронная музыка тоже не катит. Знаю талантливых музыкантов, создающих замечательные треки, которые выкладывают на иностранных лейблах, даже имеют отличные отзывы от европейских продюсеров, но, никто о них не знает в Ульяновске. Нет такого, чтобы вот выйти на сцену перед толпой восторженных девчонок, красануться аккордом на гитаре и заорать в микрофон: «Ульяновск, я вас не слышу!». То есть, нет того подросткового пафоса, к которому стремятся многие начинающие музыканты», – считает Алексей.

«Что пользуется популярностью? Думаю, нельзя выделить что-то одно – все зависит от исполнителя. В Ульяновске «часто бывает так, что один и тот же человек ходит и на инди, и на блюз, и на фолк», – говорит Илья Полевин.

Итак, ульяновская молодежь играла, играет и будет играть, и отсутствие поддержки властей вряд ли этому помешает. Но, к сожалению, и здесь основной вопрос упирается в общий уровень жизни нашего региона, который, безусловно, влияет на культурную афишу Ульяновска. Такими темпами молодежи, живущей в Культурной столице СНГ, еще долго придется уезжать из родного города, чтобы чего-то добиться, а свой досуг проводить на тех мероприятиях, на которые хватит денег.

PS. Пару лет назад по интернету «гуляли» сказки про колобка в исполнении российских рок-групп, мимо которых мы, живущие в Ульяновске, как все уже знают, – на родине колобка, никак не могли пройти. Приводим наиболее яркие из них.

Ария

Ты свободен, ты чужой в семье

Будь как воин на своей тропе

Путь не близок, цель так далека

Надо в чаще оторваться

От волкА. и т.д.

Черным шаром мчишься по лесам

Блеск зубов – в кустах сидит лиса

Круглый ангел ты – не смог уйти

Только пыль ложится

На твоем пути

Калинов мост

Посреди болот, на замшелых мхах

В родовом гнезде, с дедом, с бабкою

Вольный духом жил, взращен на хлебах

В чащу он ушел, в чащу сладкую

Вороном оборванный, рыскал в истине

Да волков с медведями обойдя сторонкою

Кругом солнечным зорьку высветил

Покатился старой рощи кромкою

К солнцу рвался, к правде-матушке

Выбраться хотел из лесу

Буреломом бёг, раз тропы уж нет

Не увидел он в мураве лису…

Крематорий

В печке огонь, дым из трубы

Там колобок смотрит сны

Карманный медведь, розовый волк

Сиреневый лес, осиновый кол

Бегущий кабан, бабуля с ружьем

Лиса в сапогах стоит под дождем

Открытая дверь, цветной половик

Пыль на столе вдыхает старик

Жар сковороды, дым из трубы

Пока он идет, мы видим сны

И все до одной дороги ведут

К лисе, что проглотит и скажет

Sehr gut…

Кино

Нет у деда папирос

Кончился чай

И в дверях скажу ему

Прощай

Есть дорога у меня

Моя

В ночь уйду, в осенние

Края

Может быть вернусь домой

К весне

А может быть мне обедом

Лисе

ЧиЖ

Я сидел под березой и молча смотрел

на небо

Я ушел из дома искать

дверь в лето

Я бежал по шоссе к земляничной поляне

За лесом

И шуршал по асфальту порой

соль-диезом

Но плутовка-лисица бежит уж за мной

следом

И боюсь, это будет последним моим

летом.

Юлия Узрютова