«РР» совместно с администрацией Ульяновской области представляет первый региональный спецпроект, главная тема которого — будущее региона, включая разговор об инвестициях, инновациях, социальном развитии и гражданском обществе.

Одной из задач развития области, по вашим словам, должно стать привлечение инвес­торов и создание в регионе новых производств. Насколько успешно решается эта задача?

В 2010-м у нас реализовывалось 89 инвестиционных проектов, часть которых успешно завершена — в регионе открыто 12 предприятий. В область пришли крупнейшие мировые производители: компания SABMiller построила свой пивоваренный завод, появилась фабрика «Марс», производящая корма для домашних животных. «Хенкель Баутехник» открыл завод по производству сухих строительных смесей. Эти проекты привлекли в область более двенадцати миллиардов руб­лей и позволили трудоустроить и обеспечить хорошую зарплату двум с половиной тысячам человек.

Прошлый год стал стартовым для крупнейшего не только в стране, но и в мире проекта — федерального высокотехноло­гичного ядерно-инновационного центра. Он создается на базе НИИ атомных реакторов, который находится во втором по величине городе Ульяновской области — Димит­ровграде.

Само по себе это успех, но для нас очевидно, что это только первые шаги. Уже весной начнется строительство завода компании «Таката-Петри»: производство автокомплектующих, а в 2013 году в Ульяновске зарабо­тает единственное в России инновационное предприятие по выпуску композитных авиакомплектующих.

Два завода появятся в городе на базе предприятия «Авиастар-СП». Один из них займется производством композитных элементов для самолетостроения, второй — окончательной сборкой крыльев, центропланов и хвостового оперения для МС-21, новой модификации самолета «Сухой Суперджет» и других перспективных воздушных судов.

И это только самые крупные проекты.

А каковы, на ваш взгляд, причины этого успеха? Ведь сейчас регионы буквально борются за инвесторов. Почему для многих из них интересна именно Ульяновская область?

Инвестор идет в те регионы, где для него создают комфортные условия, то есть снижают финансовые и временные затраты на реализацию проекта. И Ульяновская область в этом смысле весьма привлекательна. Смотрите, в прошлом году мы приняли пакет законов по инвестиционной деятельности — он предусматривает продление пе­риода господдержки и максимальное снижение риска инвесторов. Последнее актуально и для нового статуса «Особо значимый инвестиционный проект», который мы ввели наряду со статусом приоритетного инвестиционного проекта. Что такое «особо значимый» статус? Это 0% по налогу на имущество, пониженная до 13,5% ставка налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в областной бюджет, освобождение от транспортного налога. К тому же мы предлагаем субсидии из областного бюджета на выкуп в собственность земельного участка, подведение инженерной инфраструктуры к границе земельного участка, подключение к инженерно-техническим сетям.

Но бизнес стало трудно удивить благоприятным инвестиционным климатом — нам пришлось пойти дальше. В регионе по­явились зоны перспективного развития — промышленные площадки, снимающие проблемы доступности земли и инфраструктуры и полностью готовые к приему инвес­торов. В Ульяновской области расположена единственная в России особая экономическая зона портового типа (ПОЭЗ). Развиваем мы и территории для современных высокопроизводительных предприятий, в том числе иностранных компаний — лидеров своих отраслей.

Промышленное развитие, видимо, потребует изменения системы подготовки кадров.

Мы это прекрасно понимаем. По оценке экспертов, через десять лет нам понадобится много людей с рабочими профессиями. Очень необходимы специалисты в области машино- и авиастроения, товароведения, организации и обслуживания предприятий общественного питания. Не обойтись и без высококвалифицированных кадров: медиков, физиков-ядерщиков — вообще специалистов ядерного кластера. Кстати, я считаю, что кластерная политика развития экономики является одной из самых современных, поскольку сосредоточение в одном месте близких направлений дает серьезный синергетический эффект и возможность их быстрого развития.

Приведу пример того, как мы решаем проб­лему подготовки кадров для двух важнейших для нас кластеров: ядерно-инновационного и авиационного.

Димитровградский НИИ атомных реак­торов и три университета Ульяновска и Самары создали в 2009 году два научно-образовательных центра — «Радиохимия и кристаллохимия» и «Методы и средства исследования свойств материалов и элементов активных зон ядерных реакторов в процессе облучения».

Кроме того, в Димитровграде вскоре по­явится филиал Московского инженерно-физического института — первые студенты начнут здесь учебу в сентябре 2011 года. Такую возможность мы получили заключив трехстороннее соглашение между правительством Ульяновской области, ГНЦ НИИАР и Национальным исследовательским ядерным университетом МИФИ.

Сетевая специализированная естественно-научная школа МИФИ станет ключевым звеном Центра подготовки и переподготовки кадров ядерного кластера — это будет свое­образный синтез образования, науки и производства.

Теперь об авиационном кластере. Мы можем похвастаться уникальным проектом непрерывного образования «Симбирские крылья», формирующим сквозную систему профориентации и повышающим престиж предприятий авиастроительного комплекса. Сейчас мы выстраиваем схему непрерыв­ного образования: детский сад — школа — начальное профессиональное образование — среднее профобразование — высшее. Эта система позволит подготовить достаточно специалистов для авиационной сферы.

