Виктория Чернышева

В правительстве Ульяновской области ввели “уроки грамотности”.

Ульяновские власти объявили об очередном нововведении – обучении обитателей “белого дома” русскому языку. Цель благая – соответствовать высокому статусу: в нынешнем году областную столицу включили в программу “Культурные столицы СНГ”.

Несладкая жизнь выходит у ульяновских чиновников. Казалось бы, вот оно счастье: сиди себе на рабочем месте, верши судьбы народа, сочиняй документы… Ан нет: сначала в ульяновском “белом доме” озаботились “реабилитацией” буквы Ё. В приказном порядке губернатор Сергей Морозов запретил использование распоряжений, приказов, служебных записок и прочих официальных документов без “изобретения” симбирянина Николая Карамзина. Бумаги без Ё возвращали на переделку.

Затем – новая напасть: всеобщая борьба за повышение уровня знаний. Сперва служащих протестировали на знание русского языка – 19 человек получили твердые “двойки”. Затем уже более сложное испытание – комплексный тест по пяти предметам: русскому языку, истории России, краеведению, основам законодательства и компьютерной грамотности. Кое-кому пришлось вспомнить молодость и, пересилив желание посмотреть телевизор или просто лечь пораньше спать, засесть (разумеется, в свободное от работы время) подобно школярам за учебники. Некоторым тяжело далась история, другие, особенно представители старшего поколения, как никогда остро ощутили, что они “на вы” с компьютером. А вот основы законодательства, русский язык и краеведение затруднений у большинства чиновников не вызвал – они получили “четверки” и “пятерки”.

И вот очередной виток. К 2020 году, как известно, Морозов хочет превратить Ульяновск ни больше ни меньше в культурную столицу Европы. А то приедут высокие гости, а местные чиновники опозорятся своим “мы вам позвОним”.

Начать решили сразу с “верхов”: на аппаратных совещаниях у губернатора теперь будут проходить образовательные пятиминутки. По словам министра образования региона Екатерины Уба, к нововведению члены правительства отнеслись с пониманием.

– Грамотная речь – это неотъемлемая часть нашего имиджа, работы, – рассказала корреспонденту “РГ” министр. – Увы, когда человек становится чиновником, речь у него “сужается”. Какие-то вещи мы начинаем проговаривать одинаковыми словами. Все это – из-за активной работы с официальными документами. Но терять индивидуальность нельзя. Ведь русский язык дает такой простор для самовыражения, что не пользоваться этим просто грешно.

Учить говорить грамотно своих коллег Екатерина Уба планирует пока сама. А дальше – как получится. Не исключено, что для встреч с министрами будут приглашать интересных людей – преподавателей вузов, особо одаренных учеников, например, победителей олимпиад. Общение возможно в режиме видеоселекторной связи…

В личном “учебном плане” министра образования – склонения числительных, правильное употребление и написание производных предлогов, стилистические ошибки, происхождение и значение слов и, конечно, извечное – ударения. А то каждое совещание в стенах правительства превращается в настоящую пытку для уха. Из уст чиновников то и дело вылетает: “Мы нашли понимание площадки праздника”, “Видим о том, что”…

Кстати, в неграмотности из высоких чиновников чаще всего обвиняют заместителя ульяновского губернатора Светлану Опенышеву, которая частенько допускает в своем блоге ошибки. Но сама она ссылается на спешку:

– Я, бывает, пишу, торопясь, после совещаний. Вот упрекнули меня: вы написали не “здесь”, а “сдесь”. Я даже не понимаю, как я могла это написать. Я пишу на айпаде, текст на экране выглядит мелко, я не всегда его увеличиваю. Так что бывает, пост уходит с ошибками… Иногда и “закручу” предложение, но это, скорее, от моей излишней эмоциональности, – говорит Опенышева.

Впрочем, ошибки замгубернатора свидетельствуют только об одном – в блог она пишет сама.

Между тем позитив начальников по поводу очередных уроков разделяют далеко не все их подчиненные. – Да, учеба – это хорошо. Я, например, всегда обеими руками за то, чтобы повышать свой профессиональный уровень. Но, честно говоря, работа и так тяжелая. В лучшем случае, домой ухожу в восьмом часу вечера – много технической работы, связанной с бумагами. Когда мне учить русский язык? Хочется с семьей хоть немного времени провести, – говорит сотрудник одного из региональных министерств. Свое имя он говорить отказался: “Получу выговор от начальства”.

Жаловаться на нехватку времени на учебу в кулуарах ульяновских властей сегодня не принято. В перерывах между работой, русским и краеведением руководители областного правительства – министры, начальники департаментов и их замы (всего около 50 человек) ходят еще и на курсы английского языка. Уроки для чиновников проходят до начала рабочего дня – по четвергам и субботам, с восьми до девяти часов. Занятия оплачивает бюджет, ведь цель обучения стратегическая: сделать так, чтобы на международных выставках чиновники свободно общались с потенциальными инвесторами и иностранными партнерами. А не ограничивались банальным “хау дую ю ду”.

Сами ульяновцы относятся к этим нововведением со скепсисом: “Лучше бы научили чиновников быть ближе к людям, работать на благо народа. Правда, неизвестно, можно ли вообще этому научить”.