Виктор Никитин

Ещё год назад в регионе об агростраховании никто и не заикался. Под урожай 2010 года посевы были застрахованы на 140,6 тысячи гектаров, в том числе озимые – 102,3 тысячи гектар или всего на 15% от их общей площади. Государство бросилось спасать ситуацию, начав частичное субсидирование уплаченных страховых премий.

Конкретно в Ульяновской области на эти цели было выплачено за счёт регионального и федерального бюджетов 72 миллиона рублей, позволивших компенсировать 57,3% страхового взноса. А всего на компенсацию последствий засухи было выделено около 800 миллионов рублей. Пресловутые 15% дали о себе знать: сельхозпроизводители получили в качестве страхового возмещения всего 158 миллионов рублей.

Откуда у крестьян «робость» перед агрострахованием?

Засуха, однако, оказалась очень хорошим учителем. Она так больно ударила сельское хозяйство под дых, что сильно озаботила высшее руководство страны. На свет появился проект ФЗ «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом с государственной поддержкой». Мы к нему обязательно вернёмся. А пока зададимся вопросом: откуда у наших крестьян такая «робость» перед агрострахованием, выгоды которого, казалось бы, сегодня для всех очевидны? Отвечая на этот вопрос, министр сельского хозяйства региона Александр Чепухин в качестве одной из причин называет отсутствие у сельхозпроизводителей достаточных денежных средств для уплаты страховых премий, которые, что очень болезненно для крестьян, надо перечислять до начала посевной. Между тем «живые» деньги позарез нужны на закупку семян, удобрений, горючего, запчастей … Выбор аграрии делают не всегда в пользу страхования. Положение усугубляет тяжёлое финансовое положение многих хозяйств. В прошлом году, как известно, ситуация на зерновом рынке отличалась крайней нестабильностью. А тут еще потребовались дополнительные средства на пересев более 140 тысяч гектаров озимых культур, погибших от вымерзания.

Чтобы крестьяне себя увереннее чувствовали при оформлении договоров со страховыми компаниями (СК), обсуждается вопрос о необходимости привлечения специалистов по кредитам и страхованию для работы в районных сельхозуправлениях и региональном АККОРе.

Номер «на авось» со страховщиками не пройдет

Как правило, принято предъявлять претензии к страховщикам, но и страхователи не всегда выглядят в лучшем свете. Так, многим из них до сих пор не хочется признавать, что страхование – это большая кропотливая работа. Если, например, появляются предпосылки к природным катаклизмам, типа засухи, гибели культур, тому же выпреванию озимых, грамотный хозяин постарается составить акты и другие необходимые документы, но, прежде, изучить договор страхования, прежде чем его подписывать. Причём, сделает это в срок и с соблюдением всех требований. Он понимает, что наличие ущерба надо доказать и обосновать. Если речь идёт о гибели посевов, здесь всё гораздо легче: урожай либо есть, либо его нет. Доказать недобор гораздо сложнее, потому как причин здесь может быть очень много, вплоть до нарушения технологий возделывания сельхозкультур. Нет сомнений, что в этом случае СК будет рассматривать все технологические процессы в их совокупности, то есть, выяснять, когда хозяйство проводило сев, как обрабатывало почву, какие применяло семена и удобрения … Иной же страхователь, не в обиду будет сказано, пытается выехать «на авось». Он почему-то считает, что если у него случился недобор и гибель, то никаких документов готовить не нужно, заявлений и актов не предоставлять, мол, кому надо придут и сами принесут деньги. А когда «не приходят и не приносят», начинаются обиды.

Партнерские отношения прежде всего

Ещё одной причиной вялости агрострахования, по мнению министра, является низкая репутация СК, вообще, страхового бизнеса. Нельзя отрицать наличие в регионе страховщиков, которые имеют имидж честных и порядочных, полностью и в срок выплачивают страховые возмещения и, соответственно, имеют приток инвесторов. Но есть и такие, кто задерживает выплаты, не помогает аграриям в сборе и оформлении документов. Они, как правило, катастрофически теряют клиентов и отпугивают тех, кто с ними хотел бы работать. Хотя и страховщики, и страхователи всё больше начинают понимать, что им друг без друга не обойтись.

Вопрос о репутации видится не таким уж и безобидным. Не идёт из головы разговор с председателем комитета по аграрным вопросам Госдумы России Валентином Денисовым. Он говорит, привожу дословно: «У нас «правильных» СК меньше, чем «неправильных». Получить, например, страховую премию для страхователей крайне сложно. Потому, хотя бы, что СК рассматривают свою деятельность, прежде всего, как бизнес: когда берёшь чужие и ненадолго, а отдаёшь свои и насовсем. Вот почему видится крайне необходимым стимулировать развитие страхового дела в АПК. Надо делать всё возможное, чтобы в аграрный сектор приходили новые СК и в прозрачном режиме конкурировали между собой. Не должно быть монополии, особенно на региональном уровне».

В свою очередь, Александр Чепухин не скрывает, что случаев невыплаты достаточно много. Страховщиков и представителей сельхозпредприятий, у которых возникли трудности с получением страховых выплат, неоднократно приглашали в Минсельхоз. «Разбор полётов» шёл по каждому конкретному случаю. При этом виновные выявлялись с обеих сторон. Одни демонстрировали наплевательское отношение к оформлению документов, другие под различными предлогами тянули с выплатами.

Практика показывает, что хорошие результаты возможны только при наличии прочных партнёрских отношений. Они нарабатываются годами, а вот потерять их можно в один миг. Поэтому многие крестьяне предельно осторожно решают для себя, с какой из СК можно и нужно работать.

Ещё раз сошлюсь на мнение Александра Чепухина. Он исходит из того, что засуха минувшего года оказала резко отрицательное влияние на темпы экономического роста сельского хозяйства области. А потому ставит по значимости страхование на первое место. Потом идёт анализ почвы, за ним семена, удобрения, ГСМ … Без страхования, считает министр, работать в Поволжье, зоне рискованного земледелия, – полное безумие. Это всё равно, что ходить в казино: зашёл с деньгами, вышел без денег. Ситуацию намечено исправлять поэтапно. Первым шагом должно стать именно страхование. Освоим эту науку, будет у нас цивилизованный агробизнес. Не освоим, значит, как и прежде, работать нам с лукошком и на глазок.