Виктор Никитин

В Ульяновской области завершился судебный процесс по факту беспрецедентного воровства в региональном Минздраве. Вступил в силу приговор в отношении членов преступной группы, в числе которой экс-министр здравоохранения Ульяновской области Федор Прокин. Они изобличены Прокуратурой Ульяновской области в хищении бюджетных финансовых ресурсов в размере свыше 90 миллионов рублей.

Арест

Напомним предысторию. В марте 2004 года Федор Прокин становится главным врачом Ульяновской Центральной городской клинической больницы (ЦГКБ), в июле 2007 года – министром здравоохранения региона. Он не забывает о научном и политическом багаже: кандидат медицинских наук, заместитель председателя Ассоциации врачей-хирургов, член рабочей группы губернаторского Совета по вопросу «Об оптимизации сети учреждений социальной сферы Ульяновской области», антинаркотической комиссии, Политсовета Ульяновского регионального отделения партии «Единая Россия»… А ещё он один из создателей фирмы «Ланцет», детищем которой стали рынки с одноименным названием, сеть продовольственных рынков и аптек. Ему уже виделось небо в алмазах.

Но грянула буря.

Девятого ноября 2009 года на сайте прокуратуры Ульяновской области появилось сообщение, которое произвело эффект разорвавшейся бомбы:

«В Ульяновской области арестован региональный министр здравоохранения. Прокуратурой Ульяновской области поддержано ходатайство следственных органов о заключении под стражу теперь уже бывшего регионального министра здравоохранения Прокина Ф.Г., обвиняемого в хищении в составе организованной группы бюджетных средств в размере более 33 миллионов рублей.

Как установлено, осенью 2007 года данный руководитель совместно с главным врачом Государственного учреждения здравоохранения «Ульяновская областная клиническая больница» Баландиным А.Н. организовал подмену подготовленного специалистами технического задания на приобретаемый для нужд данного медицинского учреждения цифровой кардиоангиографический комплекс с рентгеновским и ультразвуковым контролем исследований «Siemens AG, Germany».

Зная, что реальная стоимость этого дорогостоящего оборудования составляет нескольким более 50 миллионов рублей, он дал указание завысить его покупную цену практически в 2 раза».

«Попали под раздачу» два калужских бизнесмена: директор ООО «АРИАНДР» Сергею Айрапетов и руководитель ООО НПО «Лучевая диагностика» Андрей Антипов, занимавшиеся поставками оборудования фирмы «Siemens AG Germany» в учреждения здравоохранения.

Ещё один фигурант – директор по сбыту департамента здравоохранения московского ООО «Сименс», отвечавший за поставки и реализацию медицинского оборудования в регионах Приволжского федерального округа Виталий Гудков – к тому времени ударился в бега и был объявлен в федеральный розыск.

Позволим себе небольшое пояснение. Приставки «экс» и бывший» сделаны не случайно. Баландин был первым, кто попал под жернова правоохранительных органов. Как только началось следствие, он сложил с себя полномочия главного врача УОКБ. Его примеру последовал Прокин. Оба объясняли своё решение проблемами со здоровьем. Были, однако, и другие, более серьёзные причины.

Щупальца спрута

Начало скандалу положило заявление в правоохранительные органы о том, что ангиограф, который для УОКБ купили за огромные деньги, простаивает. Его, действительно, обнаружили на складе, хотя с момента покупки прошёл почти год. Поначалу полагали, что речь идёт о неэффективном расходовании бюджетных средств. Когда же копнули глубже, поняли, что надо говорить о хищении в особо крупном размере…

В 2006 году Айрапетов и Антипов, зная о том, что медучреждения Ульяновской области нуждаются в новейшем оборудовании, решили поживиться. Быстро нашли общий язык с Гудковым. Вовлекли в состав преступной группы Прокина. С ним, кстати, неоднократно встречались в московском офисе ООО «Сименс», Минздраве Ульяновской области, в УОКБ, организовали приглашение на международный медицинский конгресс в Австрии.

