В ульяновском ПТУ воспитанниц насильно поили нашатырем и держали в постоянном страхе.
В настоящий концлагерь превратили профессиональное училище №3 в городе Димитровграде Ульяновской области двое его сотрудников. На протяжении двух лет они изощренно издевались над девочками-подростками, обучающимися в этом учебном заведении. В общей сложности жертвами «педагогического» террора за это время стали 18 воспитанниц в возрасте от 15-17 лет. Многие из них сироты либо оставшиеся без попечения родителей.
По информации прокуратуры Ульяновской области, преподаватель Сергей К. и воспитатель Юрий Б. (мы не называем их фамилий, поскольку дело ещё не рассмотрено судом – «СП») вели себя как отъявленные садисты. Мужчины, по версии следствия, заставляли своих подопечных приседать сотни раз, часами стоять на полусогнутых ногах, стреляли в них из пневматического пистолета и поили нашатырным спиртом. Причем «наказание», как правило, назначал Сергей К., а за его исполнением следил Юрий Б., который при этом еще и избивал девочек. Следствием также были выявлены факты, когда эти так называемые «педагоги» нецензурно оскорбляли учащихся, вымогали у них деньги и угрожали насилием.
Подробностями этой скандальной истории с «СП» поделился старший помощник областного прокурора Василий Зима.
«СП»: – Как и когда вскрылись эти вопиющие факты издевательств в димитровградском училище?
– Что творится в стенах училища и общежития, стало известно в ходе проверки требований закона об образовании, которую прокуратура провела в 2009 году. Во время таких проверок сотрудники прокуратуры обычной опрашивают детей, обучающихся в образовательном учреждении. Началось все с малого: беседуя с учащимися, наши специалисты узнали, что преподаватель и воспитатель наказывают девочек за то, что они не хотят мыть полы. А уже когда стали выяснить подробности, на поверхность стали выходить просто шокирующие вещи.
«СП»: – Например?
– К., например, заставлял несовершеннолетних девочек часами стоять на полусогнутых ногах, приседать практически до потери сознания, а также спускаться и подниматься по лестнице с первого на пятый этаж. А еще у него была своя методика борьбы с употреблением алкогольных напитков в стенах училища: если кого-то заставал с бутылкой пива, растворял в воде нашатырный спирт и заставлял провинившуюся пить по литру-полтора такого «коктейля». В одну девочку, которая отказалась мыть полы, он выстрелил из пневматического пистолета.
«СП»: – Какова в таком случае была роль воспитателя Б.?
– Он, так сказать, контролировал «воспитательный процесс» и бил девочек руками и ногами. Вообще наши сотрудники были поражены жестокостью этих двух взрослых мужиков, которые превратили училище в настоящий концлагерь.
«СП»: – А что известно о личностях этих людей?
– Оба ранее к уголовной ответственности не привлекались. Были на хорошем счету у администрации образовательного учреждения, неоднократно поощрялись. Образование имеют высшее.
«СП»: – Сами-то они что говорят и чем объясняют свои гестаповские методы воспитания?
– Вообще, 90 % фактов они не признают и заявляют, что их якобы оговорили. Но у нас есть показания 18 девочек, и они весьма убедительные. Скорей всего, обвиняемые просто любыми способами пытаются уйти от ответственности. Но при этом тот же К. не отрицает, что заставлял воспитанниц пить раствор с нашатырем. А вы представляете, если просто воды выпить полтора литра, и то человеку станет плохо…
«СП»: – Какие обвинения предъявлены сотрудникам училища?
– Там целый список статей. В частности, им предъявлено обвинение в ненадлежащем исполнении педагогом обязанностей по воспитанию детей, соединенное с жестоким обращением, обвинение в нанесении побоев и истязательстве несовершеннолетней, а также обвинения в угрозе убийством, вымогательстве и нарушении неприкосновенности жилища.
«СП»: – Дело уже передано в суд?
– Да, материалы уже направлены в городской суд Димитровграда. Предполагается, что слушания начнутся уже 23 марта.
«СП»: – Какая будет позиция гособвинения в этом процессе?
– Очевидно, что она будет принципиальной и жесткой: будем настаивать только на реальном сроке.
«СП»: – Василий Иванович, а директор училища понесет какую-либо ответственность? Ведь трудно представить, что он совсем был не в курсе?
– Насколько мне известно, по требованию прокуратуры он был привлечен к дисциплинарной ответственности. А вот почему он ничего не предпринял? Это скорее вопрос к управлению образования, департаменту образования и министерству образования Ульяновской области? Почему у них на руководящих постах работают такие люди.
Тем же вопросом задается уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Ульяновcкой области Константин Долинин, который взял это дело под свой контроль. У него вызывает большое недоумение реакция директора училища №3 Владимира Кологреева на беспредел, творившийся почти два года в стенах этого образовательного учреждения.
«Это началось еще в позапрошлом году. Я только вступил в должность. Ко мне обратилась группа воспитателей, женщины, которые сообщили этот факт. И они соответственно обратились в прокуратуру. Странная реакция была директора ПТУ, потому что для того, чтобы разобраться и скорректировать подчиненных, он начал давить на женщин, потому что заступились за девочек», – рассказал Долинин в эфире одной из радиостанций.
Во всей этой скандальной истории, по мнению омбудсмена, есть прямая вина Кологреева, который «практически способствовал этому». Однако его ходатайство об отстранении директора от должности, осталось почему-то неудовлетворенным. «Он по-прежнему работает», – посетовал Долинин.
К слову, когда этот «садистский скандал» уже раскручивался прокуратурой по полной программе, димитровградское профессиональной училище отметило юбилей. 1 марта 2010 года учебному заведению исполнилось 60 лет. На торжественном мероприятии, проходившем в городском Центре культуры и досуга «Восход», руководство училища рассказывало об успехах и достижениях. От имени губернатора и главы города директору Владимиру Кологрееву и преподавательскому составу были вручены грамоты и благодарственные письма.
Для своего бывшего начальства Сергей К. с Юрием Б. и сейчас – люди уважаемые.
«У каждого из них есть высшее профессиональное образование, и это уже о многом говорит. А что касается обвинений, то виновны они или нет, решит суд», – высказал свою позицию в беседе с корреспондентом «СП» Владимир Кологреев, добавив, что оба сотрудника уволились по собственному желанию.
Он уверен: нет никаких оснований говорить о ЧП, а дать компрометирующие педагогов показания девочек заставили «очень влиятельные люди в разных кругах, чтобы был очень хороший политический скандал».
«Кто, я не могу сказать, потому что на самом деле это затрагивает очень высокие структуры власти и об этом нельзя говорить», – загадочно добавил собеседник.