Если схематично обозначить основные направления развития образования, то получится, что у нас в приоритетах формирование системы непрерывного образования, развитие ассоциации «Университетский учебно-научный комплекс УлГУ», организация университетского округа в одном из районов области, работа совета по профильному образованию и довузовской подготовке.

А оттока специалистов вы не боитесь?

Есть такая проблема. Но мы уже сегодня активно занимаемся разработкой системы поддержки талантливой молодежи. Всего один пример. С 2007 года отличники по­ощряются премией губернатора — в результате на сегодня их уже более семи с поло­виной тысяч против четырех тысяч вначале. То есть одна только эта премия позволила увеличить за три года число отличников вдвое — с моей точки зрения, неплохой результат.

Понятно, впрочем, что этих отличников надо будет еще и удержать в области. Но, как я уже говорил, у нас хорошие перспективы трудоустройства, а кроме того, мы разрабатываем целый ряд программ по социальной поддержке молодых специалистов.

Насколько активно участвует бизнес в происходящих изменениях?

Мы вовсю сотрудничаем с Союзом промышленников и предпринимателей Ульяновской области. Эта организация участвует в разработке законодательных актов, затрагивающих интересы промышленности области. Вводится в практику представление независимых экспертных заключений со стороны союза на областные законопроекты по вопросам, связанным с формированием индустриальной политики. С моей точки зрения, это и естественно, и необходимо, ведь в конечном счете все эти документы принимаются именно в интересах гармоничного развития бизнеса и общества.

При нашей поддержке в 2007 году было создано Ульяновское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России». Благодаря этому нам удалось достичь положительных показателей в развитии экономических, производственных и научно-технических связей между предприятиями и организациями региона.

Вообще я убежден, что без диалога с бизнесом о развитии региона не может быть и речи. Именно благодаря конструктивным взаимоотношениям с предпринимателями Ульяновская область постепенно выдвига­ется в число передовых регионов как в Приволжском федеральном округе, так и во всей России.

Есть ли у бизнеса в регионе предложения по частно-государственному партнерству, реформам управления, проектам развития?

Я уже говорил о создаваемой в области особой экономической зоне портового типа. Мы договорились с рядом зарубежных компаний — партнеров ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» — и другими о вхождении в ПОЭЗ в качестве резидентов. Там будут созданы первый в России современный центр по техническому обслужи­ванию и ремонту самолетов и уникальное производство аэростатических летательных аппаратов, которые будут применяться в том числе для освоения и перевозки крупных грузов в труднодоступные районы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера.

Еще один пример частно-государствен­ного партнерства — промышленные зоны. В Ульяновской области особый интерес иностранных инвесторов вызывает промышленная зона «Заволжье» — именно здесь открыли свое производство ООО «Марс» и ООО «САБМиллер РУС». Объем инвестиций в основной капитал, произведенный данными компаниями, составил более 8,5 миллиардов рублей. Хочу отметить, что на 1 рубль бюджетных вложений в развитие «Заволжья» приходится 17 рублей частных инвестиций.

Также в рамках частно-государственного партнерства на базе Димитровградского автоагрегатного завода создается индус­триальный парк по производству автокомпонентов.

Есть ли в области очаги развития малого и среднего инновационного предпринимательства, которые могут дать существенный экономический эффект уже в ближайшие годы?

Для успешного развития бизнеса мы сформировали инновационную инфраструк­туру, ядром которой является Ульяновский технопарк. Будучи связующим звеном между наукой и бизнесом, он взаимодейст­вует со всеми научными организациями, НИИ и высокотехнологичными предприятиями региона. Одно из основных направлений его работы — развитие нанотехно­логий: с этой целью там создан проектный офис Роснано.

В конце 2010 года в регионе началась реализация проекта по созданию нанотехнологического центра, общий объем инвестиций составит более 1 200 000 000 рублей. Наноцентр станет крупнейшей структурой, которая будет заниматься разработкой и поиском новых технологий, их продвижением и коммерциализацией. Ключевыми специализациями ульяновского нанотехнологического центра станут ядерные технологии и их применение в медицине и приборостроении, конструирование, в основном в сферах автомобилестроения и оборонной промышленности, а также материалы с новыми свойствами.

Уже сейчас для наноцентра готовят команду профессионалов, имеющих многолетний опыт работы в отрасли наукоемких технологий и производств.

Какие меры по совершенствованию управления регионом являются, с вашей точки зрения, первоочередными?

Думаю, что не выведу новую формулу, сказав, что это прежде всего повышение прозрачности нашей деятельности, снижение бремени государственного регулиро­вания для граждан, борьба с коррупцией, эффективное расходование бюджетных средств.

Этому служат активное внедрение современных электронных технологий и реализация административной реформы — переход к «электронному правительству». Сейчас мы создаем трехмерную геоинформационную систему 3D-ГИС. Она станет интегра­ционной платформой для информационных систем различных ведомств и позволит наконец объединить и совместить данные кадастра, БТИ, ЖКХ, энергетиков, МЧС и прочее. Внедрение 3D-ГИС позволит более эффективно решать задачи развития территорий и разработки генеральных планов, поднимет на новый уровень архитектуру и градостроительство, социальную и инже­нерно-транспортную инфраструктуру, сохранит историческое и культурное наследие, обеспечит безопасность населения в чрезвычайных ситуациях.