Было решено, что «объектом» хищения станут деньги, выделенные из бюджета области на поставку в УОКБ ангиографа. В документах указали, что его фактическая стоимость составляет 102 миллиона рублей. Обоснованность фантастической для небольшого региона суммы предметом обсуждения, судя по всему, не была. Равно как не сомневалась троица и в том, что победит на предстоящем конкурсе. Откуда такая уверенность? Ответ на вопрос во многом даёт беседа автора этих строк со старшим прокурором отдела государственных обвинителей прокуратуры Ульяновской области Евгением Губиным.

Суть его пояснений такова. Объединение дельцов в группу-триаду было необходимостью. Предприниматели бессильны провернуть сделку без участия чиновников, а те не могут обойтись без предпринимателей. Первые должны были поставить оборудование, вторые – обеспечить победу на конкурсе. Вполне очевидно, что и возможности Прокина были далеко не безграничны: слишком много административных барьеров стояло на пути к цели. Но и они, как оказалось, не стали окончательным препятствием. Евгений Александрович напомнил, что по делу проходил большой круг неустановленных лиц. Антипов заявлял на следствии, и это зафиксировано в материалах дела, что были заключены «неофициальные соглашения» с представителями администрации области. Суть их заключалась в том, что, несмотря на необходимость участия в конкурсе, поставки должны делать именно Антипов и Айрапетов. Но на условиях отката: мы, чиновники, обеспечиваем вам возможность поставок и победу в конкурсе, а вы извольте делиться. Тем более что разница между реальной и заявленной стоимостью оборудования, которую можно было положить в карман, исчислялась многими миллионами рублей.

Но тут возникло препятствие. Дело в том, что летом 2007 года, за несколько месяцев до конкурса, врачи УОКБ разработали техническое задание на ангиограф, стоимость которого составляла не более 60-70 миллионов рублей. Он, к тому же, обладал системой электронного считывания диаметра сосудов, которой не было у ангиографа подельников. Это грозило провалом на конкурсе. Тогда-то и «вспомнили» про Баландина. Он дал согласие подменить техническое задание, подготовленное врачами возглавляемой им больницы, на документ с указанием характеристик «нужного» ангиографа. Затем подписал сфабрикованные им бумаги и по указанию Прокина направил их в департамент здравоохранения и фармации Ульяновской области.

Численный перевес на предстоящем конкурсе махинаторы обеспечили себе безболезненно. Антипов учредил и зарегистрировал фирму-«однодневку» ООО НПО «Лучевая диагностика».

Гудков обеспечил участие в конкурсе ещё одной «однодневки» именуемой ООО «Медтехника».

Труднее было с третьим участником конкурса – самарским ООО «Универсал». Он представил заявку на поставку ангиографа производства «Philips Holland» стоимостью 61,6 миллиона рублей, который отвечал всем необходимым требованиям. «Выбили» чужака из игры испытанным приёмом. Баландин выдал подложное экспертное заключение о несоответствии предлагаемого «Универсалом» оборудования требованиям конкурсной документации. Такой шаг себя оправдал: «Универсалу» было отказано в допуске для участия в конкурсе.

Для исключения из числа конкурсантов ООО «Медтехника» был найден формальный предлог. Таким образом, на «беговой дорожке» осталось лишь ООО НПО «Лучевая диагностика». Комитет признал конкурс несостоявшимся, а госзаказчику в лице Министерства здравоохранения, которое тогда уже возглавлял Прокин, было предписано заключить контракт на поставку ангиографа с единственным из оставшихся подателем заявки.

Госконтракт на 94,8 миллиона рублей был подписан 10 января 2008 года. Деньги из бюджета области были перечислены на расчётный счёт ООО НПО «Лучевая диагностика». Часть из них, 52,7 миллиона рублей, «джентльмены удачи» потратили на оплату ангиографа. Остальные раскидали по фирмам-«однодневкам» и присвоили.

