За четыре его недели сумма просроченной задолженности сокращена почти на 170 миллионов рублей.

Работу с должниками управляющие компании ведут постоянно, но традиционно в марте мэрия Ульяновска уделяет данной проблеме особое внимание. И уже можно подводить первые предварительные итоги месячника. С начала календарной весны ульяновцам доставлено более двенадцати тысяч письменных предупреждений о погашении задолженности, порядка трех тысяч должников оповестили по телефону, подано в суды около 140 исковых заявлений о взыскании с неплательщиков семи миллионов рублей. Службой судебных приставов с должников взыскано около пяти миллионов рублей. Не обошлось и без отключений коммунальных услуг. Так, без электричества остались 360 злостных неплательщиков, без горячего водоснабжения – свыше 60, пятерым отрезали газ. J Как непосредственно ведется эта работа, рассказали в управляющей компании «Жилстрой-сервис», обслуживающей дома в Новом городе. Всего на балансе организации свыше 29 тысяч квартир. Из них проблемы со своевременной оплатой возникают примерно у трех тысяч владельцев жилья.

– Злостных неплательщиков, долги которых накапливаются от полугода и больше, всего около 700, – говорит начальник отдела по работе с населением УК «Жилстрой-сервис» Александр Болотов. – В принципе, это одни и те же люди, жилье у которых, в основном, неприватизированное.

До момента отключения потребителя от коммунальных услуг проходит много времени. И самое главное – у неплательщика есть несколько возможностей избежать этой крайней меры. Разумеется, все происходит в рамках российского законодательства.

– Если у человека появилась просрочка платежа в десять дней, мы отправляем ему извещение, – продолжает Александр Болотов. – В случае отсутствия оплаты, в следующем месяце высылается повторное извещение. Сначала кладем его в почтовый ящик, потом в дверной проем. Затем курьер приглашает владельца квартиры на беседу. Если и дальше нет никакой реакции, мы вынуждены обращаться в суд. К этому времени вводится режим ограничения коммунальных услуг. То есть свет в квартире отключается, но электроплита продолжает функционировать. Об ограничениях мы информируем МЧС и городское управление внутренних дел. В редких случаях дело доходит до полного отключения услуг и привлечения судебных приставов.

Вопреки бытующему мнению, управляющей компании абсолютно невыгодно судиться с неплательщиками и отключать их от коммунальных услуг. Заплатив пошлину за рассмотрение дела, она все равно не получает гарантию погашения долга. Поэтому в управляющей компании предлагают решить проблему другими способами. Один из них – подписание соглашения о реструктуризации долга.

– Очень многие стесняются идти на контакт, – говорит заместитель директора УК «Жилстройсервис» Игорь Болотов. – Поверьте, это не страшно. Наоборот, когда мы знаем, что владелец квартиры готов платить, но возникла сложная ситуация, просто необходимо заключить такое соглашение. По нему человек обязывается погашать текущие платежи, плюс по одной тысячи рублей долга. Для нас это гарантия оплаты, а для жильца – того, что услуги будут предоставляться в прежнем объеме. Любой платеж, совершенный сейчас, пусть даже неполный, он в любом случае уменьшает завтрашний долг.

Не стоит забывать и про субсидии. Многие ульяновцы не обращаются за ними, так как для этого необходимо собрать достаточно большое количество документов. Но если человек имеет право помощь государства, им нужно воспользоваться.

– Есть возможность получить компенсацию или субсидию даже тем, кто уже имеет долги за коммунальные услуги, – говорит председатель комитета ЖКХ и экологии мэрии Михаил Сычев. – Для этого нужно иметь на руках соглашение о реструктуризации задолженности. То есть, опять же, не бояться идти на контакт с управляющей компанией. Еще один вариант для уменьшения размера платежей – установка приборов учета. Этот вариант отлично подходит в тех случаях, когда прописанных в квартире больше фактически проживающих. Установив счетчики, стоимость «коммуналки» уменьшается, а освободившиеся деньги можно направить на погашение долга. При этом сама установка осуществляется в рассрочку на полгода.

В общем, вариантов для решения проблемы с долгами за услуги ЖКХ предостаточно. Необходимо лишь немногое – конструктивный диалог с представителями управляющей компании, ТСЖ или ЖСК. Тогда вероятность отключения света или горячей воды сводится к минимуму.

КСТАТИ

По поручению главы города Александра Пинкова месячник по улучшению сбора платежей за ЖКУ продлен до 1 мая.