«Человек никогда не будет любить, если он не будет в этом участвовать».

Татьяна Ившина в радиопрограмме Геннадия Антонцева «Симбирский разворот» (22 марта), посвященной проекту «культурная столица».

В качестве эксперта присутствовал на серии заседаний как по линии брендинга региона, так и по линии Культурной столицы Европы. Вник. Самое большое впечатление и основной вывод по участию – в общей шизофреничности происходящего. Шизофрения, буквально это расколотое сознание. У власти раскол происходит по одному из основных пунктов. С одной стороны говорится об «открытой власти», о «необходимости диалога», касаемо «культурной столицы» – о невозможности реализации проекта вне задействования широких общественных сил. При этом никаких механизмов и желания привлечь к проектам кого то кроме себя я в ходе обсуждений не заметил. Более того, отвергаются или саботируются и готовые предлагаемые механизмы такого привлечения и реального диалога.

Прекрасно понимаю, что Культурная столица это совсем не обязательно цель, но в любом случае средство придать движению дополнительную динамику. И здесь мне близка агрессивная и амбициозная позиция Губернатора. Почему и включился и вник по возможности, насколько допустили. В череде экспертных обсуждений целый вечер мы общались с нижегородским экспертом, основным партнером Анны Гор Глебом Фирсовым. Нашли полное взаимопонимание в плане того, что вне «похода вниз», на реальный диалог сначала с независимыми экспертами, блогосферой, а затем и более широким кругом людей, разговор о реальной столичности не стоит и начинать. Как практики подошли к делу вполне конкретно: договорились попытаться с самого начала. В любом случае информационной основой, заявкой и отражением реальности притязаний должен быть сайт Ульяновска как кандидата на звание. В любом случае сайт – это базовая и обязательная часть диалога общественности и организаторов (власти). И если его сделать на достойном уровне, в открытом режиме, с запуском открытых форматов общения, и сразу интегрировав в местное сообщество – это может послужить первым и серьёзным заделом на реалистичность наших претензий. Договорились о следующем: сами вместе делаем концепцию на основе обобщения лучшего опыта сайтов-аналогов, тех задание выкладываем на Фриланс.ру. Далее ориентируемся в реальных ценах и заказываем техническую часть у местных программистов. Контент (базы данных, и другую информацию) для ресурса и дальнейшей работы берем у чиновников (за счет чего тоже значительно удешевляем производство). Да, и естественно делаем этот проект в максимально открытом режиме – то есть обращаемся к людям за помощью и советами по всем возникающим вопросам и ведем работу публично. С самого начала: сайт Культурной столицы как общее дело. В том числе это послужило бы и отличным пиаром проекта и примером эффективности власти при работе в действительно открытом режиме. Цель была простая – показать Губернатору и первым лицам эффективность открытой модели по всем параметрам: цены, пиара, а главное – возможности изменить отношение людей, привлечь к проекту и независимых экспертов и просто заинтересованных людей. Мы хотели переломить отношение недоверия и продемонстрировать насущную необходимость и эффективность открытой модели взаимодействия власти и общества в касающемся всех проекте. Мы хотели, чтобы в проект поверили. Глеб унес проект наверх, на уровень первых лиц.

Неделю назад меня пригласили на ток-шоу. Выступал вместе с Ившиной и Котовой в качестве эксперта по Культурной столице. Татьяна Александровна озвучила присутствующей молодежи следующую информацию (цитирую почти буквально): « скоро вы увидите новый сайт, посвященный Культурной столице. Туда Вы сможете присылать свои заявки и обращаться с инициативами. Стоил он нам, конечно, недешево…»

В этот момент моё желание участвовать в Культурной столичности дало хорошую трещину.

