Михаил Белый

Уполномоченный по правам ребенка при губернаторе Ульяновской области Константин Долинин предлагает в каждой российской школе ввести пост детского правозащитника – после того, как педагог одной из городских школ прямо во время урока избил второклассника.

Мальчик попал в больницу с сотрясением головного мозга, против учителя уже возбуждено уголовное дело.

Константин Долинин заявил, что размах насилия в школах страны “достиг небывалых масштабов”. В беседе с Русской службой Би-би-си он обвинил школьную систему в закрытости и бесконтрольности.

С ним косвенно согласен уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов, который поддержал инициативу, отметив, однако, что “правозащитники должны работать на общественных началах, а не за деньги”.

По мнению же Долинина, уполномоченные при школах должны получать зарплату, “а не работать только за идею”.

Родители школьников тоже сомневаются, что безвозмездная деятельность окажется эффективной, и опасаются, что детей, жалующихся правозащитникам, будут преследовать как стукачей.

Грозит лишение свободы

Второклассник Сережа Макаров уже не вернется в свою родную ульяновскую школу № 22 с углубленным изучением иностранных языков.

Родители решили перевести мальчика в другое учебное заведение после инцидента, произошедшего прямо во время урока.

Как рассказала bbcrussian.com бабушка второклассника Нина Макарова, классный руководитель избила ее внука толстым учебником (или, как призналась потом сама учительница, “всего один раз стукнула ребенка”).

Врачи диагностировали у ребенка сотрясение головного мозга и госпитализировали.

Педагог уволилась из школы по собственному желанию.

Однако прокуратура уже возбудила в отношении учителя уголовное дело по статье 156 Уголовного кодекса РФ (ненадлежащее исполнение педагогом обязанностей по воспитанию детей, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетними).

Педагогу грозит наказание вплоть до лишения свободы сроком до трех лет.

Как пояснили bbcrussian.com в региональной прокуратуре, в настоящее время по факту избиения Сережи Макарова проводится проверка.

“Сейчас следователи выясняют, идет ли речь об единственном таком случае, либо избиения в этом учебном заведении происходили и ранее”, – сообщили в ведомстве.

“Независимый и защищенный статус”

“Детские правозащитники, если они появятся при каждом учебном заведении, способны остановить волну жестокости. Дети избивают друг друга, над детьми зачастую издеваются педагоги. Однако школа на сегодняшний день остается крайне закрытой структурой. Многие происходящие там вещи замалчиваются, чтобы не выносить сор из избы”, – заявил в интервью Русской службе Би-би-си уполномоченный по правам ребенка в Ульяновской области Константин Долинин.

По мнению Долинина, проблема заключается не только в “полной закрытости российских школ”.

“Зачастую и чиновники от образования, к которым я обращаюсь по долгу службы, предпочитают всячески скрывать информацию. Не хотят, к примеру, портить статистику”, – поясняет он.

По мнению собеседника bbcrussian.com, детские правозащитники должны наладить контакты со школьниками, чтобы “те им доверяли на все 100 процентов”.

“Думаю, что школьные уполномоченные должны собирать факты сокрытия преступлений в школах, после чего сортировать их. К примеру, одну жалобу направить в министерство образования, а другую – сразу в прокуратуру. Родители должны знать, что происходит в стенах школы”, – уверен Долинин.

Ведущий научный сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидат психологических наук Елена Балашова считает, что “речь идет о весьма позитивной идее”.

“Однако необходимо тщательно продумать, какими правами должен обладать школьный правозащитник. Я думаю, что он должен иметь независимый и защищенный статус. Если он будет подчиняться директору школы, то идею можно считать загубленной – ему не позволят эффективно работать”, – пояснила Балашова.

Кроме того, по мнению эксперта, такой правозащитник должен иметь “серьезное образование в области педагогики и отдельных аспектов юриспруденции”.

“И самое главное, школьный уполномоченный по правам ребенка должен пользоваться авторитетом у учеников – чтобы в случае неприятностей со своими проблемами они пошли именно к нему”, – сказал Балашова.

О зарплате не может быть и речи?

Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Павел Астахов одобрил ульяновскую инициативу.

“Дополнительные школьные помощники – это всегда хорошо. В некоторых российских регионах такие уполномоченные существуют в детских домах. Причем их выбирают сами дети”, – заявил Астахов Русской службе Би-би-си.

По мнению омбудсмена, такие помощники должны существовать на добровольных общественных началах: “О том, чтобы вводить дополнительное финансирование, платить им отдельную зарплату не может быть и речи”.

Родители школьников полагают, что в такой ситуации идея рискует провалиться.

“На деле получится, что в школе появятся какие-то мифические люди с непонятным кругом функций. Эффект может быть только в том случае, если школе повезет, и на месте такого правозащитника окажется какой-то энтузиаст. Однако на энтузиазме долго не продержишься. Боюсь, что эта инициатива окажется профанацией”, – сказала bbcrussian.com мать семиклассника Марина Захарова.

По ее словам, должен быть создан “институт, не зависимый ни от чиновников от образования, ни от руководства школ”.

“И большой вопрос в том, пойдет ли ребенок в случае конфликта кому-то жаловаться. Его сразу окрестят “стукачом” и еще больше осложнят дальнейшую жизнь”, – считает Марина Захарова.