«РР» ежегодно проводит исследование «Самые авторитетные люди России», имея в виду не только чиновников и крупных бизнесменов, но и людей других публичных профессий, которые пользуются подлинным и неформальным уважением в обществе. Такой же подход мы стремимся применять и в региональных исследованиях. Здесь мы представляем четырех человек, которые заслужили признание тех, кто живет и работает с ними рядом: общественного деятеля Сергея Ермакова, учителя Юрия Латышева, врача Ирину Соловьеву и общественного активиста Константина Ильина.

Сергей Ермаков, общественный деятель Председатель Общественной палаты Ульяновской области

Существует огромное количество разных определений гражданского общества. Как раскрываете это понятие вы, как руководитель одного из крупнейших гражданских институтов?

В первую очередь гражданское общество — это совокупность всех вневластных отношений, некий противовес государственному аппарату. Но крайне ошибочно понимать эти взаимоотношения как конфликт. Это скорее взаимовыгодное сотрудничество. К тому же эти две сферы — государство и общественность — проникают друг в друга. Ведь чиновник, к примеру, тоже гражданин, который может участвовать в общественной жизни. Более того, я считаю, что он должен быть в авангарде общественных процессов.

Как же все-таки понять, существует ли гражданское общество в стране, в регионе?

Ответ на этот вопрос однозначен. Да, существует! Везде, где граждане, обладающие собственной активной позицией, приходят к осознанию необходимости объединения для решения каких-либо проблем, для собственного дальнейшего развития, существует гражданское общество. Вопрос лишь в степени его развития. Если мы говорим о классических признаках гражданского общества — таких как правовая и политическая грамотность и активность, способность формировать вокруг себя социальное пространство, наличие гражданского самосознания в отдельно взятом человеке, верховенство права, различные свободы, — то это признаки именно развитого гражданского общества, а не его абсолютного отсутствия или присутствия.

Какова сейчас ситуация с гражданским обществом именно в Ульяновской области?

Обстановка сложна, как, впрочем, и во всей стране. С другой стороны, сложно было бы ожидать окончательного становления гражданских институтов за 20 лет существования современной России. Но в Ульяновской области действуют активно развивающиеся некоммерческие организации, есть примеры социально ориентированного бизнеса, ярких общественников, начинает развиваться муниципальная сфера. Это показал и гражданский форум, прошедший недавно в Ульяновске и организованный Общественной палатой региона при поддержке правительства. Безусловно, есть проблемы. Но, во-первых, чтобы их решить, о них для начала надо заговорить. А во-вторых, решать их можно и не прося постоянной помощи у государства. Того, кто стоит с протянутой рукой, невозможно воспринимать как сильного игрока на политической, социальной, экономической, гражданской арене. Рецепт становления гражданского общества не нов, хотя и непрост. Кроме развития некоммерческого сектора и гражданских инициатив мы должны обращать внимание на основные, системные гражданские институты. А это парламенты различных уровней и территориальная самоорганизация граждан. Вот что необходимо подвергать гуманитарной модернизации. Ну и, безусловно, основным оружием любого общественника должно стать просвещение. Гражданское общество не строится во тьме.

Юрий Латышев, педагог

Народный учитель России, почетный гражданин Ульяновска. Ведет республи­канско-областную школу передового педагогического опыта, где встречаются учителя со всей России. Преподает историю, общество­знание, граждановедение в МОУ «Гимназия № 44 им. В. Н. Деева». С 1960-х годов школа отдает приоритет в образовательной политике воспитанию. «Воспитанного ученика легче обучать», — считает педагог с 57-летним стажем Ю. Латышев. По его инициативе в гимназии был создан профильный класс УВД. Старшеклассники-курсанты кроме уроков в школе посещают занятия в учебном центре УВД, где слушают лекции действующих офицеров.

Когда дети удивляли вас последний раз?

Совсем недавно — правда, это, к сожалению, было неприятное удивление. Представляете, на 79-м году я снова стал классным руководителем. И сразу обратил внимание, что у школьников, родившихся в середине девяностых, индекс здоровья объективно ниже, чем у других поколений. У многих ребят проблемы с нервной системой, памятью, интеллектом. Недокормленное поколение…

Как вы относитесь к грядущей реформе школьного образования?

Знаете, сколько этих реформ я видел на своем веку?! Хочется крикнуть: «Ау, где вы?» Мне, конечно, не нравится, что новый стандарт не уделяет должного внимания русскому языку. Человек с высоким уровнем грамотности легче учится и больше успевает. Не нравится мне и необходимость после девятого класса определиться с будущей профессией. Я считаю это преждевременным. У меня были дети, которые девять лет были творческими гуманитариями, а в десятом классе стали завоевывать призовые места на математических олимпиадах. И свое будущее связали с точными науками.