Я не то чтобы хотел разбирать сейчас этот конкретный кейс и выдвигать какие то претензии. В конце концов, никто никому ничем не обязан. Рулевые вольны что то брать и что то отвергать. Мне неприятно и непонятно другое. Тот алгоритм, что мы изложили с Глебом (его от ульяновской культурной столицы, кстати, уже отстранили), это просто пример нормальной открытой работы власти в реализации конкретных проектов. Тем более тех, что предполагают общее участие. Конечно в тех случаях, когда власть действительно хочет делать свое дело эффективно и для людей. Я не понимаю, что мешало сразу запустить проект Культстолицы в действительно открытом режиме. В конце концов это единственный шанс его реальной реализации. Просто объявить публично: ребят есть проект, потратить мы хотим на него столько, туда и туда (конкретно) в соответствии с первичным планом, разработанным приглашенными специалистами (про них рассказать отдельно). Культурная столица – наше общее дело, включайтесь, предлагайте. Давайте обсудим, как можно сделать вот эти и эти пункты плана более эффективными и, возможно, дешевыми.

Что сейчас? Есть проект на текущий год. Который до сих пор в глаза не видели даже привлеченные к нему эксперты (вообще непонятно к чему нас записали и несколько раз собирали). Заложены конкретные деньги, какие точно никто кроме чиновников не в курсе. Слышал что на грантовую программу, например, 40 млн рублей. Заявки на грант подаются до 1 апреля. Кто эксперты, которые будут принимать по ним решение неизвестно. Кто и какие подает проекты – неизвестно. О предварительном публичном обсуждении проектов, которые будут реализовываться для всей области, и не мечтайте. Просто выйдет профильный чиновник и скажет: умное жюри выбрало для нашей области то и то. «Скоро вы увидите сайт…»Теперь на углу улицы будет стоять кочерга за 5 млн, а по селам прокатится труппа талантливых артистов за 3. Стоило это нам, конечно, недешево, но мы же столица! Так что лопайте, что дают. А где и как узнать почем и кто делал для Культурной столицы сайт? Где и как узнать сколько, на что, зачем и куда тратится? По какому механизму вообще умудряются все это проводить так тихо и незаметно? Мы, например, хотели подарить ресурсу функционал онлайн-трехмерной карты Ульяновска, которую делали год. С нанесением всех культурных объектов. Такого нет ни на одном из сайтов прошлых Культстолиц. Уверен, что своими наработками поделились бы многие, реально захоти этого власть. И вот тогда мы получили бы действительно продукт, которого не было до этого нигде. Талантами и действительно работающими людьми Бог нас не обделил. Но это нужно кому-нибудь вообще? А пока предвкушаю «лицо культурной столицы Европы» сделанное «недешево» и полуконспиративно неведомыми самородками.

На самом деле все очень просто. Во власти сидят далеко не дураки. И все они прекрасно понимают. В конце концов не нужно много ума для того чтобы сделать все хотя бы так, как я изложил выше, открыто и откровенно. Просто нужно этого хотеть. Не отвести в сторонку побольше денег по очередной мутной схеме. С сайта или ржавой кочерги на углу. А хотеть делать общее дело, просто свою работу власти. Отсюда эта жесткая закрытость, отсюда нежелание демонстрировать свою работу, денежные потоки, даже план (общих!) мероприятий. Максимальная закрытость при декларируемой открытости. И понимаете, почему у нас ничего не работает? Почему сыпятся только что построенные дороги, почему череда уголовных дел вместо реальной благодарности простых людей своей власти? Потому что так – везде.

Закончить хочу еще одним наблюдением по радиопрограмме Антонцева. Давно замечаю, что власть которая неспособна делать свою работу, у которой отсутствуют стратегии и видение проблем, которая слишком слаба и некомпетентна – такая власть перекладывает ответственность на людей. Мол, город нечищен – так ты выйди во двор с лопатой. Заодно и дорогу прочисть. Чего ты такой безответственный… Или в нашем случае (почти цитирую программу со слов одной из участниц): «вы были в Европе, видели как там люди относятся к тому месту, в котором живут? Когда такое отношение будет у наших людей – тогда мы и будем столицей».

Так то вот. Так и понимает власть свой разговор с обществом (в том числе на помянутой радиопрограмме). Вы развивайтесь! А мы в это время вам создадим или покажем неведомо что (что показалось нам «культурой») и по неведомой цене. «Скоро вы всё увидите…»