Вы, возможно, не поверите, но Ульяновск – город музеев. Сама бы не поверила, если б не увидела все своими глазами. Музеи большие и маленькие, работающие по принципу выставки и предлагающие гостям почувствовать себя жителями другой эпохи. Всего – более тридцати.

Все тридцать я, конечно, не видела. Но восемь обошла вместе с представителями тольяттинских музеев, которые на прошлой неделе побывали в Ульяновске с целью обмена опытом. Мы посетили крупный областной краеведческий музей и музей художественный, были в Симбирской классической гимназии, но наибольшее впечатление произвел (попробуйте снова мне поверить) музей-заповедник «Родина Ленина».

Несмотря на название, он рассказывает не о том, как жил вождь мирового пролетариата (об этом поведает совсем другой комплекс под названием «Музей-мемориал Ленина»), а о том, какими были жизнь и быт жителей Симбирска в конце 19-го – начале 20-го веков. В его состав входит пятнадцать музеев и один выставочный зал. Большинство из них не музеи, а скорее музейчики. Они располагаются в зданиях старой постройки и дают почувствовать ритм жизни и аромат эпохи. В комплексе они представляют собой музей под открытым небом прямо в центре Ульяновска.

Какие-то музеи нравятся больше, какие-то меньше, но в целом заповедник «Родина Ленина» подкупает своим подходом. Во-первых, он комплексный. Хотите узнать, что представляла собой архитектура Симбирска – пожалуйста. Образование? Снова не проблема. Почтовое дело? Торговля и ремесла? Купечество? Милости просим! Даже о работе фотосалонов и известных симбирских фотографах вам поведают.

Во-вторых, все здесь сделано ин-те-ре-сно! Здесь нетрудно разглядеть историю сквозь осевшую на стеллажах пыль веков, здесь история оживает. Главным образом, конечно же, благодаря экскурсоводам. Вот, казалось бы, большое дело – «Мелочная лавка», иначе говоря, бакалея. Но увлекательно – очень. На полу лари с мукой, на прилавке настоящая сахарная голова, позади прилавка полки, а на них разный товар: старинные банки с монпансье, чай, кофе, мыло, керосиновые лампы и прочее.

Экскурсовод между тем рассказывает, что даже относительно обеспеченные люди, какими была семья Ульяновых, старались экономить на таких вот «мелочах», что продавались в лавке. Например, после полудня буханку можно было купить за полцены по сравнению с его утренней стоимостью, потому что к этому времени хлеб переставал быть свежеиспеченным. Или еще интересная деталь: четыре конфетки монпансье стоили одну копейку. Современным детям при этом часто задают вопрос: сколько покупатель заплатил бы за пять конфет?

Особое удовольствие – побывать в Музее купечества. В смысле экспонатов здесь тоже нет ничего особенного: какая-то шубейка, скромная конторка, явно новодел, такие же столы-стулья в гостиной для чаепития. Но встречают с песнями, экскурсию ведет «разночинец», рассказывает подробности из жизни купца, которые слушаются с открытым ртом и потому не забываются. Например, такие детали: за один присест купцы при особом теле могли выпить до 40 стаканов чаю, а напиться до креста означало, что живот от влитой в него жидкости вздувался так, что нагрудный крест поднимался под углом в 90 градусов. При этом гостям предлагается поучаствовать в чайной церемонии по-купечески, став на время участниками действа.

Такой «интерактив», на самом деле, – привычная практика музея-заповедника. Вплоть до подготовки специальных программ как для детей, так и для взрослых. В частности, в музее «Архитектура эпохи модерн» проводится свадебная программа «Ключи от счастья», которая начинается небольшим балом, а заканчивается приключением на мельнице, где заветные ключи и спрятаны.

Комплекс «Родина Ленина» был основан в 1984 году, но большинство его музеев появились на свет в 2000-х годах, то есть уже в современных условиях. И в этих современных условиях соседям удалось создать нечто действительно уникальное, увлекательное. По ТАКИМ музеям можно бродить целый день, и это не наскучит. Что тут скажешь, молодцы, ульяновцы. Понятно, что музей-заповедник, финансируемый из федерального бюджета, имеет лучшие условия для существования, чем большинство музеев муниципальных. Но все же деньги решают не все. На ту же «Мелочную лавку» с ее баночками-скляночками вряд ли были затрачены такие уж большие деньги, а между тем она оставляет одно из самых ярких впечатлений. Потому что есть хорошая идея и есть человек, рассказывающий о простых, бытовых вещах с блеском в глазах.

Валентина Казакова, директор музейного комплекса «Наследие»:

– Не ожидала, что на родине Ильича так заботятся о сохранении своего наследия, о сохранении не просто отдельных домов, но целых исторических территорий. В разговоре с ульяновскими коллегами мы выяснили, что это непросто. Есть много проблем, связанных с земельным вопросом, но все же эти проблемы решаются. Я считаю, что здесь, в Ульяновске, мы увидели пример мужества музейных работников, которые в непростых современных условиях сумели создать новые экспозиции.

Марина Баранова, директор Тольяттинского художественного музея:

– Впечатление от поездки осталось очень хорошее. Я была поражена тем, как мастерски наши ульяновские коллеги подают материал, как интересно они его обыгрывают, стараясь в игровой форме рассказать историю города. Такой подход очень важен в общении с детьми и молодежью. Лично я почерпнула много идей для дальнейшей работы.

Наталья Ланкова, директор Тольяттинского краеведческого музея:

– Лично для меня увиденное не было откровением, потому что я уже не раз бывала в Ульяновске, во многих из музеев, которые мы во вторник посмотрели. Скажу больше, эта поездка была мною и задумана как элемент корпоративного обучения. Спасибо департаменту культуры, который идею поддержал, помог с транспортом.

Можно много говорить о том, как должен развиваться музей, читать по этому поводу всевозможные книги, но это никогда не заменит живого общения с коллегами. Такие вот встречи, такой обмен опытом дает толчок к дальнейшему развитию. Я не хочу при этом сказать, что у нас в городе ничего интересного нет. Это не так. Но нам, конечно же, есть чему поучиться. Опыт Ульяновска вдохновляет тем, что это наш сосед, у нас схожие условия работы и при этом коллеги смогли реализовать потенциал города как культурно-исторического центра. Это здорово, это создает позитивный настрой на работу.