А будущему милиционеру, то есть полицейскому, русский язык нужен?

Возможно, это самая большая проблема сержантского состава. Эти сотрудники состав­ляют первичный протокол с места происшествия, от которого зависит дальнейший успех расследования. Поэтому в учебном центре УВД Ульяновской области был введен блок занятий по русскому языку.

Ирина Соловьева, медик

Врач-педиатр высшей категории, профессор кафедры педиатрии Ульяновского государственного университета, доктор медицинских наук. Специализи­руется на клинической иммунологии, аллергологии, пульмонологии, вакцинологии и гастроэнтерологии. В ее кабинете все продумано до ме­лочей: от веселых аппликаций на стенах до ярких игрушек, расставленных на уровне детских глаз. А сама «тетя доктор» — молодая, энергичная и доброжелательная женщина — кажется моторчиком, который вращает счастливую, аккуратную и крайне разумно устроенную вселенную.

Вы шли в профессию по расчету или из-за мечты?

Я из тех врачей, которые с детства мечтают о медицине. Когда была маленькой, лечила кукол, подросла — спасала животных. Когда училась в школе, мама часто болела, и я говорила ей: «Вот выучусь — и вылечу тебя». Жили мы тогда в Казахстане, и после школы я окончила Семипалатинский государственный медицинский институт по специальности «педиатрия», в 1988 году — клиническую ординатуру по специальности «инфекционные болезни». Потом кандидатская и докторская, написанные первая — за два, а вторая — за четыре года. С 1995 года работаю в Ульяновском государственном университете, это бывший филиал МГУ.

Как вам удалось так быстро защититься?

Это секрет всех женщин-ученых с маленькими детьми. У нас нет возможности десять лет говорить: «Я пишу диссертацию», — и писать ее урывками. Если хочешь остаться в профессии и быстрее вернуться к семье, надо выстраивать этот период жизни так, чтобы работать максимально эффективно.

Если вам предложат переехать в Москву, согласитесь?

Я ощущаю себя на своем месте, хочется работать здесь, заниматься оздоровлением людей. Скучать не приходится. Сейчас, например, у нас есть проблемы с ветряной оспой, ротавирусной инфекцией. Но эти вакцины не входят в календарный план прививок региона. Сейчас пишу информационные письма для чиновников. Будем решать вопрос. В самых амбициозных планах, конечно, развитие аллергологической и иммунологической службы.

Константин Ильин, общественный деятель

Председатель Ульяновской областной общественной организации «Молодежный инициативный центр». В 2007 году стал стипендиатом приоритетного национального проекта «Образо­вание» в разделе «Поддержка талантливой молодежи», является членом Союза журналистов России и Молодежной парламентской ассамблеи при Совете Федерации. Сегодня Молодежный инициативный центр — единственная в регионе общественная организация, которая работает через систему местных отделений, то есть охватывает все районы Ульяновской области.

Как школа юного журналиста превратилась в гибрид социальной сети и молодежной тусовки?

Любая общественная организация работает на конкретную целевую аудиторию. Я начинал с Ассоциации начинающих журналистов Ульяновской области «Inформат», которую возглавлял с 2005 года. Работали на голом энтузиазме с утра до ночи: проводили семинары, конференции, организовывали мастер-классы и встречи, в том числе с журналистами федеральных СМИ. Сегодня те «начинающие» уже работают в редакциях, издательствах, пресс-службах. В какой-то момент мы поняли, что выросли из своего формата, — так появился Молодежный инициативный центр.

Предположим, мне тринадцать лет, я пишу стихи, но мне некому их показать. Почему мне понравится в МИЦ?

Потому что если вы туда придете, то вам просто понравится — и все. Вы не сможете оттуда уйти. У нас много направлений. Например, лидер-клуб. Мы приглашаем на занятия психологов и тренеров, которые помогают развить коммуникативные и лидерские навыки. Если надо, помогаем с резюме и характеристиками. Фестиваль «Inформат», который мы запланировали на май, — это пять дней мастер-классов, творческих лабораторий, это много новых друзей. Есть программа «Право»: мы приглашаем юристов, уполномоченного по правам ребенка. Есть программа «Диалог культур», она направлена на развитие толерантности, но не путем скучных заклинаний, от которых скулы сводит, а в режиме реального и интересного диалога.