Звенья одной цепи

«А где же рентгеновский и ядерный магнитно-резонансный томографы?» – спросите вы. И будете совершенно правы. Один приобрела Центральная медико-санитарная часть, другой – ЦГКБ. Конкурс по ним был проведён в августе 2007 года. Прокуратура, а потом и следствие подошли к расследованию дотошно. По словам Евгения Губина, когда механизм поставки ангиографа и проведения по нему конкурса был детально изучен, а преступные действия группы «Прокин и К» были надлежащим образом квалифицированы и юридически закреплены, решено было взяться за конкурс августа 2007 года. Вскоре стало очевидно, что здесь, вплоть до мельчайших деталей, использовалась та же схема откатов, что и в деле по ангиографу…

Всё окончательно встало на свои места. Ангиограф и томографы обошлись региону более чем в 200 миллионов рублей. В реальности всё оборудование стоило почти в два раза меньше. Как результат, бюджет области потеряла на этой сделке более 90 миллионов рублей.

Жёсткая «посадка»

Судебный процесс, проходивший в стенах Ленинской районной Фемиды Ульяновска, получился оглушительно громким. С одной стороны, прецедентов, когда на скамью подсудимых садиться министр, в истории юриспруденции новейшей России отмечено не было. С другой стороны, уголовное дело, раскрученное в регионе, попало в поле зрения первых лиц государства. Оно послужило детонатором, вызвавшим со стороны Генеральной прокуратуры и контрольного управления Президента России волну проверок исполнения законодательства в сфере закупок медицинского оборудования для государственных и муниципальных нужд во многих регионах Российской Федерации.

Вернёмся, однако, в зал суда. Прокин, по словам представителя гособвинения, всё начисто отрицал. Антипов и Айрапетов дружно «топили» друг друга, оспаривали каждый факт, выдвигали множество версий. Говоря иначе, чётко выстроенной системы защиты у них не было.

Сразу же скажем, что приговор от 23 декабря 2010 года не оставлял сомнений в убедительности собранных прокуратурой и следствием доказательств: преступную троицу приговорили к реальным срокам лишения свободы. Её адвокаты отправились с кассационными жалобами в Ульяновский областной суд. С учётом вступившего в силу федерального Закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ» от 7.03.2011 года, предусматривающих исключение нижнего предела наказания в виде лишения свободы, судебная коллегия по уголовным делам уменьшила каждому из осужденных сроки заключения на один год. В остальной части приговор районной Фемиды был оставлен без изменения. Окончательный вердикт прозвучал в стенах областного суда 11 марта текущего года. Из него следовало, что Прокин признан виновным в мошенничестве с использованием служебного положения, совершённом группой лиц по предварительному сговору в особо крупном размере и покушении на аналогичное хищение чужого имущества. Он приговорён к 7,5 годам колонии общего режима со штрафом в доход государства в размере один миллион рублей и лишением права занимать должности на государственной службе сроком на три года.

Антипов и Айрапетов осуждены за мошенничество в составе группы лиц в особо крупном размере и покушении на хищение бюджетных средств, соответственно, к 6,5 и 6 годам четырём месяцам с выплатой штрафа в доход государства в размере 900 и 800 тысяч рублей.

Но и это не всё. Преступная троица обязана в солидарном порядке возместить причинённый бюджетам области и города ущерб в размере более 90 миллионов рублей. Так что небо им покажется с овчинку.

Уголовные дела в отношении депутата регионального Законодательного Собрания Александра Баландина и находившегося до недавнего времени в федеральном розыске регионального директора по сбыту медицинского оборудования по Приволжскому федеральному округу Департамента здравоохранения ООО «Сименс» Виталия Гудкова выделены в отдельное производство. Следствие по ним продолжается.

Вывод очевиден. Каждый из них изломал жизнь себе и близким людям. Не получили своевременную медицинскую помощь тысячи больных жителей региона. Имиджу области нанесён чувствительный удар. Всего этого могло и не быть. Требовалось только одно: чтобы чиновники от медицины, и не только, жили нуждами людей, о которых призваны заботиться. Они предпочли другой путь: в погоне за наживой выбрали скользкую дорожку, которая привела их на скамью подсудимых.