Вот россияне и получили долгожданный ответ на вопрос, каково же истинное положение дел с нашей демографией. А, следовательно, уже можно судить о реальной эффективности широко пропагандируемой властями и, кстати, довольно дорогостоящей кампании по повышению рождаемости. Опубликованы первые результаты недавней переписи населения.
К слову, на первый взгляд, они не так уж и плохи. Убыль населения по сравнению с данными предыдущей переписи 2002 года составила 2,2 миллиона человек, что неожиданно оказалось… меньше, чем предсказывали эксперты. Причем на целый миллион. А ведь наиболее «добрые» иностранные СМИ писали чуть ли не о национальной катастрофе, называя ее «крахом русского мира» и «физическим вырождением». И это на фоне того, что население США примерно за тот же период выросло на 27 миллионов человек!
Впрочем, демографические диспропорции в масштабах всей страны и в данных Росстата прослеживаются четко. Прежде всего, двухмиллионная людская убыль зафиксирована, несмотря на значительную миграцию в страну русскоязычного населения из Ближнего Зарубежья. Правда, миграционный ресурс наверняка значительно больше, но власти никак не хотят востребовать его, как следует. На родине наших соотечественников по-прежнему ждут многочисленные чиновничьи препоны, их «возвращение» так и не стало государственным приоритетом. Конечно, на общем фоне отдельным анклавом выглядит благополучная Москва. Столица нашей родины всегда была этаким государством в государстве, что подтвердил и рост ее населения до 11 миллионов 514 тысяч человек (или на 11%) за последние восемь лет. В общем, рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше. Словно спешит в рай, в надежде догрызть яблоки. И заметьте, что количество провинциалов, не уверенных в том, есть ли жизнь за МКАДом, с годами не уменьшается…
Доля сельского населения не только не подросла, но снова снизилась. То есть урбанизация в нашей стране продолжается, несмотря ни на какие нацпроекты, что говорит только об их провальности. Куда только потрачены бюджетные миллиарды? Может быть, «огороживание» сельчан несколько замедлилось, но не потому ль, что большинство желающих уехало из деревень годами раньше?
Перепись показала, что снизился и мужской «сегмент» населения. Не секрет, что общественные болезни острее всего поражают сильный пол, среди представителей которого и смертность выше, и продолжительность жизни меньше. Последняя – всего-то около 63 лет, тогда как среднестатистическая россиянка доживает до 75-ти. Неудивительно, если учесть растущую депрессивность общественных настроений. Народ-то нефтяного процветания, распиливаемого где-то наверху, не ощущает!
Интересно и распределение данных по округам. Наше Поволжье – середнячок. А тревожным фактом можно считать наибольшее сокращение и без того самого малочисленного в России населения Дальнего Востока – аж на 6%. Богатейший край, удаленный от сердца страны на многие тысячи километров, пустеет и имеет все больше шансов попасть под юрисдикцию другого государства, скорее всего, Китая. Статистика показывает, что государственная политика, проводимая в этом регионе, по меньшей мере, недальновидна. Даже мне приходилось слышать жалобы от коллег-дальневосточников, которые считают, что европейская Россия бросила их на произвол судьбы, фактически сдав китайцам, хозяйничающим на исконных русских землях. Все, кто имеют хоть какие-то шансы отправить своих детей куда-нибудь по эту сторону Урала, предпочитают использовать такую возможность незамедлительно. А Кремль молчит. И непонятно: россиян только «переписали» или, на самом деле… списали?!
Александр РУСИНОВ