Ульяновскому областному театру драмы исполнилось 225 лет, программа юбилейных мероприятий продолжается.
“Кто может – пусть сделает лучше”
История симбирской-ульяновской сцены начинается с событий 27 ноября 1774 года: “Комедия “Пугачев Емелька” в трех действиях представлена в первый раз на Симбирском театре благородными действующими лицами”. В 1780 году в громадном двухэтажном каменном особняке богатого симбирского помещика Николая Дурасова в Троицком (ныне Краснознаменном) переулке начинают с успехом показывать спектакли его крепостной труппы. Через пять лет Николай Алексеевич подарил помещение со сценой и декорациями губернскому дворянству, но крепостные и “благородные лица” продолжали там регулярно играть. Во второй половине 1830-х годов в Симбирске появился Временный театр, по внешнему виду больше напоминавший сарай. Работал он только летом, а зимой представления по-прежнему шли в Дворянском собрании. В 1846 году на средства губернского предводителя полковника Наумова и благодаря усилиям мещанина-кондитера Слепнева был построен новый деревянный театр на 400 мест (в начале нынешней улицы Минаева). Здание постоянно переходило из рук в руки и быстро пришло в негодность. Тогда симбирский дворянин гвардии штабс-капитан Прянишников выстроил каменный комплекс, объединив под одной крышей гостиницу, ресторан, театр. Внешне постройка выглядела скромно, но внутри… Асфальтовые полы, громадное фойе, зал, вмещавший свыше тысячи человек, большая сцена, просторная оркестровая. 23 ноября 1879 года открылся первый сезон. Публика прочла на театральном занавесе надпись: “Я сделал что мог; кто может – пусть сделает лучше”. Эти же слова встречают в фойе и нынешних зрителей, пришедших посмотреть премьеры юбилейной 225-й программы.
Тет-а-тет с театром
За прошлую неделю ульяновцы побывали на творческих вечерах народных артисток России Клары Шадько и Зои Самсоновой, встретились с писателем Жоресом Трофимовым, поведавшим о страницах летописи симбирской сцены, увидели представление “Театральный роман” в исполнении семейного актерского дуэта – артиста Сергея Кондратенко и заслуженной артистки России Ирины Янко. Самые любопытные – в основном это школьники – совершили увлекательную экскурсию по закулисью “Тет-а-тет с театром”. По словам актеров, они стремились показать гостям, что театр – не только аплодисменты, улыбки, красота и успех, это ежедневная, слаженная, кропотливая и тяжелая работа различных служб. Ребятню познакомили с театральным этикетом, провели в костюмерную и дали примерить наряды, в гримерной рассказали о мастерстве изготовления париков, дали урок нанесения грима. Реквизитная комната продемонстрировала все сокровища репертуарных постановок – от чашек и ложек до охотничьих винтовок и мушкетерских шпаг. Юные посетители посидели за пультом помощника режиссера – аппаратом, связывающим персонал закулисья со сценой, гримерками актеров, звукорежиссером и осветителями, находящимися в разных частях здания. В конце прогулки девчонки и мальчишки оценили свои артистические способности под руководством опытных мастеров сцены Дениса Верягина и его коллег. Когда экскурсовод спросил, сложилось ли у гостей представление о профессии актера, все в один голос ответили, что она не такая легкая, как они думали раньше.
– Грим “щиплет” лицо, в парике – жарко. Мы попробовали фехтовать, шпаги – тяжелые, после нескольких минут руки болят… А актеры ежедневно репетируют и дают спектакли! Работа требует больших физических и эмоциональных нагрузок, – поделились впечатлениями восьмиклассники школы №66.
Учителя и ученики
Знаковым событием текущих дней стали два дипломных спектакля начинающих актеров – студентов факультета культуры и искусства УлГУ. Некоторые из них уже приняты в труппу драматического. Ведущая актриса областного театра драмы, педагог Ульяновского госуниверситета Зоя Самсонова отмечает: “Среди выпускников непрменно найдутся таланты, которые прославят наш вуз, город и даже Россию. Многих приглашают столичные театры и киностудии, что говорит о признании актерской школы УлГУ”. Курс Зои Михайловны и заслуженного деятеля искусств, народного артиста, лауреата Государственной премии, премии Станиславского, члена Союза театральных деятелей России, режиссера Юрия Копылова сыграл “Дни нашей жизни” по одноименной пьесе Леонида Андреева. Воспитанники лауреата Государственной премии РФ, народной артистки России Клары Шадько и Алексея Храбскова показали “Завтра была война” по Борису Васильеву.
Вчера, сегодня и всегда
Завтра, 26 марта, на Малой сцене пройдет вечер памяти народного артиста Украины Глеба Юченкова с участием народного артиста России Константина Юченкова из Тверского академического театра драмы и артиста Московского театра “У Никитских ворот” Дениса Юченкова. На основной сцене выступит актер театра и кино Игорь Ливанов с программой “Мой первый театр”. 27 марта поклонников ждет театрализованное действо с участием Игоря Ливанова, Михаила Янко, Веры Ефремовой, Александра Чуйкова, Ирины Андрияновой, Константина и Дениса Юченковых. Мероприятие подытожит праздничную программу. А с 28 марта в Ульяновский драматический театр прибудет с гастролями труппа Московского драматического театра имени Станиславского. Так что торжество закончилось, но лицедейство продолжается.
Кстати
Японский театр кабуки, где все роли, даже женские, играют мужчины, основала именно женщина. Ее звали Окуни, и она была служительницей святилища в XVII веке. Она и другие женщины исполняли тогда также все роли, в том числе мужские. Однако вскоре руководству страны не понравилась безнравственная атмосфера, часто царившая на таких представлениях, и женщин в театре кабуки заменили юношами, а впоследствии зрелыми мужчинами. В наше время традиции уже не столь сильны, и в некоторых труппах женские роли стали снова исполнять женщины.
Во времена Пушкина не весь партер театра занимали кресла. Они были только в нескольких первых рядах для особо знатных и состоятельных господ. За этими рядами располагалась стоячая зона партера, билеты в которую стоили значительно дешевле. Здесь обычно находились творческие люди, студенты, клерки — они были самой активной частью публики, задавая тон аплодисментам и крикам “Браво!”. На особо популярные спектакли в партер набивалось очень много театралов, самые заядлые из которых приходили за два-три часа до начала и занимали лучшие стоячие места.
На одном из одесских кладбищ есть могила актера Митрофанова с надписью на плите: “Много раз мне случалось играть покойников, но никогда я не играл их столь мастерски”.
Слова суфле и суфлер имеют мало общего по значению, но происходят оба от французского “souffle” (выдох, дуновение). Суфле названо так потому, что оно легкое и воздушное, а суфлер — потому что он должен подсказывать актерам очень тихо.
Итальянский комик Бианконелли решил разыграть перед публикой веселую пантомиму с большой бутылью в руке. По одной из версий, после его провала слово “фиаско” (по-итальянски — “бутылка”) получило значение “актерская неудача”, а затем – неудача, провал вообще.
Англичанин Гораций де Вир Коул прославился как знаменитый шутник. Одной из лучших его шуток стала раздача билетов в театре. Раздав строго определенные места лысым мужчинам, он добился того, что вместе эти лысые черепа с балкона читались как бранное слово.
Татьяна КРАВЦОВА